Оценки китайских специалистов «российского фактора» в военно-политической ситуации вокруг Исламской Республики Иран

В свете приведенных США в действие экономических ограничительных мер в отношении Исламской Республики Иран (ИРИ) китайские специалисты указывают, что Белый дом выбрал тактику экономического давления на Тегеран прежде всего по причине невозможности проведения военной операции и свержения действующего режима в ИРИ. Обозреватели китайского специализированного военно-политического издания «Большая река»  отмечают, что за последние почти три десятилетия США неоднократно нарушали нормы международного права и проводили военные операции, несмотря на голосования в Совете Безопасности ООН.

Китайские специалисты отмечают, что определенную роль сыграла позиция официальной Москвы, которая воздержалась по вопросу о легитимности режима ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 г., но при этом военно-политическое руководство  РФ вмешалось в ситуацию в Сирийской Арабской Республике. По данным китайских источников, замысел американских спецслужб о свержении режимов в Ливии и Сирии был единым и должен был быть реализован практически одновременно.

Кроме того, китайские специалисты отмечают, что на определенном этапе российско-американских отношений именно официальная Москва обеспечила США возможность серьезного расширения присутствия в Афганистане. Однако, даже 100 000 военнослужащих и еще 100 000 наемников не позволили Вашингтону добиться победы  в Афганистане. К настоящему моменту некоторые высокопоставленные американские военные открыто заявляют о том, что возможность победы над движением «Талибан» упущена.

В этой связи китайские специалисты внимательно изучают вопрос о значении Российской Федерации для Ирана и приходят к неоднозначным выводам.

Некоторые китайские аналитики полагают, что в случае ухудшения  военно-политической обстановки вокруг Ирана, военно-политическое руководство РФ вполне может предпринять определенные меры военно-технического характера поскольку падение режима в Тегеране приведет к очень тяжелым последствиям для Москвы в нескольких аспектах.

Во-первых, возможны серьезные осложнения с продолжением функционирования воздушного маршрута снабжения российского контингента в Сирии. Как известно, именно благодаря устойчивым военно-политическим контактам между Москвой и Тегераном удалось зафиксировать маршрут полетов самолетов военно-транспортной, бомбардировочной и оперативно-тактической авиации ВКС РФ, которые задействованы в операциях против исламистов.

Во-вторых, любое внешнее военное вмешательство в Иран потребует возвращения значительной части иранского воинского контингента на родину, а это приведет к потери значительной части территории САР и повышению интенсивности действий контингентов США и других западных стран на нескольких направлениях.

В-третьих, именно иранские спецслужбы и военные активно набирают наемников из числа афганцев для войны в Сирии. Следует отметить, что ежегодно официальный Тегеран выделяет от 2 до 5 млрд долл. США на военную операции в Сирии, что конечно сказывается на общем экономическом состоянии Ирана.

В-четвертых, официальная Москва  не заинтересована в дестабилизации ситуации в государстве, которое непосредственно граничит с СНГ и имеет выход к Каспийскому морю.

В-пятых, РФ и ИРИ связаны серьезными договорами и контрактами в области ядерной энергетики, добыче нефти и т.д. В этой связи, китайские специалисты указывают, что в 2018 г. Россия вернула Ирану несколько десятков тонн ионизирующих материалов, которые можно обогатить до уровня ядерного топлива для АЭС.

Китайские специалисты полагают, что приведенные выше доводы в пользу того, что официальная Москва может оказать военно-политическую и военно-техническую поддержку Тегерану легли в основу принятого в Вашингтоне решения об использовании экономических инструментов давления и продолжения попыток дестабилизации изнутри Ирана. Очевидно, что в связи с проведенными в Иране арестами, чиновников и участников антиправительственных организаций, специальные службы и Государственный департамент США усилят агентурную работу, а также повысят интенсивность мероприятий радиотехнической разведки.

В отношении первого аспекта китайские источники сообщают, что Государственный департамент проводит специальную операцию под условным обозначением «Иранские голоса», в рамках которой на территории ИРИ ведется подготовка организаторов и кураторов антиправительственных демонстраций, которые должны проходить в ключевых городах страны  и сопровождаться захватами правительственных зданий, складов и баз хранения ВС ИРИ и т.д. Также, по данным китайских специалистов, линии правительственной связи, которые обеспечивают контакты президента ИРИ Хасана Роухани взломаны и содержание переговоров известно военно-политическому руководству США.

По данным китайских изданий, официальная Москва готова оказать военно-техническую помощь через поставки бронетехники, боеприпасов а также может направить советников, которые организуют обучение военнослужащих подразделений ВС ИРИ и КСИР. Большинство китайских обозревателей указывают, что хотя в Иране и создан оборонно-промышленный комплекс, способный разрабатывать и изготавливать практически любое вооружение и военную технику, однако иранским оружейникам не хватает редкоземельных металлов для производства микроэлектроники, а также современных образцов ВВТ иностранного производства для более детального их изучения.

Дополнительным сдерживающим фактором для военных амбиций США стало присутствие в Иране зенитно-ракетных систем С-300, которые являются основной угрозой для оперативно-тактической авиации ВВС США. Известно, что иранские конструкторы выпускают копию российской системы под обозначением «Бавар-373», однако есть вероятность, что им не удалось достичь необходимого уровня проектирования и изготовления. По данным китайских источников, одна батарея ЗРС «Бавар-373» была уничтожена в ходе очередного ракетно-бомбового удара ВВС Израиля по авиационной базе Т-4 в Сирии.

Очевидно, что в перспективе официальному Тегерану необходимо будет достичь договоренности о приобретении новых модификаций ЗРС российского производства. Вполне вероятно, что по мере роста напряженности вокруг ИРИ официальная Москва вполне может рассмотреть вопрос о поставке иранским военным партии С-400 «Триумф» а также РЛС «Небо-У», которые позволят гарантированно обнаруживать малозаметные истребители пятого поколения F-35 и F-22.

Однако, система ПВО Ирана будет незавершенной если истребительные подразделения ВВС не получат современные многофункциональные истребители для завоевания господства в воздухе. В настоящее время, официальный Тегеран может приобрести такие боевые машины только в РФ, а именно Су-30СМ, которые кроме перехвата нарушителей воздушных границ позволяют наносить удары по наземным и надводным целям. Китайским специалистам известно о повышенном интересе иранских военных летчиков к данным машинам, а для полноценной защиты воздушного пространства республике необходимо около 200 таких самолетов.

Иранская сторона может оплатить такой масштабный заказ только за счет поставок нефти, а для самолетостроительных предприятий ОПК РФ это отличная возможность работать стабильно в течение ближайших восьми лет.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным отметить, что военно-политическое руководство США еще в октябре 2018 г. санкционировало передислокацию четырех дивизионов ЗРС MIM-104 PAC3 в Королевство Саудовская Аравия, для защиты от вероятного ракетного удара со стороны Ирана. Данная переброска значительного количества зенитных средств ПВО из других стран Персидского залива указывает на то, что Вашингтон планомерно готовится к обострению ситуации вокруг Ирана.

52.26MB | MySQL:103 | 0,505sec