К вопросу о политике Турецкой Республики в отношении Африки. Часть 2

Турецкая Республика все последние годы пытается проводить активную политику на Африканском континенте. Продолжаем разбор политики Турецкой Республики на африканском направлении, на основе Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.).

Разбор турецкой политики в Африке разделен, вполне естественным образом, на два раздела: Северная Африка и Африка южнее Сахары. Далее каждый из них содержит политический и культурный аспект отношений Турции с той или иной страной.

Начинаем с политических и дипломатических отношений с Северной Африкой. Сразу заметим, что 2011 год и стартовавшая с Туниса и перекинувшаяся на Египет, Ливию и другие страны так называемая «арабская весна» стала поворотной точкой в отношениях Турции, поддержавшей демократические изменения и тренд на приход ко власти умеренных исламистов, с регионом.

Как указывают авторы документа, в период нахождения у власти ПСР, развитие политических и дипломатических отношений с Северной Африкой стало одной из важнейших целей, стоящих перед турецкой дипломатией.

В отношениях с Тунисом: министр иностранных дел страны Хамис аль-Джиханави 15 июля 2017 года прибыл в Турцию с рабочим визитом, в ходе которого он встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу и, как пишут авторы, обсудил «двусторонние отношения и региональные вопросы». Как подчеркнул Х.аль-Джиханави, Тунис предоставляет хорошие возможности для турецких бизнесменов и инвесторов, а Турция, с африканской точки зрения, занимает важное, стратегическое положение. В частности, Турция для Туниса является «окном в Европу» и важным транзитным коридором.

С другой стороны, 27 декабря 2017 года состоялся официальный визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Тунис с большой делегацией, его сопровождавшей. В рамках визита сторонами было подписано 4 соглашения. Как сообщается, в ходе встречи президента Р.Т. с его тунисским коллегой Беджи Каидом Эссебси была достигнута договоренность о дальнейшем укреплении политических экономических и культурных связей между двумя странами. В ходе этого визита, президент Турции открыл Культурный центр Юнуса Эмре, а также сообщил, что при участии Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TIKA) в Тунисе реализуется проект строительства больницы для женщин и детей.

Мы не раз на страницах ИБВ писали о том особом месте, которое исторически имеет для Турции Ливия, невзирая на всю неровность отношений между двумя странами. Достаточно лишь сказать, что именно Ливия дала толчок зарубежной деятельности турецких подрядчиков и, получается, сыграла свою роль в том, что турецкие строители занимают сегодня второе место в мире после Китая, даже обогнав США.

Как пишут авторы документа, Турция в 2017 году продолжила свои усилия, как политические, так и дипломатические, направленные на то, чтобы «внести свой вклад в обеспечение мира и безопасности в этой стране». В этой связи, в период с 9 по 11 октября Ливию посетил турецкий спецпредставитель по делам в стране Эмруллах Ишлер. В ходе поездки состоялись его встречи с специальным представителем ООН по Ливии Гассаном Саламе, премьер-министром Правительства национального согласия  Фаизом Сараджем, главой Высшего государственного совета Абдуррахманом Свейли и председателем парламента Акилой Салахом Исой. Представители Правительства национального согласия отметили ту большую роль, которую, при поддержке ООН, играет Турция в идущем переговорном процессе и поблагодарили страну за большую политическую поддержку, оказываемую Ливии. Также было отмечено, что важным шагом на пути обеспечения политического единства страны стало подписание соглашения между правительствами в Триполи и в Тобруке. Также была подчеркнута та поддержка, которую оказывает Турция Ливии в рамках трехэтапного плана ООН (был согласован парламентом в Тобруке в ноябре 2017 года).

13 ноября 2017 года состоялся визит в Анкару главы Комиссии тобрукского парламента по иностранным делам и международному сотрудничеству Ю.Агури. Как указывают авторы документа, тем самым Турция продемонстрировала свою равноудаленность от обеих сторон ливийского конфликта. Была подчеркнута та положительная роль, которую сыграла Турция в принятии сторонами, при поддержке ООН, 3-х этапного политического соглашения по Ливии. В ходе визита состоялась встреча Ю.Агури с президентом Р.Т.Эрдоганом. Турецкой стороной было подчеркнуто желание, чтобы турецкий бизнес и турецкие граждане играли активную роль в развитии Ливии. Турция подтвердила свое намерение вновь открыть свое генеральное консульство в Бенгази, после того, как будет решен вопрос с обеспечением его безопасности (заметим, что вопрос – непраздный: известно о фактах пропажи без вести и похищения ряда турецких граждан, работавших в стране, решить вопрос которых вплоть до настоящего времени турецкой стороне, несмотря на все её усилия, не удается – В.К.). Как сообщается авторами материала, в ходе встречи турецкой и ливийской сторонами были обсуждены «потенциальные сферы сотрудничества».

Завершается североафриканский политический раздел важностью для Турции достижения Северной Африкой стабильности и безопасности. С этой точки зрения, как пишется, Турция в 2017 году прикладывала большие усилия на ливийском направлении. Про прочие североафриканские страны, в политическом контексте, Альманах не говорит. В частности, про важнейшую страну региона Египет, с кем у Турции после «контрреволюции генерала А.Ф.ас-Сиси» складываются не просто прохладные, а откровенно враждебные отношения.

52.29MB | MySQL:106 | 0,825sec