Египетские власти отложили на неопределенный срок визит министра иностранных дел Бразилии в Каир

В понедельник египетские власти официально объявили, что они откладывают на неопределенный срок ранее запланированный визит министра иностранных дел Бразилии Алоизиу Нунеша Ферейры Фильу, который, согласно первоначальному плану, естественно, согласованному между обеими сторонами, должен был начаться в эти дни. Официально было заявлено, что данное решение Египта связан с «предыдущими обязательствами» высших государственных лидеров Египта. Следует пояснить, что программа фактически отмененного египетскими властями визита включала в себя встречи бразильского министра Алоизиу Нунеша Ферейры Филью не только с его коллегой, министром иностранных дел Египта Самехом Хассаном Шукри, но и с президентом Египта Абдель Фаттахом а-Сиси.

Визит министра Алоизиу Нунеша Ферейры Филью должен был, согласно заблаговременно утвержденному плану, проходить 8 – 11 ноября. В преддверии предполагавшегося визита бразильского министра иностранных дел в Каир уже успела прибыть делегация в составе 20 представителей бразильских деловых кругов. Теперь им придется вернуться на родину, не проведя заранее назначенных деловых встреч, имевших своей целью укрепление двустороннего сотрудничества между Бразилией и Египтом в различных сферах экономики. Вызванная «предыдущими обязательствами» занятость их египетских партнеров оказалась так велика, что они даже сочли возможным пренебречь несомненными краткосрочными и долгосрочными финансовыми преимуществами, которые обещало их стране заключение новых двусторонних договоров с бразильскими компаниями.

При этом неофициально всем так или иначе причастным к этому так и не состоявшемуся визиту бразильского министра иностранных дел лицам и всем, кто хотя бы немного разбирается в ближневосточной политике, сразу же стало очевидно, что настоящей причиной упомянутого решения египетских властей является недавнее заявление только что избранного и еще не вступившего в должность президента Бразилии Жаира Мессиаса Болсонару относительно его решения перевести посольство своей страны в Государстве Израиль из Тель-Авива в Иерусалим. Более того, то, что официальное заявление египетских властей о «предыдущих обязательствах» как причине неожиданной крайней занятости президента Абдель Фаттаха аа-Сиси и министра иностранных дел Самеха Хассана Шукри является не более, чем отговоркой, никто в Египте, в сущности, не скрывал. Политические комментаторы египетских СМИ постарались донести эту напрашивающуюся мысль до широких масс населения. В конечном счете, надо полагать, что именно с учетом настроений этих самых масс и для того, чтобы их успокоить, президент Египта счел нужным пойти на этот шаг.

С одной стороны нынешний светский египетский режим, отстранивший в результате военного переворота 2013 года от власти исламистов, тесно сотрудничает с еврейским государством, особенно с его силовыми структурами. Однако с другой стороны в Египте, как и в Иордании, втором арабском государстве, установившем дипломатические отношения с Израилем, речь идет о «мире между правительствами», но не о «мире между народами». Египетская улица в своей массе была и остается крайне враждебной к еврейскому государству, и президенту Абдель Фаттаху ас-Сиси приходится с этим считаться, прикрывая свое сотрудничество с Израилем хорошо пропиаренными, но, в сущности, мало что практически значащими политическими демаршами, которые должны продемонстрировать приверженность «палестинскому делу», «защите интересов мусульман» и т.п.

Поэтому египетские СМИ ясно дали понять рядовым египтянам, что  фактическая отмена визита бразильского министра иностранных дел в Египет напрямую связана с недовольством Каира заявлением президента Бразилии Жаира Мессиаса Болсонару о том, что он намерен последовать примеру США и перевести посольство своей страны в Государстве Израиль из Тель-Авива в Иерусалим. Рядовым египтянам разъяснили, что с точки зрения египетских властей речь идет об «отступлении Бразилии от взвешенной позиции» по поводу арабо-израильского конфликта, которой этой крупнейшее латиноамериканское государство придерживалось на протяжении последних десятилетий.

В этой связи представляется уместным напомнить, что в последние десятилетия Бразилией правили представители левых партий, а новый бразильский президент – правый. Более того, президента Жаира Мессиаса Болсонару уже успели прозвать «бразильским Дональдом Трампом». Его приход к власти свидетельствует о глубоких переменах в настроениях бразильского общества и не является случайностью. Не является случайностью и его решение перевести бразильское посольство в Израиле в Иерусалим, как это сделал в мае текущего года с посольством своей страны президент США Дональд Трамп. Соответствующее обещание Жаир Мессиас Болсонару дал во время своей избирательно кампании, и, победив на выборах, он лишь подтвердил, что не забыл своего обещания и намерен его выполнить.

Помимо антиизраильских настроений своего собственного населения, египетские власти должны считаться и с позицией других арабских и мусульманских государств в вопросе о статусе Иерусалима. А многие из них настроены гораздо более решительно, чем официальные власти Египта. Последние сочли необходимым сохранить хотя бы видимость приличий, спрятавшись за упомянутой отговоркой о «предыдущих обязательствах». А вот, например, МИД Катара на этой неделе официально призвало нового президента Бразилии Жаира Мессиаса Болсонару отказаться от своего решения относительно перевода бразильского посольства в Иерусалим.  В официальном письме катарского МИДа по данному поводу было в частности сказано, что «это решение противоречит международному консенсусу, согласно которому следует отказаться от признания Иерусалима столицей «Израиля» (следует отметить, что название еврейского государства было поставлено в кавычки чиновниками катарского МИДа и в таком виде оно фигурировало в цитируемом документе – В.Ч.), и мы призываем Бразилию отказаться от этого намерения».

Насколько известно, Жаир Мессиас Болсонару проигнорировал это обращение. «Международный консесус» относительно статуса Иерусалима, о котором говорится в ноте Министерства иностранных дел Катара, был разрушен около года назад, в декабре 2017 года, когда президент США Дональд Трамп заявил об официальном признании Иерусалиме столицей Государства Израиль и переводе в этот город из Тель-Авива посольства США в Израиле. С тех пор к США присоединилась в этом вопросе только Гватемала, однако возможность перевода своих посольств в Иерусалим открыто обсуждают лидеры еще целого ряда государств. Давление со стороны арабских и мусульманских государств, а отчасти и со стороны ведущих государств ЕС – Франции, Великобритании и Германии – заставляет их колебаться и откладывать реализацию практических шагов в этом направлении. Достаточно упомянуть об угрозах  со стороны ряда мусульманских государств в адрес Австралии, премьер-министр которой Скотт Моррисон недавно тоже заявил о намерении перевести посольство своей страны в Израиле в Иерусалим.

От того, каким образом будет развиваться это противостояния, в частности, от того, устоят ли перед давление арабских и мусульманских государств лидеры Австралии и Бразилии, зависит, как быстро будет разрушаться уже давший очень серьезную трещину «международный консенсус» относительно признание или непризнания статуса Иерусалима в качестве столицы еврейского государства.

52.26MB | MySQL:103 | 0,987sec