Развитие военно-технического сотрудничества КНР и Алжира

По данным китайских СМИ, 30 октября 2018 г. заместитель начальника Генерального штаба ВС Алжира генерал Ахмед Гаид Салах совершил рабочий визит на авиационную базу Ain Ouessara 1-го военного округа и осмотрел новые разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) китайского производства —  модернизированную версию легкого БПЛА «Радуга-3А» (совместная китайско-пакистанская разработка), а также более тяжелые «Радуга-4».

Данные аппараты состоят на вооружении двух беспилотных эскадрилий армейской авиации Вооруженных сил Алжира, которые стали вторыми пользователями БПЛА серии «Радуга» после ВС Арабской Республики Египет среди стран Северной Африки. К настоящему моменту не представляется возможным установить полную стоимость контракта, однако известно, что в среднем один БПЛА «Радуга-4» обходится покупателю в 4 млн долл. США, тогда как аналогичный по предназначению американский аппарат MQ-9 стоит около 17 (по другим данным до 20 в зависимости от модификации) млн долл. США.

Первоначально указанные БПЛА разработаны конструкторами Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации в интересах Народно-освободительной армии Китая. В настоящее время, крупнейшими эксплуатантами аппаратов типа «Радуга-4» являются ВС КСА, АРЕ и Ирака, а наибольший опыт применения «Радуги-3А» накоплен у пакистанских военных в ходе операций по борьбе с исламистами и террористами.

Следует отметить, что в Пакистане налажено лицензионное производство БПЛА «Радуга-3А» под обозначением «Буррак» («Летающая лошадь»), однако в 2018 г. официальный Исламабад принял решение о приобретении 48 комплектов и сборочной линии для серийного выпуска более тяжелых аппаратов типа «Радуга-4». К настоящему моменту китайские специалисты уже выполнили полный комплекс испытаний нового БПЛА под обозначением «Радуга-5», который обладает повышенными характеристиками, сравнение которых приведено в таблице ниже.

 

Сравнение тактико-технических характеристик  БПЛА «Радуга-3,4,5»

Характеристика/модель «Радуга 3» «Радуга 4» «Радуга 5»
Длина (м) 8 9 11
Размах крыла (м) 5,5 18 20-21
Высота (м) 2
Максимальная взлетная масса (кг) 650 1260 3000
Масса боевой нагрузки (кг) 60 — 180 345 600
Количество точек внешней подвески 2 4 6
Емкость внутренних топливных баков (л)        — От 165 до 325 700
Максимальная скорость (км/ч) 256  От 180 до 235 До 300
Практический потолок (м) 7000 7000 8000
Высота патрулирования 3000 — 5000 4000 5000
Дальность полета (км) 2400 3500 От 3000 до 10000
Радиус боевого патрулирования (км) 200 250 1000
Продолжительность полета (ч) 12 — 15 40 30
Модель и тип двигателя TDO01 WZ-9 WZ-8
Мощность (л.с.) До 150 700 600
Наличие оптико-электронной станции + + +
Наличие РЛС с синтезированной апертурой + +
Наличие системы радиоуправления + + +
Наличие системы навигации по данным каналов GPS/Beidou + + +

 

Общим моментом для всех перечисленных аппаратов является возможность применения малокалиберных авиационных средств поражения, а именно универсальных управляемых ракет типа AR-1 и AR-2, которые предназначены для борьбы с подвижными тяжело и легкобронированными целями. Отличительной особенностью «Радуги-4 и 5» является возможность применения малокалиберных оперенных корректируемых авиационных бомб серии FT, которые предназначены для уничтожения одиночных укрепленных опорных/наблюдательных пунктов.

В ходе визита, начальник авиационной базы Ain Ouessara  доложил о ходе строительства ангаров, взлетно-посадочных и рулежных полос для авиационной техники. По данным китайских источников, к настоящему моменту алжирские военные уже провели подготовку операторов и техников двух разведывательно-ударных эскадрилий БПЛА серии «Радуга».

После ознакомительной части визита генерал Ахмед Гаид Салах отдал приказ о проведении внезапных совместных учений подразделений армейской авиации, на вооружении которых находятся ударные вертолеты Ми-24 «Крокодил», Ми-35 «Супер Крокодил», Ми-28 и Ми-171. Согласно замысла внезапного проверочного мероприятия, обнаружение замаскированных позиций и подразделений незаконных вооруженных формирований выполнили указанные выше БПЛА китайского производства, удары по целям нанесли вертолеты МИ-24, Ми-35 и Ми-28, а поддержку им оказали Ми-171, которые отработали приемы обнаружения и спасения экипажей потерпевших крушение.

Следует отметить, что китайские военные специалисты внимательно наблюдают за разнородными контрольно-учебными мероприятиями ВС Алжира и отмечают, что по мере освоения новой боевой техники, военные данного североафриканского государства привлекают все новые образцы артиллерийского вооружения (модульные реактивные системы залпового огня SR-5). Кроме того, интерес китайских наблюдателей к учениям ВС Алжира продиктован необходимостью понимания того, какая тактика действий межвидовой группировки при борьбе с незаконными вооруженными формированиями наиболее адекватна в условиях пустыни.

В дополнение к вышесказанному, следует отметить, что официальный Алжир наладил довольно эффективное военно-техническое сотрудничество с Пекином и по другим направлениям. Так, артиллерийские подразделения СВ ВС Алжира еще в 2014 г. получили на вооружение мобильные гусеничные самоходные артиллерийские установки PLZ-45 калибра 155 мм (ствол длиной 45 калибров), которые как показал опыт ВС КСА в Йемене отличаются достаточно высокой надежностью в условиях пустыни – высокие температуры и песок не оказывают влияние на точность стрельбы и ресурс ствола.

Известно, что алжирская модификация САУ PLZ-45 отличается от той, что поставляют в НОАК только специальным кондиционером повышенной мощности, который предназначен для обеспечения нормальных условий работы экипажа. Рассматриваемая САУ по своим тактико-техническим характеристикам не уступают американским М109А6, а по стоимости гораздо привлекательнее – около 7 млн долл. США за установку.

В настоящее время китайские оружейники уже начали серийный выпуск новой версии данной САУ под обозначением PLZ-52, которая отличается удлиненным до 52 калибров стволом, что благоприятно сказывается на точности и дальности ведения огня. Китайские специалисты постоянно совершенствуют боеприпасы к САУ, что позволяет им эффективно конкурировать с западными производителями на международном рынке вооружений.

Представляется возможным указать, что приобретение партии БПЛА серии «Радуга» приведет к повышению эффективности применения РСЗО SR-5 и САУ PLZ-45 поскольку данные аппараты оснащены многоканальными средствами ведения разведки и наблюдения днем и ночью.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских аналитиков в том, что все чаще даже состоятельные нефтедобывающие государства делают выбор в пользу китайской техники и отказываются от продукции ОПК США на основании анализа критерия цена/качество. Подобный процесс чрезвычайно беспокоит представителей американской военной промышленности, однако большое количество вариантов расчетов за поставленную технику (в т.ч. обмен техники на нефть или другое стратегическое сырье) позволяет ОПК КНР заключать довольно выгодные контракты даже с теми государствами, которые традиционно были ориентированы на сотрудничество с ОПК США и Европы.

52.22MB | MySQL:103 | 0,597sec