Иран накануне введения нового пакета американских санкций

Всего за несколько дней до введения второго пакета антииранских санкций США – это произойдет 13 абана 1397 г. по иранскому календарю, или 4 ноября 2018 г., в годовщину захвата в 1979 г. американского посольства в Тегерана и захвата в качестве заложников дипломатов США,  глава МИД ИРИ Мохаммад-Джавад Зариф публично заявил, что с вводом санкций «ничего страшного не произойдет».  По его словам, до сих пор чего-либо существенного, связанного с негативным влиянием выхода США из СВПД, а также действием первого пакета санкций, за истекшие почти 6 месяцев не отмечено.  «Точно так же случится и с новым, вторым пакетом санкций».

Достаточно оптимистично высказался министр иностранных дел Ирана и по поводу готовящегося предложения стран ЕС, призванного смягчить американские санкции и выработать альтернативные пути реализации финансовых операций Ирана с международной  банковской системой. Однако судя по последней публикации The Financial  Times от 28 октября, никакой конкретики в этом направлении еще не выработано. Газета написала, что обещанной презентации такого финансового механизма до начала ведения второго пакета санкций не произойдет, несмотря на уверения европейских партнеров по СВПД (имеются в виду Великобритания, Франция и Германия – В.М.), что они поддерживают этот договор и делают все возможное для минимизации ущерба для Ирана, вытекающего из-за одностороннего выхода США из ядерного соглашения 2015 г. Один из европейских дипломатов, между тем, высказался в таком духе, что страны ЕС вряд ли решатся идти на открытое противостояние с США из-за СВПД. Европейские подписанты СВПД, пояснил дипломат, наметили для себя некие «красные линии», которые ни не намерены переступать. Пока что они еще действуют  внутри линий, имея определенную свободу маневра. Надо ли это понимать так, что никакого механизма в обход апробированной мировой финансовой системы транзакций SWIFT в итоге создано не будет? Думаем, что да. Впрочем, ждать осталось недолго.

Таким образом, Европа пока не демонстрирует излишней доброжелательности, на которую иранцы рассчитывают, хотя в душе не верят. Впрочем, доктрина антизападничества так крепко сидит в головах иранских лидеров, что они больше рассчитывают на друзей, которых в регионе не так уж и много.  Ирак, Сирия, кто еще? Сирия все еще формально в войне. Остается Ирак. Однако, и он, свидетельствуют СМИ,   «напрягает» Иран, пытаясь не обидеть США. Ближайший сосед, который в Тегеране склонны рассматривать как дружественную страну с доминирующим шиитским населением, показывает в последние дни примеры откровенной недружелюбности. Как написало информационное агентство ИСНА, зарегистрировано много случаев, когда местные банки отказываются менять иранским туристам и паломникам их туманы на местную валюту. Таким образом иракские банки хотят показать миру, что они не сотрудничают с иранскими банками, чтобы не попасть под действие американских санкций. Один из иранских экономистов в интервью ИСНА объясняет это следующим образом: в Ираке всячески дистанцируются от Ирана на публичном уровне, пытаясь оберегать собственные интересы. Разумеется, такая политика соседних стран по отношению к Ирану с введением второго пакета санкций и их развитием будет только ужесточаться. С Ираком, считает экономист, может получиться так, что эта страна осмелится даже передавать США всевозможную корпоративную информацию об иранских банках, пытаясь показать свою лояльность.  Здесь нет ничего странного, ведь иранцы ранее уже проглотили горькую пилюлю: прежний премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади официально заявлял, что его страна поддержит американские санкции против ИРИ, исходя из собственных интересов.

Не лучше ведут себя и страны, связанные с Ираном не узами шиито-шиитской дружбы,  а трезвыми экономическими отношениями. Недавнее сообщение Reuters  говорит о том, что три крупнейших нефтяных покупателя иранской нефти – Китай, Индия и Турция, несмотря на снижение объемов импорта этого стратегического энергоносителя,  пока продолжают покупать его, мотивируя это тем, что пока не могут найти нефть у другого производителя по сходной цене. Однако, предполагает агентство, Турция уже сегодня сократила наполовину импорт иранской нефти и близка к решению вообще отказаться от него, хотя до сих пор этого решения не приняла. Китай не оформил  заказа на импорт иранской нефти на ноябрь,  пытаясь параллельно добиться от США особых условий для себя в случае продолжения торговых операций в этой сфере с ИРИ. В то же время Япония и Южная Корея на сегодня свернули торговлю с Ираном в нефтяной области.  США ранее уже объявили, что хотят  полностью обнулить иранский нефтеэкспорт, хотя такое вряд ли получится, ибо на сегодня идут переговоры о том, что ряду стран придется позволить импортировать иранскую нефть в силу исключительных причин.  Такая «мягкость» не находит понимания у «ястребов» в лице помощника президента США по национальной  безопасности Дж.Болтона, который хотел бы максимальной жесткости по отношению к Ирану.  Однако есть политики  и пожестче Болтона, например, конгрессмены, которые хотели бы не ограничиться объявленным вторым пакетом, а добавить к нему дополнительные санкции.

На пороге введения второго пакета санкций в стране зреет недовольство никак не решаемыми экономическими проблемами – дороговизной, растущей безработицей, безудержной инфляцией, для отражения которой в фарси появился даже неологизм «абартаварром» — суперинфляция. . Иранские СМИ полнятся сообщениями о продолжающемся повышении цен на продукты первой необходимости. Информационное агентство «Мехр» посчитало средние цены на самые обиходные продукты питания и пришло к выводу, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года некоторые товары, например, сухофрукты, выросли в цене на 75%.  Ряд товаров подорожал менее значительно, но рост цен приближается к 50%.  Близкое в Корпусу стражей исламской революции информационное агентство «Тасним» опубликовало 30 октября данные о повышении цен на свежие фрукты. Бананы стали дороже на 168%. Помидоры продаются в полтора раза дороже, картофель – в два раза,  чем осенью прошлого иранского 1396 г. Цены на томатную пасту поднялись за год на 230%.  Говоря о расценках на стройматериалы, «Тасним» ссылается на данные государственной статистики и приводит цифры, свидетельствующие о том, что они подорожали наполовину. Другое агентство – ILNA – просчитало цены на мясную продукцию и считает, что падение спроса ввиду подорожания просто погубит животноводство и это будет заметно уже будущей весной.  Все это происходит на фоне продолжающейся инфляции, хотя на днях президент Хасан Роухани объявил, что суперинфляция закончилась, разговоры о ней – вражеская пропаганда, и он обещает, что дальнейшего повышения цен не произойдет. Однако экономические законы неподвластны даже президенту. Как и министру здравоохранения и фармацевтики, вопреки обещаниям которого резко поползли вверх  цены на лекарства. СМИ пишут и о взрыве цен в области зубного протезирования.   В общем, положение в сфере экономики весьма взрывоопасное. А тут еще не за горами – 4 ноября. Окажется ли пророком министр иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф, которого в стране называют «вазирэ хамише хандан» — «вечно улыбающийся министр»? Верится с трудом…

52.24MB | MySQL:103 | 0,613sec