К вопросу об открытии третьего аэропорта в Стамбуле

29 октября с.г., в день 95-го юбилея провозглашения Турецкой Республики в Стамбуле состоялась церемония торжественного открытия третьего аэропорта, который в обозримой перспективе, после того как на него будут переведены рейсы из аэропорта им. Ататюрка, должен стать «вторым» (другим является аэропорт им. Сабихи Гёкчен на азиатской части города).

Церемония прошла при большом скоплении официальных лиц и представителей бизнеса Турции, а также зарубежных гостей. В частности, на открытии присутствовали президент Албании Илир Мета, эмир Катара Хамад Аль Тани, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, президент Косово Хашим Тачи, президент Турецкой Республики Северного Кипра Мустафа Акынджи, президент Македонии Георге Иванов, президент Молдавии Игорь Додон, президент Пакистана Ариф Алви, президент Сербии Александр Вучич, президент Судана Омар аль-Башир, премьер министр Боснии и Герцеговины Денис Звиздич, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, глава гагаузской автономии Молдавии Ирина Влах.

Кроме того, на мероприятии присутствовали государственный министр Европы и Америки в правительстве Великобритании Алан Дункан, заместитель премьер-министра Словении Аленка Братушек, министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.

Этот список – сам по себе, показателен и демонстрирует, по сути дела, ореол и уровень влияния, политического и экономического, Турецкой Республики. От России гостей замечено не было, за исключением скандально известного чемпиона мира смешанных единоборств Хабиба Нурмагомедова, с которым президент Р.Т.Эрдоган перебросился парой фраз и пожал руку, ранее пожатую и президентом В.Путиным.

На торжественном открытии аэропорта президент Р.Т.Эрдоган, в частности, заявил: «Инвестиционная стоимость этого проекта составляет 10 млрд 247 тыс. (оговорка, вероятно, все же 247 млн – И.С.) евро, арендная плата в пользу государства составляет 22 млрд 152 млн евро. Итого, за исключением налогов, вклад в экономику страны составит 32,4 млрд долл. Мне представляется очень важным, что финансирование первого этапа (который и был, собственно, завершен) в размере 4,5 млрд евро обеспечили банки Ziraat, Halk, Vakifbank и три наших частных банка». Особо подчеркнул турецкий президент и то, что по этому проекту, реализуемому в рамках модели государственно-частного партнёрства, не предусмотрены никакие банковские гарантии от государства в пользу инвесторов. Единственное, что государство прогарантирует частному сектору – это оплату стоимости выездных виз гражданами Турции.

Приведем еще несколько важных цитат турецкого лидера: «С вводом в эксплуатацию стамбульского аэропорта нужно будет реорганизовывать европейское воздушное пространство… Исходя из того, что Стамбул становится самой важной транзитной точкой, изменятся все межконтинентальные маршруты… Мы демонстрируем историю успеха в гражданской авиации. Когда мы пришли к власти, число аэропортов в Турции было 26. Мы добавили 30 и их стало 56. После того, как добавятся те, которые находятся на этапе строительства, то их станет 64. В качестве пункта назначения, мы – первые в мире. Число стран, в которые мы осуществляем перелеты, было увеличено с 50 до 122, число крупнофюзеляжных самолетов – со 162 до 506. Благодаря всем этим шагам, оборот гражданской авиации вырос с 2,2 млрд долл. до 25 млрд долл.». Как подчеркнул президент Р.Т.Эрдоган, аэропорт построен по последнему слову техники и содержит множество технических инноваций, примененных впервые в мире.

Разумеется, кое-что из приведенного выше – политические декларации: насчет точки назначения №1 в мире, а также насчет того, что аэропорт станет «крупнейшим в мире». Одним из крупнейших – наверняка, но, допустим, с Китаем в этом вопросе состязаться невозможно. Кроме того, не стоит забывать, что проект – ещё не завершен. Завершена лишь первая его фаза.

После того, как все 4 фазы проекта будут завершены, а воздушное движение будет полностью переброшено из аэропорта им. Ататюрка (сейчас речь пока идет об отдельных, «тестовых» рейсах), то можно будет говорить о следующих показателях.

Территория, на которой построен аэропорт – 76,5  млн кв. м, число пунктов назначения, в которые будут осуществляться перелеты – 350, число парковочных мест – 70 тыс., число пассажиров (первый этап) – 90 млн чел. в год, число пассажиров (после завершения проекта) – 200 млн чел. в год, представительство зарубежных авиакомпаний и перевозчиков – 250, число парковочных мест для самолетов – 500, число ежедневных взлетов / посадок – 2 тыс., число взлетно-посадочных полос – 6.

Много разговоров вызвало название аэропорта, объявление которого дожидались в стране с нетерпением. В итоге, президент Р.Т.Эрдоган назвал стамбульский аэропорт именем Стамбула. Произошло это, видимо, под давлением общественности, которая, в массе своей, не приняла бы иного имени, кроме как М.К.Ататюрк. От использования же имени основателя и первого президента Турецкой Республики руководство страны отказалось, формально мотивировав свое решение тем, что в Стамбуле уже есть действующий аэропорт Ататюрка и может возникнуть путаница. Впрочем, многими озвученное название третьего аэропорта воспринимается не только как компромиссное, но и как временное.

Как бы то ни было, знаковый для Турции проект вышел на свою финишную прямую. Нет никаких сомнений, что в обозримой перспективе он будет завершен и добавит вес турецкой конкурентоспособности на глобальном рынке пассажиро- и грузоперевозок. Неоспоримость турецких успехов в гражданской авиации, флагманом которой являются «Турецкие авиалинии», не вызывает сомнений.

62.82MB | MySQL:102 | 0,477sec