Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 октября – 4 ноября 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Ираном и Саудовской Аравией. Администрация президента США Д. Трампа подтвердила введение с 5 ноября новых масштабных экономических и финансовых санкций против Ирана. Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 2 ноября, что считает, что приказ об убийстве саудовского журналиста Дж. Хашогги поступил с самого высокого уровня правительства КСА.

Администрация президента США Д. Трампа заявила о намерении восстановить все санкции в отношении Ирана, которые были отменены в результате ядерного соглашения 2015 г. В заявлении Белого дома говорится, что санкции станут самыми жесткими, когда-либо действовавшими против этой страны. Министр финансов США С. Мнучин заявил, что Вашингтон не будет исключать страны Евросоюза из антииранских «нефтяных» санкций и начнет принимать «агрессивные меры» против специального механизма ЕС для торговых расчетов с Ираном. Госсекретарь США М. Помпео считает, что потребуется несколько месяцев на то, чтобы полностью лишить Иран возможности получать доходы от экспорта нефти. США также готовы будут применить при определенных условиях свои санкции против международной банковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT (объединяет 11 тыс. финансовых институтов более чем в 200 странах) за связи с ИРИ. Одновременно президент Д. Трамп в очередной раз заявил о готовности американской стороны заключить с Ираном новое соглашение, которое не только никогда не позволит Тегерану заполучить ядерное оружие, но и будет касаться всех «злонамеренных действий» этой страны.

Соединенные Штаты уверены, что Иран не возобновит свою ядерную программу, несмотря на новые санкции, заявил 4 ноября глава американской дипломатии М. Помпео.

Вместе с тем, антииранские санкции США не станут всеобъемлющими. Вашингтон сделал исключение для проектов, которые обеспечивают «энергетическую безопасность и энергетическую независимость» Турции и стран Европы от России и Ирана Объявлено, что из-под действия «нефтяных» санкций временно (на 180 дней без права продления) выведут восемь стран, список которых официально будет объявлен 5 ноября. Кроме того, США будут делать гуманитарные исключения из санкций, в том числе для покупки Тегераном медикаментов и медицинского оборудования.

В складывающейся ситуации Евросоюз продолжает заявлять о своей «непоколебимой решимости», невзирая на санкции США, продолжать работу по расширению экономических контактов европейских компаний с Ираном и создавать механизм финансовых расчетов с Тегераном для обхода американских санкций. Сообщается, что ЕС запустит платёжный механизм для сотрудничества с ИРИ в «ближайшем будущем». Этот механизм должен будет развивать платёжные каналы для экспорта иранской продукции, в том числе нефти, а также импорта европейской продукции в Иран.

МИД России заявил, что наша страна отвергает любые односторонние санкции в обход решений Совбеза ООН, имеющие экстерриториальное применение, и затрагивающие интересы третьих стран, как в случае с рестрикциями США против Ирана.

Странам — участницам ядерной сделки с Ираном необходимо как можно быстрее представить и осуществить меры противодействия санкциям, которые против Тегерана намерен ввести Вашингтон. К этому Великобританию, Германию, Китай, Россию и Францию призвал президент ИРИ Х. Роухани.

Тем временем в Тегеране заявляют, что «не испытывают страха перед лицом новых санкций США». Однако президент Х. Роухани предупредил население Ирана о возможных сложностях, заявив: «Последние четыре месяца были сложными для нашего народа, и не исключено, что следующие несколько месяцев также будут непростыми. Однако правительство сделает все возможное, чтобы преодолеть эти трудности».

