Размышления о ситуации в секторе Газа и результатах опроса общественного мнения в Израиле

«Палестинский исламский джихад», который в пятницу, 26 октября 2018 года пошел на очередную эскалацию в секторе Газа, а на следующий день после вмешательства египтян объявил о достижении  договоренности о прекращении огня, действует, как правило, в координации с «Исламским движением сопротивления» (ХАМАСом). Будучи второй по величине организацией и военной силой в секторе Газа, «джихадисты» в определенной мере и на себя возлагают ответственность за граждан анклава и фактически являются партнерами режима ХАМАСа, да и идеологически «Палестинский исламский джихад» мало чем отличается от них. Это еще одна причина отлаженного и тесного сотрудничества между двумя организациями.

Основное различие между «Палестинским исламским джихадом» и ХАМАСом сегодня заключается во взаимоотношениях с Ираном. ХАМАС получает финансовую поддержку и техническую помощь от Ирана, хотя эта организация является суннитской и уже испортила отношения с аятоллами в Тегеране в ходе гражданской войны в Сирии. С другой стороны, «Палестинский исламский джихад», хотя и относится к суннитскому направлению ислама, почти полностью подчинился Ирану. Как и «Хизбалла», организация получает от Ирана не только деньги и оружие, но и руководство к действию. Вероятно, это была основная причина, по которой группировка запустила не менее 10 ракет по 25-тысячному городу Сдероту и региональному совету Шаар ха-Негев с пятницы по субботу. Произошло это после очередной массовой акции беспорядков, которые переросли в столкновения с солдатами ЦАХАЛа вдоль пограничного забора, в результате чего погибли пять палестинцев.

Что произошло за последние 48 часов, что заставило «Исламский джихад» нарушить режим сдерживания, в достижении которого организация участвовала вместе с ХАМАСом и ФАТХом в секторе Газа под давлением египтян в надежде улучшить экономическое и гуманитарное положение жителей анклава? Главным событием стало заявление о том, что египтяне наконец-то достигли взаимопонимания с ХАМАСом о возобновлении перемирия, почти на тех же условиях, что и после военной  операции  («Нерушимая скала») ЦАХАЛа в Газе в 2014 году.

Второе событие – поездка израильского премьер-министра 25-26 октября с.г. в Оман и политические переговоры, которые он провел там с султаном Кабусом бен Саидом. За несколько дней до Б.Нетаньяху с султаном встретился глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу Мазен). Султан Кабус, оказавший за последнее десятилетие весьма эффективные услуги американской администрации, инициировал (не без участия Вашингтона) этот непрямой диалог между Б.Нетаньяху и М.Аббасом. В этих условиях, по мнению израильского обозревателя Ynet Рона Бен-Ишая, Тегеран опасается, что в Газе будет достигнуто соглашение, которое позволит американцам представить всему миру свой план по прекращению палестино-израильского конфликта.

Иранцы не хотят, чтобы это произошло, и всячески пытаются этому помешать. Как заявляют в Вашингтоне, Тегеран также пытается оказать давление на США, чтобы Д.Трамп воздержался от запланированного на 6 ноября введения второй серии санкций в отношении экспорта и продажи нефти. Проще говоря, иранцы пытаются противостоять политике американцев, саботируя их интересы, связанные с Израилем, чтобы добиться облегчения санкций, направленных против них. «Это объясняет причину, по которой «Палестинский исламский джихад», вопреки интересам ХАМАСа, который стремится довести до конца переговоры с египтянами, пошел на эскалацию в интересах своего хозяина из Тегерана».

Есть еще одна причина, по которой «Палестинский исламский джихад» действует так, как он действует. Она заключается в том, что все группировки в секторе Газа, особенно крупнейшие и могущественные в военном отношении ХАМАС и «Палестинский исламский джихад», хотят не только урегулирования, которое обеспечит спокойствие и облегчит гуманитарное положение жителей анклава, но и ощущения победы. Они нуждаются в урегулировании на своих условиях, чтобы объявить о военной победе «палестинского сопротивления» над Израилем.

