О деятельности стран НАТО в Афганистане. Часть 4

В Частях 1, 2 и 3 был проведен анализ деятельности стран НАТО в Афганистане. Продолжим это исследование. Что касается самых опасных областей Афганистана ― юго-востока страны, то действовали там по-прежнему военнослужащие США и Великобритании. Целью войск НАТО являлось обеспечение безопасности правительственных объектов в Кабуле, а также охрана официальных лиц Афганистана. В свою очередь, некоторые члены НАТО предложили правительству Афганистана свою поддержку в создании армии, полиции и госструктур. Такой подход получил название «страна-лидер». Так, например, Германия взяла на себя помощь в создании афганской полиции, Великобритания стала ответственна за борьбу с производством наркотиков, Италия взялась восстановить судебную систему Афганистана, а Япония при поддержке ООН работала над специальной программой — «Разоружения, демобилизации и реинтеграции», призванной восстановить права бывших участников вооруженных формирований и интегрировать их в общество. Эта программа была важной составляющей деятельности международной коалиции при посредничестве ООН. США, помимо всего прочего, вызвались построить национальную армию Афганистана. Данный подход предполагал, что каждая из вышеперечисленных стран берет на себя ответственность за конкретную сферу деятельности, а также часть финансовых издержек, и координирует все усилия в этой области. Подход «страна-лидер» на практике обернулся полным провалом во всех направлениях. Так, заместитель министра обороны США Дуглас Фейт заявил, что «реализация стратегии «страна-лидер» дала противоречивые результаты, но в целом это был провал». В сфере разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших боевиков успехи западной коалиции были минимальными. США совместно с ООН и на средства Японии сумели собрать значительное количество тяжелого вооружения. Однако из-за высокого уровня коррупции и абсолютной непрозрачности механизма сбора оружия Афганистан по-прежнему оставался страной, которая была наводнена оружием. Несмотря на все усилия США и стран НАТО, многие полевые командиры по-прежнему имели свои собственные вооруженные отряды. Так, например, Атта Мохаммад Нур, Абдул Рашид Дустум и Исмаил Хан при поддержке подчинявшихся им вооруженным группировкам продолжали оставаться властителями своих провинций. Атта Моххамад Нур, губернатор северной провинции Балх, имел очень натянутые отношения с центральной властью в Кабуле. Исмаил Хан, губернатор западной провинции Герат, имел тесные связи с Ираном и обладал существенной автономией от правительства Афганистана. Абдул Рашид Дустум был автономным лидером северных территорий Афганистана, где компактно проживали узбеки. Ситуация осложнялась еще и тем, что вышеперечисленные политики принадлежали к национальным меньшинствам Афганистана, и это подрывало без того хрупкое этноконфессиональное равновесие в стране. В основной своей массе лидеры крупнейших группировок отказывались разоружаться. «Программа разоружения не принесла никаких успехов», ― отметил директор Совета национальной безопасности Афганистана Дауд Якуб. Кроме того, большинство членов НАТО начали пренебрегать взятыми на себя обязательствами и отказывались от участия в боевых операциях, что наносило дипломатический ущерб, прежде всего, США. Например, Германия решительным образом отказывалась участвовать в боевых действиях на юго-востоке Афганистана. Министр обороны ФРГ П. Штрук отметил, что целью войск НАТО не является проведения боевых операций. Штрук был уверен, что основная задача альянса заключается в проведении миротворческой миссии. Отметим, что немцы четко разделяли цели МССБ и цели контртеррористической операции американцев «Несокрушимая свобода».  Данную точку зрения Германия озвучила на встрече министров обороны стран НАТО в Берлине, которая прошла в сентябре 2005 г. П.Штрук заявил, что «НАТО не готово к проведению контртеррористических операций, и это не то, что оно обязано делать» в Афганистане. Более того, министр обороны ФРГ подчеркнул, что крайне опасно смешивать боевые операции США в рамках операции «Несокрушимая свобода» и миротворческую миссию МССБ, одобренную резолюцией СБ ООН. По мнению П.Штрука, это может изменить характер НАТО. Постепенно и другие члены НАТО начали критически воспринимать участие своих военнослужащих в боевых операциях на юго-востоке Афганистана. В ноябре 2006 г. на саммите НАТО в Риге разногласия между США и европейскими странами, участвующими в коалиции МССБ, обострились. Несмотря на то, что генеральный секретарь НАТО (в 2004-2009 гг.) Яап де Хоп Схеффер заявил, что «Афганистан – это сегодня главная проблема альянса», лидеры Германии, Франции, Италии и Испании категорически отказались отправить дополнительные контингенты на юго-восток. На тот момент времени требовалось усиление коалиции в размере 3 000 человек. По подсчетам генералов Пентагона, этого должно было хватить на временную стабилизацию ситуации на юго-востоке Афганистана. Более того, делегации вышеперечисленных стран отказались задействовать имеющиеся воинские контингенты, которые находились в северных и восточных провинциях, в операциях на юго-востоке Афганистана. Члены НАТО объясняли данный шаг «национальными ограничениями» внутри своих стран и низкой популярностью афганской кампании среди населения. В свою очередь, руководство ФРГ ссылалось также и на «конституционные ограничения». Генерал ВС ФРГ М.Кнайп, глава северного регионального командования, заявил, что «политическая ситуация внутри ФРГ определяет нашу деятельность в Афганистане». В подтверждении главного тезиса второго параграфа третьей главы приведем данные европейских исследований. В 2007 г. «Фонд Маршалла» провел опрос общественного мнения. Результаты опроса показали, что около 75% немцев, 70% итальянцев и 72% испанцев не поддерживают участие военнослужащих своих стран в боевых действиях в Афганистане. Наибольшая поддержка контртеррористической кампании в Афганистане была зафиксирована в Великобритании ― 51%. Во Франции результаты опроса показали, что «за» выступают 36% граждан страны, а в Нидерландах ― 45%. Средний результат поддержки населения европейских стран «участия своих войск в боевых операциях против талибов» в Афганистане составил 30%, в то время как аналогичный результат в США равнялся 68%. К слову, наибольшую поддержку в проведении боевых операций в Афганистане выражали сторонники Республиканской партии США – 86%. При этом от 70% до 81% населения Франции, Италии, Нидерландов, Испании и Португалии выступало за гуманитарный и миротворческий аспект деятельности МССБ – «за использование военнослужащих в целях реконструкции». Таким образом, была очевидна тенденция населения европейских стран поддерживать миротворческую и гуманитарную составляющую миссии МССБ, но не военную.  Со временем европейские страны все с меньшим энтузиазмом смотрели на афганскую миссию НАТО.

52.25MB | MySQL:103 | 0,469sec