Ситуация в Судане и Южном Судане: сентябрь 2018 г.

9 сентября президент Судана Омар аль-Башир отправил в отставку только было назначенное правительство страны. Он поручил сформировать новое правительство, которое было бы более способным противостоять экономическому кризису. Это поручение было дано новому премьер-министру Моатазу Мусе Абдалле, который в составе прежнего кабинета занимал должность министра ирригации. Состав нового правительства сократился на 10 человек – с 31 до 21 человека.

Ранее на должности премьер-министра Судана был Бакри Хасан Салех. Он не остался вне дел. В новом правительстве он продолжит свою политическую карьеру на посту первого вице-президента.

Глава нового кабинета принес присягу главе государства 10 сентября.

Что касается экономического кризиса, с которым сталкивается Судан, то его наиболее очевидными проявлениями стали инфляция, превышающая 65%, острая нехватка валюты, рост за год более чем вдвое цен на продовольственные товары. Как пояснил 10 сентября в телевизионном выступлении глава государства, «нынешняя экономическая ситуация стала следствием эмбарго» и некоего «проекта», направленного на воспрещение доступа страны к иностранным (финансовым) ресурсам. При этом он не назвал, кто стоит за упомянутым им «проектом», равно как не упомянул США, которые в период с 1997 по 2017 гг. ввели торговое эмбарго против Судана. Президент О.аль-Башир отдельно поблагодарил суданцев за «их терпение, даже в моменты, когда они столкнулись с экономическими трудностями».

 

Несмотря на отмену торгового эмбарго, США сохранили Судан в списке стран, поддерживающих терроризм, что сдерживает зарубежные банки и иностранных инвесторов от сотрудничества с Хартумом.

14 сентября стал известен состав нового правительства Судана. В него вошли несколько министров из прежнего кабинета. Свой пост потерял, в частности, министр финансов Мухаммед Осман ар-Рикаби. Этот пост занял Абдалла Хамдок. Пост главы МВД занял Ахмед Билаль.

10 сентября Интерпол объявил о раскрытии в конце августа в Хартуме преступного сообщества, занимавшегося работорговлей. Эта операция позволила спасти 94 человека, в том числе 85 детей, многие из которых до этого принудительно работали на нелегальных золотых приисках. Операция «Савийян», проводившаяся суданской полицией при содействии Интерпола с 26 по 30 августа, позволила арестовать 12 женщин и 2 мужчин. Среди спасенных были выходцы из Судана, Южного Судана, Чада, Конго, Эритреи, Нигера, что указывает на пространственный размах преступного сообщества. Арестованные, как представляется, были лишь верхушкой «айсберга». Со стороны Судана в операции участвовали до 200 полицейских.

 

В Южном Судане военный трибунал 6 сентября признал 10 солдат виновными в изнасиловании пяти иностранных сотрудниц гуманитарных организаций и в убийстве в одном из отелей Джубы южносуданского журналиста в ходе боев в столице страны в июле 2016 г. Они были приговорены к длительным  срокам тюремного заключения. Всего по этому делу проходили 12 солдат и офицеров. Один из солдат был оправдан. Их командир, обвиненный в организации нападения, по данным южносуданской армии, умер «естественной смертью» в заключении в октябре 2017 г.

Преступления, в совершении которых обвинялись военные, были совершены 11 июля 2016 г. в отеле, находившемся в 1 км от базы ООН в Джубе. Как сообщил в военном трибунале управляющий отеля британец Майк Вудвард, в тот день «от 50 до 100 солдат» ворвались в отель, где в тот момент проживали до 50 сотрудников иностранных организаций. Часть из солдат отправилась в бар, остальные – в жилые помещения. Он подтвердил, что южносуданские солдаты коллективно изнасиловала пятерых иностранных сотрудниц гуманитарных организаций, а также до сих пор неизвестное число женщин – служащих отеля.

Не вынося окончательного приговора, военный трибунал обязал власти Южного Судана выплатить по 4 тысячи долларов (!) компенсаций каждой жертве изнасилования. Это выглядело как издевательство. По идее, это меньше их месячной зарплаты. Владелец гостиницы должен получить 2 млн долларов.

