Оценки китайских специалистов перспектив военно-технического сотрудничества с ВС Пакистана в области армейской авиации

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», в настоящее время на вооружении подразделений АА СВ ВС Пакистана находится 52 ударных вертолета из которых 48 это устаревшие АН-1F (пр-во США) и 4 новейших Ми-35 (пр-во РФ). В перспективе пакистанские военные рассчитывают приобрести еще 20 боевых винтокрылых машин российского производства, которые в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям  по огневой мощи и бронированию,  а также необходимости выполнения полетов в высокогорной местности со сложным рельефом.

Как известно, на протяжении последних трех лет китайские производители ударных вертолетов ведут тяжелую конкурентную борьбу за контракт Сухопутных войск (СВ) Вооруженных сил (ВС) Пакистана на поставку партии вертолетов для подразделений армейской авиации (АА). Следует отметить, что хотя пакистанские военные подписали контракт с турецкой компаний TAI, однако в свете запрета США на поставку технологий военного и двойного назначения в Турецкую Республику ситуация может кардинально измениться.

В отношении турецкого контракта известно, что компания TAI должна поставить для АА СВ ВС Пакистана 30 легких ударных вертолетов Т-129 «Атак», которые разработаны конструкторами турецкой компании Aselsan и итальянской Augusta Westland на базе вертолета А-129.  Фактически, турецкие конструкторы оставили без изменений навигационную систему, пилотажное оборудование, комплекс управления огнем, автопилот, датчики двигателей, топливную и гидравлическую системы,  а также систему предупреждения о радиолокационном облучении.

По данным китайских источников, большинство радиоэлектронных систем Т-129 имеют двойное резервирование, а навигационная система позволяет проложить маршрут для автопилота, который будет содержать до 100 опорных точек – подразумевают выполнение маневров, как по горизонтали, так и по вертикали.

Сотрудники компании Aselsan заменили оптико-электронную систему разведки и наведения на собственную разработку под обозначением ASELFLIR-300T, которая представляет собой сочетание из видеокамеры с просветленными линзами, инфракрасной камеры, лазерного дальномера и прицела, которые объединены в одном поворотном корпусе сферического типа.

Китайские специалисты отмечают, что итальяно-турецкая разработка отличается малой массой, высокой маневренностью, которую обеспечивают два двигателя CTS800-4A (мощность каждого 1016 кВт/1362 л.с. в нормальном режиме и 1268 кВт в экстренном режиме). Данные силовые установки разработали в США в рамках проекта малозаметного разведывательно-ударного вертолета RAH-66 Comanche, который не был принят на вооружение ВС США по причине завышенной стоимости.

Комплекс управления огнем вертолета Т-129 позволяет экипажу применять трехствольную автоматическую пушку ТМ197В (калибр 20 мм), которую возможно отклонять по горизонтали на 90 градусов и по вертикали в диапазоне от +20 до -45градусов. Данное орудие имеет два темпа стрельбы 750 и 1500 выстрелов/минуту и позволяет поражать живую силу и легкую бронетехнику противника на дальности до 2000 м.

Для борьбы с более сложным наземными целями на Т-129 могут быть установлены ПТУР AGM-114 Hellfire или BGM-71 Tow, а также пусковые установки для неуправляемых авиационных ракет калибра 70 мм (пр-во США) и 81 мм (пр-во Италия). В целях противодействия воздушному противнику вертолет можно оснастить зенитными управляемыми ракетами типа Stinger или Mistral.

Поскольку турецкие конструкторы и военные решили, что главное свойство для легкого ударного вертолета это маневренность над полем боя, то Т-129 практически лишен бронирования, что достаточно опасно для экипажа в условиях широкого распространения среди исламистов и террористов пулеметов калибра 12,7 и 14,5 мм, западного, советского и китайского производства. Для защиты от зенитных средств вероятного противника на Т-129 устанавливают систему предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, постановщики помех и пусковые устройства для ловушек, однако, как известно, все эти компоненты не гарантируют безопасное пилотирование.

