О ходе расследования Турцией убийства саудовского журналиста Д.Хашогги. Часть 6

Дело об убийстве Д.Хашогги продолжает оставаться одной из тем №1, в публичном пространстве, для турецкого руководства и для турецких СМИ.

В результате и по итогам визита в Стамбул генерального прокурора КСА шейха Сауда аль-Муаджиба накануне, 31 октября с.г., Генеральная прокуратура Стамбула распространила официальное заявление. Вряд ли это заявление обрадовало саудовскую сторону.

В итоге, турецкая пресса 1 ноября вышла под заголовками, смысл которых от множества вариаций не меняется: «Задушили, расчленили и уничтожили тело».

В официальном заявлении Генеральной прокуратуры Стамбула было объявлено, что расследование этого убийства и судопроизводство по делу является прерогативой судов Турецкой Республики. Кроме этого, подтверждено требование турецкой стороны по выдаче Турецкой Республике задержанных по этому резонансному делу (18 человек). Как указывается в заявлении Генеральной прокуратуры, первый визит саудовских представителей к ним состоялся 29 октября и упомянутая выше позиция была озвучена турецкой стороной, с учета факта убийства Д.Хашогги на территории Турецкой Республики. Также был озвучен вопрос относительно местонахождения тела Хашогги, а также личности того гражданина Турции, кто сотрудничал с убийцами.

В ответ саудовская сторона 30 октября ещё раз посетила Генеральную прокуратуру Стамбула. По итогам посещения в Генеральную прокуратуру Стамбула саудовцами 31 октября был направлен письменный официальный ответ. Если его резюмировать предельно кратко, то генеральный прокурор Стамбула был приглашен посетить Саудовскую Аравию, вместе со всеми материалами по делу и доказательствами, обнаруженными в ходе расследования турецкой стороны. Местонахождение тела Д.Хашогги, как указывается в обращении саудовской стороны, может быть установлено в результате совместного расследования обеих сторон. Что же до местного гражданина, который сотрудничал с убийцами, то саудовская сторона сообщила, что не располагает сведениями на этот счет.

Как фиксирует в своем официальном заявлении Генеральная прокуратура Стамбула, невзирая на все «усилия с добрыми намерениями», встречи с саудовскими коллегами не привели к конкретному практическому результату. В этой связи Генеральная прокуратура Стамбула, исходя из имеющихся в распоряжении доказательств, говорит о вынужденности информирования общественного мнения о следующих обстоятельствах. Процитируем дословно официальное заявление:

  1. Убитый Хашогги, вошедший в стамбульское Генеральное консульстство Саудовской Аравии 2 октября 2018 года с целью выполнения формальностей, связанных со своей женитьбой, в рамках заранее подготовленного плана, сразу после своего входа в Консульство был убит через удушение.
  2. Тело убитого Хашогги, после того как он был убит через удушение, также в рамках заранее подготовленного плана, было расчленено и уничтожено.

В заключение Генеральная прокуратура Стамбула говорит о том, что всестороннее расследование дела будет продолжено со всей возможной тщательностью.

Заявление Генеральной прокуратуры  немедленно было прокомментировано пресс-секретарем правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Омером Челиком. В частности, он отметил, что без инструкции с самого верха убийство Хашогги не обошлось: «Кто отдал указание? Мы никого заранее не обвиняем, но мы и не дадим возможности ничего скрыть. Во-первых, мы хотим знать, где тело. Во-вторых, мы хотим, чтобы показания сделавших это были предоставлены в наши судебные органы. В-третьих, мы хотим, чтобы нам сообщили о том, кто был местным помощником (совершивших убийство – В.К.)».

Итак, подводим черту: очевидно, что основной миссией генерального прокурора КСА шейха Сауда аль-Муаджиба  было убедить турецкую сторону отказаться от лидирующей роли в расследовании убийства оппозиционного журналиста Д.Хашогги, действовать в фарватере саудовского расследования и участвовать в следственных действиях (разумеется, в объеме того допуска, который им даст саудовская сторона) на территории королевства. Очевидно, что при этом турецкая сторона передала бы все имеющиеся в её распоряжении материалы дела в Эр-Рияд.

Разумеется, турецкая сторона, вполне справедливо, все эти «хотелки», которые выглядят из серии «простота, которая хуже…», саудовцев отвергла.

Во-первых, убийство было совершено на территории Турецкой Республики, пусть и на территории генконсульства КСА. Дипломатический суверенитет не распространяется на случаи подобной тяжести. Во-вторых, турецкой стороне было предложено «закрыть глаза и представить» ту картину, которую сейчас перед всем миром будет рисовать Саудовская Аравия. Картина заранее получается весьма бледной и присоединяться к этому действу никто в здравом уме или без многомиллиардных контрактов на поставки оружия в КСА не станет. А, в-третьих, в интересах турецкой стороны провести свое полномасштабное расследование и иметь его результаты в качестве козыря в игре против КСА и инструмента давления на США. Конкретные и убедительные доказательства причастности наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана к этому делу могут кардинально изменить не только внутриполитический расклад в КСА, но всю и региональную архитектуру, которую, в частности, пытаются отстраивать США.

Так что, турецкая сторона продолжает свое расследование и будет охотно «сливать» в прессу как новые обстоятельства по делу Хашогги, так и леденящие душу подробности, не снижая своего давления на Саудовскую Аравию.

52.22MB | MySQL:103 | 0,622sec