Египетский законопроект о запрете на ношение никаба в общественных местах

Борьба египетских властей с никабом имеет долгую историю. Еще в эпоху правления Хосни Мубарака этот вопрос поднимался неоднократно. Так, в 2009 году младшему медицинскому персоналу в Египте было запрещено носить эту накидку. Женщинам разъясняли, что хиджаб (мусульманский платок, покрывающий волосы женщины) — вполне достаточная одежда для верующих. В том же 2009 году никаб был запрещен и в университете «Аль-Азхар». Студентки не могли появляться в никабе на территории университета, в классных комнатах, общежитии, на экзаменах.

© AP Photo / Christophe Ena

 

В феврале 2016 года глава Каирского университета запретил медсестрам и врачам всех подведомственных университетских больниц и медучреждений носить никаб. Этот запрет был объяснен «защитой прав и интересов пациентов». В сентябре 2015 года никаб в Каирском университете запретили также носить преподавателям из-за жалоб, что сотрудницы в никабах не могут нормально общаться со студентами.

Депутат египетского парламента Гада Агами сообщила СМИ 4 ноября с. г., что она представила парламенту Египта (в лице спикера парламента Али Абдель Аля)  законопроект, который запретит ношение никаба[i] (то есть головного убора, полностью закрывающего лицо – авт.) в общественных местах и тем самым снизить уровень преступности. Общественными местами, где предлагается запретить появляться в никабе, считаются больницы, образовательные учреждения, кинотеатры, библиотеки, музеи, правительственные здания, аэропорты, общественный транспорт, детские сады.  Законопроект предусматривает штраф в размере 1000 египетских фунтов (примерно 56 долларов) после первого нарушения, после второго – в 2 раза больше[ii].  Egyptian Streets сообщили, что официально новый законопроект Гады Агами будет обсуждаться в парламенте 11 ноября[iii]. Она добавила, что предлагает данный законопроект «в связи с увеличением числа преступлений, совершаемых с использованием никаба», отметив, что «многие мужчины используют его для совершения преступлений в общественных местах». Депутат египетского парламента отметила, что «в настоящее время мы (египтяне –авт.) находимся в продолжающейся до сих пор войне против терроризма, и мы должны сделать все возможное, чтобы положить ей конец. Никаб используется многими людьми в качестве прикрытия для преступлений, которые они совершают; это не является частью личной свободы, как некоторые говорят». Г.Агами подчеркнула, что «никаб не является обязательным в исламе и наша религия не призывает скрывать свое лицо». Она также напомнила, что «в настоящее время многие общественные и частные места в Египте становятся все более враждебными по отношению к тем, кто носит никаб, и иногда даже слишком закрытый хиджаб критикуют»[iv].

Гада Агами также призвала последовать примеру Алжира, где подобный закон приняли месяц назад. Она назвала решение алжирского правительства о никабе «очень мужественным». Депутат считает, что ношение никаба «изменило национальную идентичность Египта, ведь сейчас он больше ассоциируется с экстремистской идеологией движения консерваторов-салафитов, и в последнее время с этим атрибутом связано немало проблем, в том числе и в сфере безопасности»[v]. Гада Агами привела также в качестве примера Францию, которая ввела такой же запрет с 2010 года, после того, как «ее правительство осознало, что это необходимо с точки зрения безопасности, а также для защиты общества от раскола».

Как сообщила газета «Аль-Ахрам», Гаду Агами поддержал независимый депутат Мухаммед Абу Хамед. Он подчеркнул в своем интервью, что  «целью этого законопроекта является введение запрета на ношение никаба в общественных местах, государственных учреждениях, больницах, школах и т.д., и данный запрет никак не будет нарушать права человека или его свободы, закрепленные в Конституции Египта 2014 года»[vi]. Мухаммед Абу Хамед заметил, что «есть две исламские страны, Тунис и Алжир, которые ввели запрет на ношение никаба в общественных местах, не говоря уже о том, что Франция в настоящее время имеет такой же запрет[vii]. Никаб не является частью шариата (исламского права), а экстремистские группы используют женщин, носящих никаб, для совершения террористических актов». Независимый депутат акцентировал внимание на том, что «несколько воинствующих джихадистских движений используют женщин, одетых в никаб, для совершения террористических актов, похищения детей или убийства общественных деятелей».