Основным конкурентом турецкого вертолета является китайский WZ-10, который обладает значительно большей массой (около 5 тонн) и линейными размерами.  Необходимо учитывать, что увеличенная масса китайского вертолета связана, прежде всего, с уровнем бронирования кабины и моторного отсека, которое обеспечивает защиту при обстреле из пулемета калибра 12,7 мм, а лобовая проекция кабины выдерживает попадания снарядов калибра 20 мм. При сравнении тактико-технических характеристик становится понятно, что китайская винтокрылая машина имеет длину на 2 м больше и высоту на 0,5 м больше, т.е.  силуэт вертолета WZ-10 более заметен, что конечно невыгодно при действиях в дневное время.

В отношении силовой установки WZ-10 известно, что первоначально данный вертолет оснащали двигателем РТ6С-67А производства канадского филиала компании Pratt&Whitney. Однако, после введения ограничений их поставки в КНР были прекращены, и в модификации для НОАК рассматриваемый вертолет  получил национальную разработку – двигатель WZ-9А, максимальная взлетная мощность  составляет всего 932 кВт, что  значительно меньше в сравнении с американским силовым агрегатом, который устанавливают на легкий Т-129 «Атак». По данным китайских источников, WZ-10 развивает максимальную скорость 290 км/ч, крейсерская скорость составляет 230 км/ч, а максимальная дальность полета достигает 800 км.

Система управления огнем «Огненная пещера 96» позволяет членам экипажа WZ-10 применять одноствольную автоматическую пушку калибра 23 мм, ПТУР «Красная стрела 10», НАР калибра 57 и 70 мм, а также высокоточные авиационные боеприпасы серии «Небесная стрела» калибра 90 мм и  управляемые ракеты класса «воздух-воздух» типа TY-90. В целом WZ-10 вполне адекватная боевая машина для выполнения задач в провинции Пенджаб, которая отличается довольно ровным рельефом.

Следует отметить, что основной причиной закупки легких ударных вертолетов для АА СВ ВС Пакистана является банальная нехватка финансовых средств в оборонном бюджете Исламабада, который должен Международному валютному фонду около 95 млрд долл. США.  По оценкам китайских аналитиков, именно ограниченные финансовые возможности не позволяют пакистанским военным рассчитывать на приобретение таких высокоэффективных ударных вертолетов как Ка-52 или Ми-28Н, которые доказали свою эффективность в боевых действиях в Сирии. Китайские специалисты особо отмечают возможности бортовых систем РЭБ российских вертолетов, которые нивелировали все попытки боевиков уничтожить данные винтокрылые машины.

Кроме ограничений США на поставки двигателей CTS800-4A, которые могут нарушить реализацию контракта между Анкарой и Исламабадом существует вероятность, что пакистанские военные повторно проведут тесты китайского ударного вертолета в новой модификации под обозначением WZ-10ME, который получил новые двигатели повышенной мощность (1132 кВт). Новые силовые установки позволяют более энергично набирать высоту и обеспечивают скоростное контролируемое снижение.

Анализ публикаций в китайском специализированном военно-техническом издании «Вооружение» показывает, что китайские конструкторы учли рекламации по надежности и ресурсу двигателя при выполнении полетов в условиях высокой запыленности и установили специальные пылеулавливатели, которые отсекают поток песочной пыли от поступающего воздуха и тем самым сохраняют ресурс двигателя. Следует отметить, что китайские двигателестроители прикладывают значительные усилия по доводке двигателя под обозначением WZ-16, мощность которого будет находится в диапазоне от 1300 до 1500 кВт (мощность на экстренном режиме 2040 л.с.).

Помимо нового двигателя китайские специалисты изменили систему подачи боеприпасов для авиационной пушки – выполнили ее как у Т-129, кроме того был модифицирован дульный тормоз-компенсатор, который снизил вибрации при стрельбе. В целом китайские конструкторы продемонстрировали свои возможности по совершенствованию ударного вертолета, который уже восемь лет стоит на вооружении АА СВ НОАК.

62.84MB | MySQL:102 | 0,578sec