В мобилизации, организации и активности иранских/проиранских шиитских вооружённых группировок широко используются архетипические образы, лозунги и формулы имамизма-двунадесятничества — того, мажоритарного направления шиизма, которому следуют правящие в Иране аятоллы. Выше мы видели, как в реализацию иранских геополитических проектов «инвестируется» образ и религиозно-политическое наследие Великой Сайиды Зейнаб. Правда, она не входит в список Двенадцати Имамов, но входит в более широкий список Людей Дома Пророка (араб. Ахль аль-Бейт). Ещё один важный персонаж в этом списке – Абу-ль-Фадль аль-Аббас, чьё имя уже встречалось выше и к которому мы ещё обратимся ниже. Всех этих исторических личностей объединяют в рамках Хашимитов (араб. Бану Хашим). Так, Абу-ль-Фадль аль-Аббас именуется «Луной Хашимитов» (араб. Камар Бани Хашим; слово Луна в арабском языке мужского рода), Сайида Зейнаб именуется «Старейшиной Хашимитов» (араб. Акиля Бани Хашим). Пророк Мухаммед и Имам Али, а также их потомки – из племени Хашимитов.
Список Двенадцати Имамов, которые, как верят шииты, были назначены (араб. тайʻин) Аллахом быть руководителями общины мусульман после упокоения Пророка Мухаммеда, начинается Имамом Али Ибн-Аби-Талибом и заканчивается Двенадцатым Имамом – Махди (он же Сокрытый Имам – араб. аль-Имам аль-Гаʼиб), пришествие которого состоится в «конце времён». (Хотя это и не имеет прямого отношения к теме нашего нынешнего исследования, важно иметь в виду, что имам Хомейни разработал концепцию вилаят-э факих, заместительства шариатским правоведом (факихом) Имама Махди в период его Сокрытия. Согласно этой концепции, которая имеет ещё название «Исламское Правление», в период отсутствия Махди всеми делами мусульманской общины, включая отправление политической власти, должны заниматься факихи – знатоки исламского шариата, и самые авторитетные среди них – имеющие ранг аятоллы. Над ними всеми стоит рахбар – верховный духовный и политический лидер мусульманской общины. Первый рахбаром был сам имам Хомейни, его сменил нынешний рахбар Али Хаменеи.)
Иранским/проиранским шиитским вооружённым группировкам придаются имена Двенадцати Имамов, в эмблематике группировок представлены детали, образы и т.п., ассоциируемые с тем или иным Имамом. Чаще всего можно встретить меч Зульфикар, ассоциируемый с Имамом Али. Другой вариант – изображение в эмблеме купола и минарета мечети, являющейся святыней (зд. араб. атаба) местом упокоения того или иного Имама (араб. маркад).
Бросается в глаза неравномерное использование в названиях группировок имён Имамов. Так, нам не встречалась группировка, названная по имени второго Имама шиитов-двунадесятников Хасана. С именами Имамов в настоящее время связывают определённые агитационно-мобилизационные задачи. И тот же Имам Хасан не очень подходит в качестве идеала или примера для подражания руководителям и членам группировок, которых аятоллы мобилизуют на активную, бескомпромиссную и победную вооружённую борьбу. В 661 г. Хасан был провозглашён халифом после смерти своего отца Али Ибн-Аби Талиба, но отрёкся от халифской власти в пользу омейяда Муавии, и в дальнейшем умер — не в бою шахидом, а будучи отравлен.
Есть ряд группировок с именем Имама Али или его почётным прозвищем в названии.
«Полк Имама Али» (араб. Ливаʼ аль-Имам Али):
В настоящее время входит в «Народное ополчение» (араб. аль-Хашад аш-Шаʻби) под названием «Формирование Боевая Бригада Имама Али» (араб. Ташкиль Фирка аль-Имам Али):
На некоторых эмблемах указывается, что «Бригада Имама Али» относится к Святилищу Имама Али (араб. аль-Атаба аль-Алавийя аль-Мукаддаса), т.е. к мечети Имама Али в Кербеле, купол и минареты которой изображены на эмблемах:
Этим текстом (размещён в верхней части щита) подразумевается, что «Бригада Имама Али» руководима духовенством (муллами) из мечети Имама Али в Кербеле. Это – важная констатация, обращающая внимание всех, кого это касается на то, что подобными группировками и формированиями командуют муллы и аятоллы. Не исключено также, что это формирование финансируется из пожертвований, собираемых в данной мечети.
«Полк Величайшего Имама Али» (араб. Ливаʼ аль-Имам Али аль-Акбар):
В эмблеме присутствует красный флаг с лозунгом: «О Хусейн!» (араб. Я Хусайн!). Этот полк «приписан» не к мечети Имама Али в Кербеле, как можно было бы ожидать, а к Святилищу Имама Хусейна (араб. аль-Атаба аль-Хусейнийя) – мечети Имама Хусейна в Кербеле.
В таковом качестве «Полк Величайшего Имама Али» входит в «Народное ополчение» (араб. аль-Хашад аш-Шаʻби):
Данную группировку, хотя она и названа по имени Имама Али, можно отнести к большому количеству формирований, ассоциируемых с Третьим Имамом имамитов-двунадесятников Хусейном (см. ниже).
В «Полк Величайшего Имама Али» входит (вероятно, наряду с другими подобными подразделениями) «Взвод Ашура» (араб. Фаудж Ашураʼ; здесь тоже ассоциация с Имамом Хусейном – см. ниже):
В Ираке дислоцированы «Батальоны Имама Али» (араб. Катаʼиб аль-Имам Али):
Знамя «Батальонов Имама Али»:
По почётному прозвищу Имама Али назван «Полк Победного Льва Аллаха» (араб. Ливаʼ Асад Аллах аль-Галиб):
Существуют и «Силы Победного Льва Аллаха» (араб. Кувват Асад Аллах аль-Галиб):
Есть и не входящие в предыдущие два формирования «Батальоны Победного Льва Аллаха» (араб. Катаʼиб Асад Аллах аль-Галиб):