Организации в Газе не хотят признавать, что «Марши возвращения», в результате которых погибли более 200 человек, тысячи раненых и оставшихся инвалидами на всю жизнь, являются полным провалом. Они хотят показать, что палестинская кровь, пролитая вдоль пограничного забора, не была напрасной, поэтому им нужно добиться лавров победителя. Именно потому, что достижение договоренности сейчас уже практически на завершающей стадии, «Палестинский исламский джихад» стремится оставить последний выстрел за собой. Им важно показать, что столкновения на границе, демонстрации в рамках «Маршей возвращения» и огненный террор привели палестинцев к военной победе над Израилем, который был вынужден заключить соглашение на условиях, которые поддерживали египтяне. Как и в каждом крупном вооруженном столкновении в Газе и Ливане, «Хизбалле» и исламистам из Газы необходимо сказать последнее слово, даже когда о затишье уже практически договорились.

По мнению израильского обозревателя, такое поведение стало возможным благодаря тому, что эти организации знают, что Израиль принял стратегическое решение не начинать наземной операции и не брать снова под свой контроль сектор Газа. Палестинские организации – ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» – даже готовы смириться с серьезным ущербом своим военным объектам ради получения лавров победителя. Таким образом, они не потеряют лицо, если будет заключено соглашение о прекращении огня, к тому же покровители в Тегеране останутся довольными.

Израиль принимает такую модель поведения с августа с.г. План прост – египтяне ведут переговоры с ХАМАСом и «Палестинским исламским джихадом». Обе организации обещают прекратить насилие, но продолжают проведение «Маршей возвращения» и запуски воздушных средств с зажигательными смесями, что приводит к ежедневным пожарам на израильской территории. Время от времени, когда у ХАМАСа возникают трудности в переговорах с египтянами, «Палестинский исламский джихад» или другие менее значительные организации, закрывают глаза на ХАМАС, прибегают к запуску ракет на территорию Израиля, что приводит к возобновлению еще более интенсивных переговоров с египтянами. Это происходит после того, как Израиль обещает Египту некоторое содействие в установлении спокойствия.

Военно-политическое руководство страны во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, министром обороны Авигдором Либерманом и начальником Генштаба Гади Айзенкотом решили, что в любом случае лучше позволить Египту надавить на ХАМАС. Пока ведутся переговоры, Израиль делает все возможное, чтобы умеренно отвечать как на беспорядки вдоль пограничного забора, так и на воздушные шары с зажигательными смесями и «случайные» ракетные обстрелы израильской территории.

По мнению израильского обозревателя, израильская система ПРО «Железный купол» дает военно-политическому кабинету страны ощущение, что граждане Израиля могут пока потерпеть снижение уровня безопасности жителей прилегающих к Газе районов, т.к. пока стоит воздерживаться от начала крупной военной кампании в секторе Газа, которая приведет к еще худшим последствиям и экономическому ущербу. Именно такой холодный и жестокий расчет привел к тому, что Израиль терпит обстрелы с территории сектора Газа, ухудшающееся положение с безопасностью жителей еврейских приграничных поселений, ужасное гуманитарное положение жителей сектора Газа. Израиль мирится с такой ситуацией, отчасти потому, что он добивается тесного сотрудничества с Египтом, и потому что кабинет безопасности признает бессмысленность крупной военной кампании в Секторе. На данном этапе нет решения об оккупации анклава и его удержании для установления еще одного режима в Газе. В Израиле понимают, что совсем не обязательно, что пришедшее на смену ХАМАСу другое правительство будет отличаться в лучшую сторону и прекратит ракетный обстрел из сектора Газа.

В сложившейся ситуации Израиль пользуется эскалацией напряженности для систематического уничтожения военной инфраструктуры ХАМАСа идругих группировок для того, чтобы в случае принятия решения о начале крупной военной операции, большая часть военных объектов в Секторе и арсеналы с вооружением уже не были пригодны к использованию и не могли причинить ущерб израильским солдатам.