По имеющимся данным, так называемые миротворцы, которые находились близ отеля, так и не прибыли на помощь его постояльцам, звонившим им по телефону. Видно, было страшно.

По завершении процесса южносуданская армия принесла извинения жертвам насилия, от которых тем, понятно, не жарко, и не холодно. Она же в лице ее представителя полковника Санто Доминика пояснила, что длительность процесса была связана с тем, что жертвы насилия постарались побыстрее покинуть Южный Судан. Странно, если было бы по другому.

В итоге в тот же день двое военных получили пожизненное заключение. Остальные восемь получили от 7 до 14 лет тюрьмы. В любом случае этот приговор был одним из немногих, вынесенных в адрес южносуданских военнослужащих со времени развязывания гражданской войны в декабре 2013 г.

9 сентября в Южном Судане в районе города Ироль в одноименное озеро при заходе на посадку в условиях плохой видимости упал пассажирский самолет местных авиалиний. В результате катастрофы погибли 20 человек. 3 человека, в том числе 2 ребенка, выжили. Среди погибших были, в частности, архиепископ англиканской церкви в Ироле Симон Адат и 4 иностранца.

12 сентября в Аддис-Абебе в ходе регионального саммита президент Южного Судана Сальва Киир и лидер повстанцев Риек Машар подписали очередное мирное соглашение, призванное прекратить почти 5-летнюю гражданскую войну. Под камеры два противника даже обменялись рукопожатиями в присутствии президентов Уганды, Судана, а также премьер-министра Эфиопии. С учетом предшествующих многочисленных нарушений договоренностей подобного, новое соглашение было воспринято с огромной долей скептицизма.

Согласно новому соглашению, С.Киир сохраняет свой пост президента Южного Судана. Его оппонент Р.Машар возвращается на пост первого вице-премьер-министра. Все это уже было до возобновления боевых действий в 2016 г.

Тем временем правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) опубликовала 19 сентября доклад, согласно авторам которого южносуданская армия и союзные с ней милицейские формирования в ходе наступления на севере страны в период с апреля по начало июля с.г. вновь совершили «оглушающие жестокости» против мирного населения. В документе под названием «Все, кто дышали, были убиты: военные преступления в Леер и Майенди» МА собрала свидетельские показания примерно 100 человек, выживших в бойнях, учиненных в этих населенных пунктах. По их данным, жителей этих населенных пунктов, находящихся в штате Единство, расстреливали, вешали на деревьях, давили бронемашинами. Людей также сгоняли в жилища, которые затем поджигали. Описанные выжившими зверства осуществлялись, как и раньше, по этническому принципу – солдаты, совершившие их, были выходцами из племени динка, как и президент Южного Судана Сальва Киир. Все это происходило даже неделю спустя после вхождения в силу соглашения о прекращении огня, которое предшествовало подписанному 12 сентября последнему по времени мирному соглашению – предыдущие аналогичные мирные соглашения провалились.

МА осудила атмосферу безнаказанности, в условиях которой с момента начала гражданской войны в декабре 2013г. совершались такие преступления. По мнению правозащитников, «единственный способ пресечь этот порочный круг насилия – это положить конец безнаказанности, которой пользуются все стороны южносуданского конфликта вне зависимости от их принадлежности к тому или иному лагерю».

Для чего делалась «зачистка» в штате Единство, стало понятно позднее, когда стало известно, что южносуданские власти намеревались до конца сентября возобновить функционирование объектов нефтедобычи в этом штате. Операцию по техническому восстановлению нефтедобычи в этом регионе выполняли специалисты из Южного Судана и Судана

26 сентября в Найроби был опубликован доклад, согласно которому гражданская война в Южном Судане унесла человеческих жизней на порядок больше, чем предполагалось ранее. Если до этого речь шла о нескольких десятках тысяч погибших, то отныне стали говорить о 380 тысячах.

В целом, теперь, как представляется, можно делать ставки на то, сколько времени продержится очередное «мирное» соглашение между Джубой и повстанцами. С учетом всех обстоятельств этого конфликта, оно вряд ли представляется жизнеспособным.

52.19MB | MySQL:103 | 0,566sec