В Вашингтоне заявляют, что власти США продолжают решать вопрос о том, какие меры следует принять против Саудовской Аравии в связи с убийством должностными лицами КСА в генконсульстве королевства в Стамбуле саудовского оппозиционного журналиста Дж. Хашогги. Госсекретарь М. Помпео заявил, что у США пока много «вопросов без ответа» по поводу убийства Хашогги и Вашингтону, вероятнее всего, потребуется несколько недель, чтобы собрать информацию, нужную для введения санкций против лиц, ответственных за это преступление. Помпео при этом отметил, что у США и КСА «долгое стратегическое партнерство в области торговли и военного взаимодействия, обрывать которое не хотелось бы». Однако США должны быть уверены, что все ответственные за убийство понесут наказание. Убийство Хашогги никак не повлияло на военное сотрудничество Вашингтона и Эр-Рияда, которое по-прежнему остается «прочным и глубоким», заявил 29 октября глава Центрального командования ВС США генерал Дж. Вотел. Тем временем группа сенаторов-республиканцев попросила президента США Д. Трампа приостановить переговоры с КСА в области мирной атомной энергетики на фоне убийства Хашогги, действий Эр-Рияда в Йемене и Ливане. Пятеро законодателей во главе с М. Рубио заявили, что, если Д. Трамп не остановит переговоры, то они прибегнут к Закону об атомной энергетике, чтобы заблокировать любые соглашения с Саудовской Аравией в этой сфере.

Генпрокурор КСА шейх С. аль-Муаджиб завершил 31 октября работу в Стамбуле в рамках расследования обстоятельств убийства Хашогги. В этой связи турецкая сторона заявила, что «переговоры прокуратур Турции и КСА по расследованию убийства Хашогги не принесли результатов». С. аль-Муаджиб уходил от ответов на ключевые вопросы по делу убитого журналиста, не делился информацией в полной мере, не давал ответов на интересующие турецкое следствие ключевые вопросы. Общий тон диалога с саудовским генпрокурором «вызывает недоверие» к Эр-Рияду со стороны Анкары. Со своей стороны, турецкая прокуратура отказалась передать саудовским следователям все собранные улики и вещественные доказательства по делу Хашогги. 31 октября генпрокуратура Стамбула заявила: «Хашогги стал жертвой спланированного убийства, его задушили сразу после входа в генконсульство КСА. После убийства его тело расчленили и уничтожили». Министр юстиции Турции А. Гюль отметил, что ждет от КСА более тесного сотрудничества в рамках следствия по делу Хашогги. «Этот инцидент не из тех, что удастся замять», — подчеркнул Гюль. Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 2 ноября, что считает, что приказ об убийстве Хашогги поступил с самого высокого уровня правительства КСА, но уверен, что саудовский король Сальман не имеет отношения к этому преступлению.

Убийство Хашогги представляет собой ужасающую историю, которая должна быть разрешена «должным образом» при условии сохранения стабильности Саудовской Аравии во имя мировой и региональной безопасности, заявил 2 ноября премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху.

По информации Минобороны России, в Сирии из демилитаризованной зоны «Идлиб» выведено более 2450 боевиков незаконных вооруженных формирований и 206 единиц различной боевой техники. Отмечаются усилия, прилагаемые Турцией для выполнения договоренностей по Идлибу. Количество случаев нарушения режима прекращения боевых действий здесь снизилось с 773 — в сентябре, до 197 — в октябре. Вместе с тем, террористы «Джебхат-ан-Нусры» (запрещена в РФ) пытаются сорвать выполнение меморандума по зоне деэскалации в Идлибе. Экстремисты периодически обстреливают и атакуют позиции сирийской армии. По информации Минобороны РФ, провокации с отравляющими веществами планируются в разных провинциях Сирии, в частности, в Алеппо.

Вооруженные силы Турции на минувшей неделе вели артиллерийские обстрелы курдских сил в приграничном районе Айн-эль-Араб (Кобани) к востоку от реки Евфрат. США серьезно обеспокоены нанесением Турцией ударов по позициям курдов на севере Сирии и поддерживают с турецкими властями тесную координацию по ситуации в этой стране. 1 ноября военнослужащие Турции и США приступили к совместному патрулированию в районе города Манбидж к северу от Алеппо. Курдские бойцы из «Сил демократической Сирии» (СДС) создали совместные патрули с американскими военными, чтобы осуществлять контроль за пограничным с Турцией районом Кобани. Командование СДС объявило 31 октября о временном прекращении наступления на террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) на восточном берегу Евфрата в связи с действиями турецкой армии в районе Кобани. Со своей стороны, боевики ИГ предприняли контрнаступление против формирований СДС, вытеснив их с 70-км участка сирийско-иракской границы и значительно увеличив подконтрольную джихадистам территорию.