Член Национального совета по делам женщин, журналист и публицист Нашва аль-Хуфи, поддержала данную инициативу, сказав, что «никаб не относится к религии и не нарушает личную свободу, зато представляет угрозу для общества и национальной безопасности, так как нередко используется террористическими и преступными организациями для совершения своих деяний»[viii].

Ранее в 2016 году проправительственной Коалицией поддержки Египта был предложен на рассмотрение аналогичный законопроект по запрету никаба в общественных местах, но он не получил достаточной поддержки[ix]. Его критики уверяли, что президент  АРЕ А.Ф ас-Сиси таким образом хочет покончить с потенциальными сторонниками исламистской группировки «Братья-мусульмане», ныне запрещенной в Египте. Кроме того, по данным сайта https://www.i24news.tv, многие египетские феминистки посчитали, что запрет на никаб – это своеобразный трюк для отвлечения женщин от более серьезных проблем в стране[x]. Далия Абдель Хамид, директор египетской инициативы за личные права и гендерное равенство,  заявила тогда, что «все это показуха… личная свобода означает, что женщины могут носить то, что они хотят, не подвергаясь преступлению сексуальных домогательств на улице».  Далия Абдель Хамид подчеркнула тогда, что «есть и другие, более важные мысли для улучшения положения женщин, чем ношение никаба, такие, например,  как уровень образования, питание и доступ к рынку труда».

Сложно пока предсказать, какая будет реакция египтян на подобный проект закона. Образованные и интеллигентные слои, разумеется, поддержат инициативу, но не стоит забывать о том, что большая часть Египта все же более традиционна, и многие необразованные, маргинальные элементы населения рассматривают никаб как обязанность для женщин. Запрет на никаб не будет иметь для них никакого значения,  поскольку они продолжат следовать своим традициям, а вот репутацию А.Ф.ас-Сиси это может подпортить. Считаем, что, скорее всего, данный закон останется на стадии обсуждения, но не продвинется дальше этой стадии ввиду своей противоречивой природы.

[i] Никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани черного цвета.

[ii] http://www.masrawy.com/news/news_egypt/details/2018/11/3/1455984/غرامة-1000-جنيه-مشروع-قانون-جديد-لحظر-النقاب-في-الأماكن-العامة

[iii] https://egyptianstreets.com/2018/11/04/egyptian-mp-proposes-bill-to-ban-niqab-in-public-places/ Bill to Fine and Ban Niqab in Public Places Handed to Parliament»

[iv] https://www.middleeastmonitor.com/20181104-egypt-proposes-bill-to-ban-niqab-in-public-places/

[v] https://www.albawaba.com/editorchoice/woman-mp-egypt-proposes-ban-niqab-public-places-1208748

[vi] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/315716/Egypt/Politics-/Two-Egyptian-MPs-submit-draft-laws-to-ban-the-niqa.aspx «Two Egyptian MPs submit draft laws to ban the niqab in public places»

[vii] https://www.aljazeera.com/news/middleeast/2014/03/new-controls-niqab-spur-alarm-tunisia-2014319111436498101.html

[viii] https://haqqin.az/news/139140 «В Египте сочли никаб опасным»

[ix] https://www.neweurope.eu/article/egyptian-parliament-drafts-law-ban-full-face-veils/

[x] https://www.i24news.tv/en/news/international/middle-east/105636-160310-analysis-will-a-new-ban-on-the-niqab-really-help-egypt-s-women

52.26MB | MySQL:108 | 0,677sec