Предполагается, во-первых, что М.Аббас не остановит выплаты зарплат сотрудникам ПНА в Газе, что может взорвать весь анклав. Во-вторых, египтяне, наконец, достигнут соглашения о перемирии, которое приведет к ситуации последних четырех лет, установившейся после военной операции ЦАХАЛа в Газе в 2014 году. «Это будет означать, что воцарится спокойствие, ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» будут усиливаться, но цены на недвижимость в окрестностях Газы снова начнут расти»[i].

Вряд ли можно говорить о наличии в самом Израиле консенсуса по способам решения проблемы сектора Газа, однако в стране установился уверенный перевес в пользу тех, которые в стратегической перспективе не желают новой оккупации и контроля над этим палестинским анклавом. Более того, изгнание ФАТХа из Газы и правление исламистов на протяжении десяти лет, в течение которых по Израилю были выпущены тысячи ракет и совершено множество терактов, установлена блокада Сектора, и социально-экономическое положение его населения ухудшилось в разы, приводится в качестве обоснования израильской политики на Западном берегу р. Иордан.

Премьер-министр Б.Нетаньяху выступил 24 октября с.г. на Генеральной ассамблее Еврейских федераций Северной Америки (The Jewish Federations of North America, JFNA). Это американская еврейская организация, представляющая 148 еврейских федераций и 300 независимых еврейских общин в Северной Америке. JFNA занимается сбором средств, оказанием помощи и обучением, а также осуществляет общее руководство еврейскими федерациями и общинами в США и Канаде. Федерация защищает и укрепляет благосостояние евреев во всем мире, придерживаясь принципа «тиккун олам» (исправление мира), «цдака» (благотворительность) и Торы (иудейского традиционного религиозного закона). JFNA ежегодно проводит Генеральную ассамблею для встреч и обмена информацией. На последнем по времени мероприятии также присутствовали посол США в Израиле Дэвид Фридман, посол Канады в Израиле Дебора Лионс и руководители JFNA и еврейских общин Северной Америки.

В своей речи Б.Нетаньяху говорил о том, что «к западу от Иордана, Израиль и исключительно Израиль будет нести ответственность за безопасность, а это означает, что речь идет не только о рейдах в палестинских районах. У него [Израиля] также есть возможность постоянно находиться там – поэтому Западный берег р. Иордан не является Газой. Мы ушли из Газы, и что случилось? Этот клочок земли <…> стал базой для радикального ислама, поддерживаемого Ираном; они выпустили по нам 4 000 ракет, не только по Беэр-Шеве и Ашдоду, но и по Тель-Авиву, Иерусалиму, Кирьят-Шмона. Почему это возможно? Потому что нас там нет, но мы находимся на Западном берегу р. Иордан, поэтому никто не строит тоннели – они этого не хотят, т.к. это просто пустая трата времени, мы доберемся туда. И мы сохраняем мир».

Премьер-министр Израиля предложил угадать присутствующим, кому такое положение дел выгодно. Ответ заключался в том, что «это выгодно не только Израилю, но и ПНА». «Если бы не Израиль, их бы снесли за пару минут». «Пару лет назад мы раскрыли заговор 100 членов ХАМАСа, намеревавшихся убить Абу Мазена [Махмуда Аббаса]. Убить его не политически, а физически».  По словам Б.Нетаньяху, если бы на Западном берегу р. Иордан не было присутствия израильских сил безопасности, то власть ПНА в этом регионе была бы моментально свергнута, как это произошло, когда Израиль вышел из Газы. «Они [ПНА] были там, в Газе, у них было 15 000 вооруженных людей, у ХАМАСа – всего 3 000 человек <…>, через несколько недель исламисты выгнали их». Израиль не может позволить себе, чтобы это произошло и на Западном берегу р. Иордан или «в какой-либо его доброй части, которая примерно в 20 раз превышает размер Газы». Поэтому «я говорю это повсюду, и я говорю это публично <…>: только Израиль будет нести ответственность за безопасность в районе к западу от реки Иордан.