Норвежский дипломат Гейр Педерсен назначен новым спецпосланником генсека ООН по Сирии. Москва заявила, что рассчитывает на беспристрастный подход Г. Педерсена к сирийскому урегулированию. Дамаск намерен сотрудничать с новым спецпосланником генсека ООН по Сирии, если он воздержится от методов своего предшественника С. де Мистуры и не будет на стороне «террористов», заявил замглавы МИД Сирии Ф. Микдад.

Гуманитарный конвой достиг лагеря беженцев «Эр-Рукбан» на границе Сирии с Иорданией недалеко от военной базы США Эт-Танф, доставив около 450 т вещей: одежду, продовольствие, медикаменты, предметы первой необходимости. Власти США отметили усилия России по сотрудничеству с правительством Сирии и ООН в доставке гуманитарной помощи в «Эр-Рукбан».

2 ноября США отменили введенные ранее санкции в отношении министра юстиции Турции А. Гюля и главы МВД страны С. Сойлу, а турецкие власти отменили санкции против министра юстиции США Дж. Сешнса и американского министра внутренней безопасности К. Нильсен.

Президенты Турции и США Р. Т. Эрдоган и Д. Трамп провели 1 ноября телефонный разговор, обсудив вопросы двусторонней повестки и развитие событий в Сирии. Оба лидера «выразили решимость предпринимать конструктивные меры для улучшения и укрепления двусторонних отношений».

Турция «никогда не признавала и не признает незаконную аннексию Крыма Россией и будет продолжать охранять права и интересы крымских татар», — заявил 3 ноября Р. Т. Эрдоган.

30 октября США призывали все стороны йеменского конфликта прекратить боевые действия и потребовали, чтобы коалиция, возглавляемая КСА, перестала осуществлять бомбардировки населенных районов в Йемене. В ответ шиитские повстанцы-хоуситы назвали призывы Вашингтона несерьезными, так как США сами являются участниками конфликта в Йемене.

Ситуация в Йемене стала самым тяжелым гуманитарным кризисом в мире, заявил 2 ноября генсек ООН А. Гутерриш, отметив: «Гуманитарная ситуация безнадежна. Мы должны сделать все возможное, чтобы уберечь кризис в Йемене от сползания к наихудшему голоду за десятилетия».

4 ноября на северо-западе Египта начались учения «Щит арабов-1» с участием сухопутных войск, ВВС, ВМС и спецназа вооруженных сил АРЕ, КСА, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна и Иордании. Присутствуют наблюдатели из Ливана и Марокко. Учения закончатся 16 ноября. Эксперты склоны рассматривать маневры как этап подготовки к созданию «арабского НАТО».

Американские войска в Афганистане активизируют свои усилия в борьбе с движением «Талибан» (запрещено в РФ), чтобы снизить возросшие потери среди афганских военнослужащих, сообщил новый командующий войсками США и НАТО в стране генерал С. Миллер. Тем временем талибы за последние три года расширили зону своего влияния в Афганистане и в настоящее время контролирует большую, чем когда-либо с 2001г. территорию страны, говорится в последнем квартальном докладе Специального генерального инспектора правительства США по вопросам реконструкции в Афганистане (SIGAR). На сегодняшний день под контролем или влиянием афганского правительства находятся лишь 55,5% районов страны. Три года назад Кабул контролировал 72% районов страны. В докладе отмечается и возросшая активность радикалов: увеличение количества нападений на правительственные силы и рост числа жертв среди гражданского населения.

 

Приложение

О некоторых особенностях военной политики Пакистана

Поступательное наращивание военной мощи страны является одним из главных направлений политики пакистанского государства. Этот курс реализуется, несмотря на перманентно испытываемые страной значительные финансовые и экономические трудности. Усиление военного потенциала в Исламабаде объясняют необходимостью «противостояния военным амбициям Индии» и силового противодействия угрозе со стороны вооруженных экстремистских и террористических группировок.

