Иранские/проиранские шиитские вооружённые группировки на Ближнем Востоке и в мире. Документированные заметки. Часть 10

В максимально возможной степени в иранской/проиранской военно-политической активности используется образ Хусейна, Третьего Имама (после Али Ибн-Аби-Талиба и его сына Хасана Ибн-Али) из Двенадцати Имамов имамитов-двунадесятников. Допустимо утверждать, что этот образ третьего Имама (и всё, что с ним связано) является определяющим для всей военно-политической активности Ирана и проиранских группировок в XXI в. Типичная картина – выдвижение колонны «Народного ополчения» (араб. аль-Хашад аш-Шаби) где-то в Ираке. На головном бронетранспортёре установлены три знамени, имеющие отношение к Имаму Хусейну: два знамени с его портретом (по бокам, справа и слева) и одно (посередине, чёрного цвета, с красной окантовкой) с надписью: «О Хусейн!» (араб. Я Хусайн!).

Такая популярность Имама Хусейна в пропагандистской, агитационной и военно-политической активности обусловлена нуждами и задачами мобилизации шиитов Ирана, Ирака, Сирии, Афганистана, Пакистана и т.п. на борьбу против суннитов в Сирии и в целом – на Ближнем Востоке и на конкуренцию с суннитскими центрами силы (Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром, Турцией) в мире, например, в Африке. Имам Хусейн был убит воинами омейядского халифа Язида, которому была доставлена отрезанная голова Имама. Гибель Имама-Шахида, пролитая им кровь интегрированы в «календарь» современной жизни шиитской общины. Ашура в шиизме — особо почитаемый день, выпадающий на 10-й день месяца мухаррам, день траура. В этот день осуществляется поминовение (араб. таʻзия) шиитских мучеников – Хусейна Ибн-Али, его брата Абу-Фадля аль-Аббаса и ещё 70 шиитов, погибших в 680 г. в битве при Кербеле (внизу: Аббас аль-Мусави, «Битва при Кербеле». Бруклинский музей, Нью-Йорк; в центре – Имам Хусейн):

Кульминация поминовения – обряд самоистязания (перс. шахсей-вахсей):

Нынешняя иранская/проиранская военно-политическая активность под знаменем Имама Хусейна понимается участниками-шиитами как своего рода реванш за битву при Кербеле. К тому же победный марш иранских/проиранских формирований по Ираку под знаменем Имама Хусейна может также рассматриваться как победа в той, как полагают иранцы, антииранской агрессии суннита, арабского националиста и баасиста (лидера светской Партии арабского социалистического возрождения) Саддама Хусейна[i]. Одним словом, это, по мнению хомейнистских пропагандистов и агитаторов, — ответ на все несправедливости суннитов по отношению к шиитам, ярчайшим воплощением этих несправедливостей и было убийство Имама Хусейна.

Образ Имама Хусейна превращают в источник религиозно-политической мобилизации в регионах, где шиизм не был широко распространён, например, в Нигерии, где под знаменем Имама Хусейна создаются проиранские религиозно-политические группировки:

Правда, нигерийцы в Ашуру не занимаются кровавым самоистязанием, а таскают белую ткань, смоченную, вероятнее всего, краской кровавого цвета:

Образ Имама Хусейна обладает в условиях иранской военно-политической активности в регионе важным мобилизационным ресурсом. Он – идеальное воплощение архетипа шахида, воина, который погибает в бою за правое дело. Культ шахида занимает важнейшее место в пропаганде и идеологии хомейнизма, и Имам Хусейн, чья кровь пролилась в битве при Кербеле – архетипический образ шахида для потенциальных участников иранской военно-политической активности.

В преддверии Ашуры из Ирана в иракскую Кербелу через открытую границу направляются под знамёнами Имама Хусейна тысячи паломников:

Пятая часть иранских паломников не возвращается в Иран, а остаётся в Ираке и пополняет иранские/проиранские военизированные группировки. Часть их перемещается в Сирию.

Имеется несколько группировок, в название которых входит имя Имама Хусейна.

Батальоны Имама Хусейна (араб. Катаʼиб аль-Имам аль-Хусейн; входят в иракское «Народное ополчение» — араб. аль-Хашад аш-Шаʻби; сформированы в Ираке, передислоцированы в Сирию, в настоящее время заняли позиции в окружении Идлиба):

«Батальоны Хусейнова Восстания» (араб. Катаʼиб аль-Киям аль-Хусайни; группировка входит в «Народное ополчение», сформированное в Ираке):

Если судить по материалам официальной страницы «Батальонов Хусейнова Восстания» в «Фейсбуке», эта группировка целиком и полностью иранская/проиранская: все материалы о рахбаре Али Хаменеи и КСИРе:

«Батальоны Революционера Хусейна» (араб. Катаиб Саʼир аль-Хусейн; название входит в список частей и подразделений «Народного ополчения»; эмблема не обнаруживается).

В ряду группировок, связанных с образом Имама Хусейна находится группировка «Роты Ашуры» (араб. Катаʼиб Ашураʼ):

[i]               Саддам Хусейн был суннитом. Но и он тоже поучаствовал, как шиит, в пролитии своей крови как жертвенной, — через своеобразное самоистязание: у него регулярно откачивали небольшими порциями кровь, и он переписал этой своей кровью Коран.

52.83MB | MySQL:111 | 0,432sec