О ходе расследования Турцией убийства саудовского журналиста Д.Хашогги. Часть 4

Руководство Турецкой Республики в лице, прежде всего, президента Р.Эрдогана четко дает понять, что не собирается спускать на тормозах ситуацию с убийство оппозиционного саудовского журналиста Д.Хашогги. Вообще говоря, факт признания Саудовской Аравией убийства Хашогги Турция, смело и по полному праву, можно заносить в актив своих крупных внешнеполитических побед.

Об очередном выступлении президента Р.Т.Эрдогана, в котором он потребовал судить причастных к убийству журналиста по месту совершения преступления, то есть – в Стамбуле, мы уже писали (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=49093). И, представляется, что тема эта в обозримой перспективе на нет, по крайней мере в самой Турции, не сойдет.

Турецкие издания продолжают публиковать отклики из разных стран мира на произошедшее. Накануне мы цитировали уже «похвалы» из ряда дружественных официальному Эр-Рияду стран за их «смелость и принципиальность» в признании факта и в начале расследования обстоятельств убийства Д.Хашогги. Впрочем, большая ли смелость нужна для того, чтобы признать факт того, доказательства чего у Турции, после обысков в саудовском генконсульстве и осмотра консульского автотранспорта, уже имеются?

А в то самое время, далеко не все так дружелюбно реагируют на шитую белыми нитками официальную версию Эр-Рияда, про «случайное удушение на почве бытового спора». Ведущие турецкие издания, включая Hurriyet и Milliyet, продолжают делать свои обзоры и публиковать реплики ведущих международных игроков и изданий.

В частности, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, через своего пресс-секретаря, выступил с письменным заявлением, в котором потребовал быстрого, тщательного и прозрачного расследования, а также наказания виновных в смерти Д.Хашогги.

Европейский союз в своем заявлении говорил о шокирующем нарушении условий Венской Конвенции 1963 года, потребовав призвать к ответственности виновных.

Со своими заявлениями выступили официальные лица Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Дании, Канады и проч. В частности, канцлер ФРГ А.Меркель назвала произошедшее «кошмарным» и заявила о том, что до сих пор ещё ничего «не прояснилось». С аналогичными требованиями «внести ясность» выступали и другие европейские политики.

Накануне (24 октября) турецкое издание Milliyet опубликовало колонку с обзором реплик ведущих изданий западной прессы, в т.ч.: Washington Post, New York Times, The Guardian, The Independent, Financial Times, Le Monde, Le Figaro, France 24, Bild, EFE, El Pais, El Mundo. И заметим, что все они говорят о заявлении президента Р.Т.Эрдогана и упоминают его имя в качестве главного рупора, обращающегося к Эр-Рияду – такого индекса цитирования удается добиваться крайне редко.

Для примера приведем цитату из New York Times: «Эрдоган заявил о том, что убийство Хашогги было спланировано. Эрдоган представил целый ряд новых подробностей и подтвердил утверждения, ранее просочившиеся в прессу. Эрдоган показал, что не намерен оставлять это дело». The Guardian пишет о том же самом и говорит: «Турецкий президент намекнул, что не считает Мухаммеда бен Сальмана невиновным». The Financial Times пишет: «Речь Эрдогана, обращенная к общественному мнению Анкары, стала самым детальным обвинением в адрес Саудовской Аравии… Давление на саудовскую королевскую семью выросло». Le Figaro: «Эрдоган представил всю «голую правду» в связи с убийством Д.Хашогги». EFE: «Эрдоган поставил вопрос о том, где находится тело Хашогги и кто отдал приказ».

Можно цитировать и дальше. Но если посмотреть на вопрос не с общечеловеческой, а с практической стороны, то чем ознаменовалось для Турции убийство Д.Хашогги? Не будем говорить о вопиющести произошедшего, поскольку у него есть и другие, более практические измерения для Турции.

Во-первых, руководство Саудовской Аравии своими руками совершило серьезную невынужденную ошибку, вновь поставив вопрос о престолонаследии на повестку дня. Во-вторых, оказался нарушен баланс в соперничестве между блоком КСА – Египет – ОАЭ – Бахрейн – с одной стороны, и альянсом Турция – Катар, с другой стороны. Сам факт турецкого обыска в саудовском генконсульстве для КСА был уже унизительным, равно как унизительно выглядело и спешное отбытие генконсула назад в КСА. В-третьих, в руках Турции оказался мощный рычаг давления не только на руководство КСА, но и на администрацию Д.Трампа. В-четвертых, Турция получила центральную роль в конфликте глобального масштаба, что прибавило ей веса. В-пятых, пропагандистский эффект на международной арене в пользу Турции теперь будет зависеть только от способностей и фантазии турецкой стороны. Нельзя отрицать наличия ни того, ни другого. А президент Р.Т.Эрдоган получил высокий рейтинг цитирования в международной прессе, занял центральную роль в расследовании скандального убийства и, вообще, повысил свое, в последние годы изрядно пошатнувшееся, реноме в странах Запада. В том числе, в качестве лидера самой демократичной страны на Ближнем Востоке и потенциального партнера Запада в региональных вопросах. Ведь в итоге все познается в сравнении – а на фоне саудовской королевской фамилии в эти дни для того, чтобы хорошо выглядеть, и трудиться не надо. А турецкая сторона, к тому же, ещё и трудится.

62.81MB | MySQL:102 | 0,502sec