В условиях значительного индийского преимущества в экономической и научно-технической сферах, превосходства индийского военного потенциала над пакистанским в Исламабаде придерживаются курса на «минимальное оборонительное сдерживание» с Индией в области обычных и не конвенциональных вооружений. Пакистанские военные аналитики считают, что при наличии у обоих государств ядерного оружия, возможная война между ними, вероятнее всего, будет иметь «ограниченный размах по времени и пространству». Пакистан обеспокоен расширением в последнее время военно-технических связей между Индией и США, считая, что это может привести к нарушению «стратегического баланса» в регионе.

И хотя потенциальный конфликт с Индией остается «доминантой» в пакистанском военном мышлении, однако военно-политическое руководство страны в настоящее время все больше внимания уделяет внутренним угрозам, противоборству с экстремистами и «войне с террором», развернувшейся преимущественно на северо-западе Пакистана в так называемой «зоне племен», прилегающей к границе с Афганистаном. В Генштабе ВС Пакистана утверждают, что «искоренение терроризма на всей территории страны проводится в рамках комплексной стратегии безопасности». В то же время в Вашингтоне считают, что пакистанское политическое и военное руководство не проявляет должной настойчивости в борьбе с афганскими талибами, которые используют территорию Пакистана в качестве своей опорной базы для действий в Афганистане. Более того, США обвиняют пакистанскую разведку в оказании помощи талибам, что пакистанцы категорически отрицают.

Повышение тактических и технических возможностей армии в борьбе с терроризмом и при действиях в конфликтах низкой интенсивности остается одним из приоритетов в развитии пакистанских сухопутных войск. Для противодействия экстремистам и террористам, находящимся на пакистанской территории или проникающим из Афганистана, в северо-западных районах страны создана крупная группировка сухопутных войск, поддерживаемая специально выделенными силами ВВС. В составе сухопутных войск созданы Специальные оперативные силы, предназначенные для ведения антитеррористических операций. Принимаются меры по повышению мобильности частей и подразделений, прежде всего их аэромобильности, расширяется арсенал вооружения, средств ведения разведки и связи, улучшается качество подготовки спецподразделений.

Повышенное внимание борьбе с терроризмом и обеспечению внутренней безопасности отнюдь не означает, что в Исламабаде ослабили внимание вопросам противостояния с Индией. И здесь особую роль пакистанское руководство отводит совершенствованию национального ядерного потенциала, качественному и количественному развитию ядерного оружия и средств его доставки, развитию атомной отрасли. В общем плане это предполагает необходимость «обеспечения минимального ядерного сдерживания и гарантирования баланса сил» в регионе, создание условий для того, чтобы «любое ядерное нападение на Пакистан и его вооруженные силы привело к адекватному ядерному возмездию, способному нанести агрессору невосполнимый урон». Кроме того, ядерное оружие считается средством, позволяющим сократить превосходство Индии в обычных силах. Так, пакистанские военные рассматривают в качестве основного способа сдерживание возможной агрессии со стороны Индии, в том числе, средствами маломощного ядерного тактического оружия. Ведется разработка такого оружия. О возможности ядерного удара в ответ на ввод индийских обычных сил на территорию Пакистана свидетельствует отказ Исламабада от принятия принципа о неприменении ядерного оружия первым. Эксперты отмечают: «Гонка ядерных вооружений между Индией и Пакистаном будет обостряться по мере того, как обе страны будут стремиться к внедрению новых технологий и стратегий». Расширяются мощности по производству высокообогащенного урана и плутония. В то же время возможности Пакистана развивать ядерный арсенал ограничены состоянием его производственных мощностей.

