Значение поставок ВВТ китайского производства для ВС Пакистана

Как известно, официальный Пекин на протяжении последних 40 лет активно поддерживает боеспособность ВС Пакистана, как через поставки вооружений и военной техники (ВВТ), так и через подготовку офицеров всех родов войск. Старшие офицеры СВ ВС Пакистана изучают тактику действий механизированных соединений/объединений именно в китайских военных университетах. В учебных заведениях ВМС НОАК проходят подготовку будущие экипажи подводных лодок китайской постройки, а в Авиационном университете ВВС НОАК повышают квалификацию летчики и офицеры звена управления ВВС Пакистана.

В отношении военно-технического сотрудничества двух государств известно, что на определенном этапе китайские оружейники и военные просто поставляли стрелковое вооружение, бронетехнику и зенитные средства, однако по мере расширения географии военно-политических контактов официального Исламабада с другими странами представители оборонно-промышленного комплекса КНР стали предлагать более интересные проекты.

Так в результате совместной работы пакистанских и китайских конструкторов были разработаны танки Тип-85АР, МВТ-2000 и VT-4. Также в сотрудничестве с пакистанскими оружейниками были созданы тяжелые противотанковые управляемые ракеты «Синяя стрела» (существует три модификации «Синяя стрела 7, 9 и 21»), которые предназначены для комплектования ударных вертолетов и борьбы с танками вероятного противника.

Следует отметить, что ВС Пакистана первыми приобрели для своих нужд новейший легкий противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Красная стрела-12», который по своему внешнему виду напоминает американский FGM-148 Javelin. Однако, по заявлениям китайских конструкторов он обладает большим огневым могуществом при равной дальности пуска.

Появление такого противотанкового средства должно поддержать стратегический паритет между Пакистаном и Индией, поскольку второе государство Южной Азии обладает значительным количество основных боевых танков российского производства, которые оснащены достаточно эффективной динамической защитой и комплексами активной защиты.

Известно, что пакистанским военным необходимо значительное количество легких ПТРК и выстрелов к ним, поскольку они понимают, что наличных основных боевых танков будет недостаточно в случае начала вооруженного конфликта и массированного наступления бронетанковых подразделений СВ ВС Индии в направлении на такой стратегический узел как Лахор. По данным китайских источников, для сдерживания наступления индийских военных в случае гипотетического вооруженного конфликта ВС Пакистана готовы применить тактические ядерные боеприпасы, однако в результате их подрыва могут пострадать около двух миллионов мирных жителей.

Очевидно, что для официального Исламабада крайне важно соблюдать паритет с Нью-Дели в обычных вооружениях и в этой связи вполне адекватным выглядит программа перевооружения ВВС Пакистана на легкие одномоторные истребители JF-17 в трех разных модификациях. По данным китайских источников, к настоящему моменту в истребительные эскадрильи ВВС Пакистана уже передано около 160 таких боевых машин, а первые серийные истребители уже проходят средний ремонт на авиаремонтных предприятиях в КНР. Известно, что данные боевые машины также поступили на вооружение ВВС Мьянмы и в ближайшее время их получит Нигерия.

Следует отметить, что аналогичная разработка ОПК Индии – легкий одномоторный истребитель Tejas до сих пор не считается полностью боеготовой машиной, поскольку на вооружении ВВС Индии находится всего 9 таких самолетов, стоимость каждого составляет 85 млн долл. США, что сопоставимо со стоимостью F-35А.

Основным визави китайско-пакистанской разработки JF-17 являются тяжелые истребители Су-30МКИ, а в перспективе и зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф» – пять полковых комплектов Индия приобрела в РФ в 2018 г. Вполне вероятно, что пакистанские военные летчики смогут получить опыт противодействия данной ЗРС за счет межвидовых учений ВВС и ПВО, которые периодически проходят в КНР.

Отдельного внимания заслуживает военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Исламабада и Пекина в области ВМС. Как известно, официальный Нью-Дели прилагает значительные усилия  по формированию трех «поясов» контроля в Индийском океане.

Первый пояс условно обозначен как — «Зона непосредственного контроля» это район Индийского океана шириной 300 миль вдоль береговой линии.

Второй пояс – «Зона жесткого контроля» это еще 300 миль Индийского океана, т.е. под непосредственным, круглосуточным контролем ВМС Индии должен находиться «пояс» шириной в 600 миль. Такие параметры обусловлены тем, что на океаническом шельфе вдоль Индийского полуострова находятся значительные месторождения нефти и газа, которые Нью-Дели считает своими.

Третий пояс – «Зона мягкого контроля» это район шириной еще 600 миль. В результате под контролем разной интенсивности индийские военные должны держать «морской пояс» шириной 1200 миль.

Очевидно, что выполнения поставленных задач индийским военным понадобятся как надводные корабли с обычными энергетическими установками и конвенциональным вооружением, так и многоцелевые атомные подводные лодки и даже АПЛ с баллистическими ракетами. Известно, что в настоящее время индийские кораблестроители ведут строительство подводных лодок серии «Арихант» (необходимо от 4 до 6 АПЛ, с учетом одновременного нахождения на патрулировании 50% плавсостава). Нью-Дели прилагает значительные усилия для создания «ядерной триады», которая будет состоять из АПЛ с БРПЛ, наземных ПУ с баллистическими ракетами со специальными головными частями (СГЧ) и самолетов оперативно-тактической авиации, вооруженными крылатыми ракетами с СГЧ.

В отношении надводной компоненты ВМС Индии известно, что официальный Нью-Дели планирует использовать мощные корабельные группы/соединения, сформированные вокруг авианесущих кораблей. Однако, приобретенный в РФ «Викрамадитья» периодически испытывает серьезные технические проблемы с котлотурбинными установками.

В свою очередь новый авианосец» индийской постройки «Викрант» готов только на 50% и ожидает насыщения корабельными системами. С учетом  особенностей индийской оборонной промышленности данный процесс может затянуться и к тому моменту, когда корабль будет передан флоту, он уже не будет соответствовать требованиям действительности.

Для противостояния военно-морским амбициям Нью-Дели и защиты собственных морских месторождений официальный Исламабад активно сотрудничает с Пекином. Как известно, благодаря помощи из КНР на вооружении береговых ракетных войск Пакистана находятся ПКР С-602, а в составе ВМС страны находятся четыре сторожевых корабля проекта F22P.

В ближайшей перспективе корабельный состав ВМС Пакистана пополнят 4 сторожевых корабля проекта F40P и несколько дизель-электрических подводных лодок проекта S-20P с воздухонезависимыми энергетическими установками, которые проверены в ходе опытной эксплуатации на модифицированных ДЭПЛ ВМС НОАК.

Следует отметить, что в вопросах защиты морских рубежей Пакистана значительную роль будут играть упомянутые выше истребители JF-17, в номенклатуру вооружения которых входят сверхзвуковые ПКР СМ-400AKG, способные поражать надводные цели на дальности от 130 до 220 км. В настоящее время, надводные корабли ВМС Индии не располагают средствами защиты от такой угрозы.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что за счет укрепления обороноспособности Пакистана стратеги из Поднебесной оттягивают значительные финансовые средства Нью-Дели на оборонные программы и тем самым сдерживают «продвижение Индии на Восток».

52.22MB | MySQL:103 | 0,481sec