О вынужденной тактике США по введению санкций против экспорта нефти из Ирана

Вашингтону потребуется несколько месяцев на то, чтобы полностью лишить Иран возможности получать доходы от экспорта нефти. С таким утверждением выступил госсекретарь Майкл Помпео в интервью телеведущему Шону Хеннити, стенограмму беседы распространило в пятницу внешнеполитическое ведомство США. Шеф американской дипломатии напомнил, что Вашингтон намерен не только восстановить рестрикции США в отношении Тегерана, которые имели место до заключения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), но и ввести новые. Говоря о поставках нефти из Ирана, Помпео подчеркнул, что они будут «сведены к нулю». «Нам понадобится несколько месяцев, чтобы это сделать», — добавил госсекретарь. По словам Помпео, прежние действия США на этом направлении «не оказали серьезного влияния на цены на сырую нефть». Оказали, и очень негативное. Настолько негативное, что американцы вынуждены были открыто вмешиваться во ливийское досье для того, чтобы предотвратить эскалацию внутриливийских столкновений и соответственно постараться нарастить нефтяной экспорт из этой страны в рамках стабилизации нефтяных мировых цен. Одновременно проводилась активная кампания по стимулированию КСА к максимально возможному наращиванию объемов добычи, что создало серьезные риски разбалансировки мировых цен на углеводороды и в общем-то приблизило объем добываемой Саудовской Аравией  нефти к техническому лимиту. И даже при всех этих усилиях администрация США не смогла к ноябрю обнулить иранский экспорт, и единственным вариантом для победных реляций стало констатация того факта, что «еще до введения санкций иранский экспорт удалось сократить наполовину». Но, во-первых, это было очевидно сразу же после выхода США из СВПД и публичного решения о возобновлении санкционного давления на Иран. Эксперты сразу же назвали 1 млн баррелей в сутки пределом сокращения иранского экспорта на фоне этих сообщений, и для этого не надо было быть экономическим гуру. Даже само это известие вызвало автоматический отток с иранского рынка тех крупных европейских и азиатских игроков, которые имеют в своем портфеле блокирующий или системообразующий пакет американских инвесторов. Собственно уход ряда крупных европейских компаний и трейдеров связан в первую очередь с этим моментом, а не с угрозой штрафов или невнятной реакцией со стороны крупных столиц ЕС. Тем более, что с угрозой американских штрафов ЕС научился бороться: достаточно вспомнить многомиллионный штраф для Google в ответ на штрафы для «Фольксвагена». Да и с введением заградительных тарифов для европейских автомобилей Вашингтону пришлось сдать назад, утешившись тем, что немцы согласились покупать символический объем их сжиженного газа. И с той поры в общем-то надо отметить, что Брюссель со своей позицией в отношении американских санкций определился. Евросоюз рассчитывает на достижение в ближайшее время прогресса в работе по созданию механизма обхода экстерриториальных торговых санкций США в отношении Ирана. Об этом заявила в четверг, отвечая на вопрос ТАСС, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини по прибытии на саммит форума «Азия – Европа». Могерини подчеркнула, что все азиатские партнеры ЕС, с которыми лидеры европейских государств встречались в Брюсселе, «выражали активную поддержку полному соблюдению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по Ирану». «Мы не должны забывать, что Иран — это не только страна Ближнего Востока, он поддерживает тесные связи с Афганистаном и поэтому имеет значительные интересы в Азии и связи с ней. Поэтому у нас единая позиция с нашими азиатскими партнерами, сводящаяся к необходимости сохранить СВПД, а для Ирана — до конца выполнять свои обязательства», — отметила глава европейской дипломатии. 24 сентября в Нью-Йорке она объявила о начале подготовительной работы по созданию странами ЕС легальной структуры для обеспечения финансовых транзакций с Ираном в целях поддержания международной торговли, в том числе нефтью, для защиты интересов европейских компаний, которые намерены продолжать ведение легального бизнеса с Исламской Республикой. Могерини отметила, что в перспективе к этому механизму смогут подключиться и другие государства. И по ряду данных, такой механизм заработает уже в декабре, и это является одной из главных причин (наряду с отсутствием достаточных объемов нефти на рынке), по которой американцы пошли на поослабления для ряда стран. Обратим внимание на то, какими условиями это решение Вашингтона обставляется. Специальные эскроу-счета создаются для стран, которые продолжат после введения Вашингтоном санкций импортировать иранскую нефть. Об этом заявил в пятницу спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук на брифинге для журналистов в Госдепартаменте. Эскроу-счет — специальный условный счет, на котором учитываются как правило денежные средства до наступления определенных обстоятельств или выполнения определенных обязательств. Сущность расчетов через такой счет заключается в том, что все средства с него передаются в пользу одной из сторон сделки только в том случае, если она выполнила свои обязательства перед другой стороной. «Эскроу-счета создаются для тех стран, которым приходится продолжать импортировать иранскую нефть и которые отказываются от твердой валюты Ирана. Это лишит Иран любых доходов от продажи нефти», — отметил Хук. «Соединенные Штаты будут внимательно следить за этими эскроу-счетами. В отличие от предыдущих администраций [США] мы добьемся того, чтобы деньги не расходовались на незаконную деятельность, чтобы на этих эскроу-счетах не было утечек. Мы будем тесно сотрудничать со странами в целях стимулирования покупки и продажи гуманитарных товаров для иранского народа», — указал спецпредставитель, добавив, что антииранские санкции США предусматривают исключения для продажи продуктов питания, медикаментов и медицинской техники. То есть, попытка США оставить страны, для которых сделаны исключения, в сфере своего исключительного финансового контроля и срыва попыток ухода азиатских и иных импортеров иранской нефти к альтернативному европейскому расчетному центру. Скажем сразу, что этот ход Брюсселя, который поддержал Пекин и Москва, самым серьезным образом американцев напугал. Если мы возьмем предложенную американцами схему по сути, то она означает самый серьезный отход от своих первоначальных замыслов. Суть этих эскроу-счетов заключается в том, что иранцы вынуждены будут покупать товары за свои нефтедоллары исключительно в стране-импортере. Например, Нью-Дели заверил Соединенные Штаты в том, что бартерное соглашение, которое он пытается создать, будет включать гарантии предотвращения индийских закупок иранской нефти от финансирования терроризма. Эта система сохранит иранские нефтяные «доходы» на специальных зарубежных счетах, что не позволит Ирану обменять их ни на что, кроме индийского экспорта. Примерно то же самое будет и в отношении других стран, для которых американцы, скрепя сердце, делают сейчас исключение. А это означает по факту, что полный комплекс торговли с Ираном для этих стран сохраняется. А это уже точно не укладывается в первоначальные схемы США по полному экономическому удушению Ирана. В этой связи чиновники Госдепартамента опять блефуют. Соединенные Штаты выведут из-под действия антииранских санкций, о которых будет объявлено в понедельник, восемь стран на 180 дней без возможности продления этого срока. Об этом заявил в пятницу спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук на брифинге для журналистов в Госдепартаменте. Его спросили, собирается ли Вашингтон продлевать временное исключение из-под действия санкций для восьми стран. «Мы не собираемся делать дополнительные исключения в конце [предоставленного по закону этим странам] 180-дневного периода. Мы проявляем особую осторожность с тем, чтобы проводить нашу кампанию максимального экономического давления [на Иран], не увеличивая цены на нефть», — отметил дипломат. По его словам, США рассчитывают в следующем году на «более интенсивные поставки нефти», что позволит «ускорить продвижение» к тому, чтобы свести до нуля доходы Ирана от экспорта нефти. «Наша цель заключается в том, чтобы сократить до нуля импорт странами иранской нефти. Согласно нашим прогнозам на 2019 год, поставки нефти превысят спрос, и это создаст гораздо лучшие условия для нас», — подчеркнул Хук. Все эти «прогнозы» —  рисунки «на песке». Тот же Хук еще несколько месяцев уверенно всем говорил, что никаких исключений из правил ни для кого не будет, и что нефтяной иранский экспорт упадет до нуля в ноябре с.г. Так что слушать в данном случае Госдепартамент США не стоит в принципе, это обычные «говорящие головы», которые просто стараются максимально сгладить репутационные риски для президента Д.Трампа с учетом серьезных отступлений от жесткого курса антииранской стратегии. На мировых цены и уровень добычи может повлиять все, что угодно, начиная от начала нового витка войны между ливийскими группировками и заканчивая обострением межконфессиональных столкновений в иракском Киркуке. А именно с Ираком Вашингтон связывает основные надежды на восполнение выбывающих иранских объемов, поскольку КСА откровенно выдохлось и уже хочет закупать российскую нефть для загрузки своих мощностей и реанимировать законсервированные поля на границе с Кувейтом. Но такие шаги Эр-Рияда сейчас будут очень осторожными: и в связи с непонятной реакцией Вашингтона в отношении дела Хашогги и судьбы наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, и просто в силу рисков разбалансировать мировые цены резким наращиванием объемов добываемого сырья.