Ракетно-ядерный потенциал Пакистана находится в распоряжении Командования стратегических сил (КСС), которое организационно входит в состав сухопутных войск. Сформированы также авиационное и морское стратегические командования. Ракетное оружие «должно решать задачи устрашения вероятного противника (Индии) потенциальной возможностью нанесения ракетных ударов по его административно-промышленным центрам». На вооружении КСС имеются оперативно-тактические ракеты «Газнави», «Шахин-1», «Наср», «Хатф-1А/1В»), а также баллистические ракеты средней дальности (БРСД) «Гхаури-1/2», «Шахин-1/2/3». Причем дальность пуска ракет «Шахин-2/3» практически покрывает всю территорию Индии. Ведутся работы над новой трехступенчатой твердотопливной БРСД «Абабил». Принята на вооружение крылатая ракета (КР) «Бабур», а в стадии испытаний находится КР «Раад» воздушного базирования и КР «Бабур-3» морского базирования (на подводных лодках). Все ракеты способны нести как ядерные, так и обычные боевые части (БЧ), причем количество ядерных БЧ оценивается в 140-160 единиц, мощностью от 5 до 10 килотонн. Предполагается, что к 2025г. в арсенале Исламабада будет от 220 до 250 ядерных боеприпасов. Пакистан реализует программу по созданию ракет с несколькими независимо нацеливаемыми ядерными боеголовками. Считается, что в мирное время национальные ядерные силы развернуты лишь частично, а их полное развертывание предполагается только в военное время, что связно с высокими расходами на поддержание ядреных сил в боевой готовности.

Большое внимание военно-политическое руководство Пакистана уделяет и усилению неядерного военного потенциала, повышению боеспособности и улучшению технической оснащенности сухопутных войск, ВВС и ВМС. Это делается для выравнивания увеличивающегося дисбаланса с Индией по обычным силам и вооружениям. Принимаются меры по развитию национального ВПК. В то же время собственная военная промышленность, несмотря на прилагаемые в Исламабаде усилия, не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности армии в вооружении и военной технике, особенно их высокотехнологичными образцами. Ограничены и научно-технические возможности страны. Поэтому основной упор сделан на приобретение новейшего вооружения за рубежом, главным образом для ВВС и ВМС. Основным партнером Пакистана в сфере ВТС является Китай. В условиях ограниченного оборонного бюджета многие военные программы финансируются Саудовской Аравией.

Сухопутные войска обучаются действиям как в условиях применения обычных вооружений, так и оружия массового уничтожения. Большое внимание уделяется повышению их огневой мощи, совершенствованию управления войсками на всех уровнях, улучшению организационно-штатной структуры соединений и частей. В целом Сухопутные войска ВС Пакистана отличаются хорошей выучкой и высокой боеспособностью, однако на их вооружении все еще имеется много устаревшей техники, в том числе танков, артиллерии, противотанковых средств. В этой связи обновляется и модернизируется бронетехника, усиливается войсковая ПВО. Предусмотрен рост самоходной артиллерии, предполагается закупить новые ПТРК и вертолеты.

Реализуется программа технического перевооружения ВВС. Вопрос боеспособности авиации стоит для Исламабада достаточно остро, поскольку значительная часть самолетов — это устаревшие машины. Вопрос приобретения современной авиатехники стоит особенно остро и в свете наличия у Индии до 200 российских истребителей Су-30МКИ и контракта на поставку французских истребителей «Рафаль». Самым современным в национальных ВВС является истребитель JF-17 совместной китайско-пакистанской разработки. Всего предусмотрена поставка 150 самолетов этого типа, из которых 50 машин будут выполнены в новейшей модификации Block III. Силы ПВО получили на вооружение китайскую зенитную ракетную систему среднего радиуса действия LY-80 и планируют приобрести у КНР мобильный ЗРПК FK-1000 (концептуальная копия российского «Панцирь-1С»). Из Швеции должны поступить 4 самолета ДРЛО и У СААБ-2000.

Большое внимание уделяется укреплению национальных ВМС. Финансовые возможности не позволяют Пакистану приобретать дорогостоящие надводные корабли в странах Европы, поэтому «наиболее оптимальным решением» стало продолжение сотрудничества с китайским кораблестроителями.

32.36MB | MySQL:67 | 0,840sec