Когда Джо Байден (вице-президент в правление президента США Барака Обамы) возразил на это Б.Нетаньяху, что в таком случае «это будет не идеальное… не полностью независимое государство [Палестина]», то реакция израильского премьер-министра, по его же словам, была твердая и однозначная. Б.Нетаньяху ответил, что «это то, что есть». «Вы можете дать ему [палестинскому государству] любое имя, какое вы хотите: «государство минус», «автономия плюс», «автономия плюс-плюс». Звучит как термины рейтингового агентства или что-то в этом роде. Но это то, что есть. И это – правда, которую разделяют гораздо активнее по всему политическому спектру в Израиле, чем может показаться, потому что мы [Израиль] не собираемся ставить под угрозу жизнь государства для ярлыка или для авторской колонки, актуальной в течение шести часов и даже не в «Нью-Йорк Таймс»»[ii].

Согласно последнему опросу института «Митвим», проведенному среди граждан Израиля (как арабов, так и евреев), только 32% респондентов полагают, что Израиль должен вести переговоры с ХАМАСом по урегулированию в секторе Газа, тогда как 51% израильтян выступает против таких переговоров. Однако 43% считают, что Израиль должен действовать, чтобы улучшить условия жизни в секторе Газа, а 38% предпочитают, чтобы Израиль усилил экономическое давление. Большая часть опрошенных (50%) заинтересована в том, чтобы Израиль начал мирные переговоры с Палестинской национальной администрацией, а 36% – «против».

Интересен тот факт, что большинство израильтян (38%) считает, что продолжение внутреннего палестинского раскола между Западным берегом р. Иордан и сектором Газа выгодно Израилю, тогда как 27% полагают, что лучше будет восстановление межпалестинского политического единства, хотя эти показатели значительно ниже, чем в 2017 году[iii]. Интересно также было бы выяснить, какой выход из ситуации видят те 51% израильтян, которые выступают против переговоров Израиля с ХАМАСом по урегулированию в секторе Газа. К сожалению, в упомянутом опросе такого вопроса, даже в «закрытом» виде (с предложенными вариантами ответов), не прозвучало.

Очевидно, что ситуация в секторе Газа балансирует на грани скатывания к полномасштабной операции по своей логике, но не по расчетам израильского военно-политического кабинета. По счастливой, прежде всего для руководства, случайности, выпущенные до сих пор из сектора Газа во ракеты по территории Израиля, не привели к человеческим жертвам. Однако с учетом ряда факторов, в т.ч. «не герметичной» защиты страны израильской системой ПРО, в любой момент ситуация может измениться. Придется либо искать оправдание отсутствию не раз заявленных публично решительных действий (при том, чтобы отвести из-под удара ХАМАС, министры уже называли молнию в качестве причины ракетного обстрела), либо отвечать «не адекватно» в глазах большей части израильской общественности. Напрашивается аналогия с Россией и ее руководством, вынужденным проявлять чудеса сдержанности в ответ на провокационные действия со стороны управляемых извне украинских властей, цель которых как раз и заключается в том, чтобы втянуть Москву в невыгодный для нее конфликт на своих границах.

[i]                      «Исламский джихад» хочет создать новый расклад сил // Ynet. 27.10.2018.  URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5381006,00.html (на иврите)

[ii]                     Канцелярия премьер-министра. 24.10.2018. URL: http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Events/Pages/event_ga241018.aspx (на англ. яз.)

[iii]                   Индекс внешней политики Израиля на 2018 год. URL: http://mitvim.org.il/he/18- חדשות/283-ממצאי-סקר-מיתווים-על-מדיניות-החוץ-הישראלית-2(на иврите)

52.27MB | MySQL:103 | 0,525sec