Ранее в пятницу госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что в понедельник, 5 ноября внешнеполитическое ведомство опубликует список из восьми стран, которые выводятся из-под антииранских ограничений. Хук наотрез отказался называть их. На сегодня совершенно очевидно, что это уже точно Индия, Турция, Южная Корея (то есть ключевые партнеры США в рамках их попыток воздействовать на ситуацию в Афганистане, Сирии, и на Корейском полуострове соответственно). Рискнем предположить, что к ним добавятся Япония, КНР, Индонезия, Малайзия и, скорее всего, ряд стран ЕС. В чем основной алгоритм нынешней вынужденной тактики Вашингтона в связи с их стремлением сохранить контроль над ситуацией? А речь сейчас идет именно об этом, не больше и не меньше. Это сохранение за собой механизма финансового контроля при всех условиях, о котором мы уже говорили выше. И второе, Соединенные Штаты сочтут необходимым предоставить ограниченное число отказов от санкций, которые они будут вводить в отношении иранских потребителей нефти, но взамен они потребуют, чтобы страны существенно сократили этот импорт. При этом Вашингтон будет и впредь стремиться к достижению своей цели сокращения экспорта нефти из Ирана до нуля и будет требовать от стран, для которых сделаны послабления, дальнейшего сокращения, когда истекут шестимесячные нынешнее сроки, с тем чтобы снова возобновить их. То есть, по оценкам лиц, близких к экономическому блоку администрации США, не идет сейчас речь о том, что новых послаблений и исключений не будет. Будут, без этого очевидно ничего  не получится. И в отличие от говорунов из Госдепартамента, там это понимают более четко. В этой связи ожидается, что страны, для которых сделаны исключения (а это уже все было при Б.Обаме), будут соглашаться существенно сокращать свой импорт иранской нефти каждые полгода. При Обаме эти сокращения, измеряемые каждые шесть месяцев, составили около 18 процентов, но администрация Трампа установила гораздо более высокую планку для такого сокращения. Вернее, пытается установить, так как конкретные детали соглашения с каждой из стран будут проводится сепаратно и только после введения официального санкционного давления 5 ноября. Согласно деталям, просочившимся на фоне американо-индийских консультаций по этому поводу, Индия согласилась сократить импорт иранской нефти примерно на 40 процентов ниже запланированного уровня примерно до 1,25 млн метрических тонн в месяц, или около 290 000 баррелей в день. В своем плане на 2018-19 финансовый год, составленном до того, как Соединенные Штаты объявили о выходе из СВПД, Индия должна была импортировать 25 млн метрических тонн иранской нефти, или около 490 000 баррелей в сутки. В течение лета, однако, продажи иранской нефти в Индию в среднем были намного выше, превысив рекордные 768 000 баррелей в сутки в июле. Пока нет никаких подробностей о компромиссе, сделанного Южной Кореей, третьим по величине потребителем нефти из Ирана, до того, как Трамп объявил о выходе из СВПД в мае. До апреля Южная Корея импортировала в среднем 300 000 баррелей иранской нефти, но в течение нескольких месяцев после решения Трампа она сократила эти покупки в ожидании санкций. Для того чтобы получить такое исключение, она, вероятно, согласилась на более значительное сокращение импорта по сравнению с предыдущими уровнями. Сложнее всего обстоит дело с КНР. Основываясь на уровнях индийского сокращения импорта, Китаю, который импортирует около 700 000 баррелей в сутки из Ирана, может быть предложено сократить свой импорт ниже 500 000 баррелей в сутки. Пекин, как сообщается, поручил своим двум крупнейшим нефтеперерабатывающим компаниям, Sinopec и China National Petroleum Corp., пока не покупать иранскую нефть, поскольку он решает, как бороться с политикой санкций США. Турция, четвертый по величине клиент Ирана, вероятнее всего сохранит уровень своего импорта на уровне 200 000 баррелей в сутки. То есть, суть тактики США такова: Соединенные Штаты, которые не смогли добиться единовременного обнуления иранского экспорта, взяли на вооружение тактику постепенного удушения путем выдачи своих «исключений» взамен за постепенное сокращения объемов их экспорта из Ирана за счет замещений от других поставщиков. Но таковых мало, и все при этом думают о своих бюджетах, которые напрямую зависят от мировых цен на углеводороды. Отказы от санкций, которые, как правило, должны продлеваться каждые шесть месяцев, будут предоставляться только тем странам, которые продолжают оправдывать ожидания США, покупая все меньше и меньше иранской нефти. Опять же отметим два основных момента: эта тактика носит вынужденный характер, и она не является предсказуемой в силу потенциальных региональных конфликтов любой интенсивности. К тому же европейцы все-таки запустят свой центр расчетов, и это обстоятельство также будет давить на планы Вашингтона.

52.77MB | MySQL:104 | 0,467sec