Оценки китайских специалистов второго пакета экономических ограничительных мер США в отношении Исламской Республики Иран

Как известно, 5 ноября 2018 г. вступил  в силу «второй пакет» экономических ограничений, которые были разработаны специалистами Государственного департамента и Министерства торговли США по согласованию с Белым домом.  Данные меры призваны «серьезно осложнить» деятельность:

– 700 физических лиц Ирана, которые ведут коммерческую деятельность в области торговли ископаемыми ресурсами;

– 50 кредитно-финансовых организаций и их структурных подразделений;

– национальной авиакомпании Ирана (в распоряжении 67 самолетов);

– 200 физических лиц, работающих в области торговли углеводородами и располагающих коммерческими судами для транспортировки грузов.

Как отмечают китайские специалисты, военно-политическое руководство США постоянно вводит ограничительные меры в отношении Тегерана начиная с 1979 г., рассчитывая подорвать экономическую ситуацию в Исламской Республике Иран настолько, что это повлечет события по типу «арабской весны», однако до сих пор иранским властям удается парировать усилия Вашингтона.

Кроме ограничений против иранского бизнеса официальный Вашингтон напрямую угрожает дополнительными мерами тем странам, которые продолжат приобретать нефть в ИРИ. Следует отметить, что ключевое требование к покупателям нефти в Иране является полное прекращение поставок.

В список государств, которые приобретают углеводородное сырье в ИРИ входят КНР — 24%, Индия — 18% Республика Корея — 14%, Турецкая Республика — 9%, Италия — 7%, Франция — 5%, Япония — 5%, ОАЭ — 5% и остальные государства приобретают 13% от общего объема добычи. Следует отметить, что в настоящее время США уже ведут торговую войну с КНР, а Турецкая Республика находится под санкционным давлением Вашингтона.

По данным китайских и западных источников, 5 ноября 2018 г. официальные лица в Вашингтоне заявили, что на 180 суток смягчают санкционный режим в отношении КНР, Индии, Японии, Греции, Турции, Тайваня, Италии и Республики Корея.

Представляется возможным рассмотреть причины такого «лояльного» отношения Вашингтона к этим государства.

Смягчение санкционных требований по полной остановке импорта нефти из Ирана в КНР указывает на несгибаемую позицию Пекина в данном вопросе, поскольку стабильные поставки из этого ближневосточного государства имеют определенное значение для топливно-энергетического комплекса Китая. По данным китайских источников, в свете подготовки к введению санкций против Ирана и общего планомерного роста цен на нефть на мировом рынке в КНР зафиксировано увеличение как оптовых, так и розничных цен на топливо, что уже привело к росту стоимости перевозок по стране.

Для сдерживания данной тенденции у властей КНР есть два варианта. Первый предусматривает увеличение объемов импорта из других стран, в частности Норвегии, а второй вариант – увеличение объемов добычи на собственных месторождениях и открытие новых скважин. Следует отметить, что в КНР создана мощная и отлаженная индустрия производства любой необходимой техники для нефтедобычи и оперативное наращивание ее объемов, как на сухопутной части, так и морском шельфе не является проблемой.

Необходимо учитывать, что официальный Пекин на протяжении нескольких десятилетий развивал торговлю и экономическое сотрудничество с Тегераном невзирая на ограничения и угрозы из-за океана. Поддержание взаимодействия с Ираном является не просто вопросом экономики, а вопросом престижа государства, которое стремится занять новые, более весомые позиции на мировой арене.

Представляется возможным отметить, что в октябре 2018 г. китайские нефтяные компании нарастили объемы импорта нефти из Ирана до максимально возможных значений и продолжают свою деятельность, что подтверждает тезис о том, что Пекин не заморозит нефтяные контракты с Тегераном. Вторая причина того, что китайские власти продолжат сотрудничество кроется в том, что в связи с угрозами о штрафах и взысканиях со стороны США с иранского нефтяного рынка ушла французская компания «Тоталь», которая получила достаточно весомую долю в одном из месторождений.

Следующим по значимости для Тегерана импортером нефти является Нью-Дели. По данным китайских источников, еще в августе 2018 г. индийские компании, приобретающие углеводородное сырье в ИРИ, получили  правительственное уведомление о необходимости снижения объемов импорта нефти. Однако, в октябре 2018 г позиция военно-политического руководства Индии резко изменилась, поскольку проведенные расчеты показали, что прекращение поставок из Ирана приведет к серьезному дефициту на внутреннем рынке топлива.

Поводом для изменения «пассивной» позиции на «активную» стало успешное для Нью-Дели подписание контракта на поставку пяти полковых комплектов зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф». Известно, что индийские военные и российские производители ЗРС вели активные переговоры с августа 2018 г., однако все необходимые документы были подписаны только в ходе встречи президента РФ В.В.Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди.

Неожиданная для США сделка между РФ и Индией стала свидетельством того, что официальный Нью-Дели, хоть и находится под определенным влиянием из-за океана, однако по прежнему намерен решать вопросы национальной безопасности по-своему. Очевидно, чтобы снизить градус напряженности в отношения с США военно-политическое руководство Индии заявляет о том, что в скором времени возможно подписание контракта на приобретение 110 истребителей F-16V.

Однако, необходимо учитывать, что индийские военные не просто будут получать боевые самолеты, а согласно контракта американские оружейники перенесут производственную линию этих истребителей в Индию. Конечно, такой контракт не может не волновать Пекин и Исламабад, которые связаны довольно тесными военно-политическим контактами.

Кроме КНР и Индии временное смягчение санкционного режима распространяется на Японию и Республику Корея.  В отношении Японии следует отметить, что на фоне перспективной остановки импорта нефти из Ирана японский премьер-министр совершил официальный визит в КНР, по результатам которого было подписано контрактов и соглашений на общую сумму в 200 млрд юаней (2 трлн рублей). Как известно, на нефтеперерабатывающих заводах в КНР осуществляется производство бензина и дизельного топлива для Японии и рисковать топливной безопасностью официальный Токио не будет, особенно в угоду США.

Республика Корея также была включена в список стран, которые на 180 суток выведены из под ограничительных/карательных мер — это имеет военно-стратегическое значение для США. Как известно, президент США Дональд Трамп рассчитывал, что официальный Сеул выплатит 1 млрд долл. США за размещенную батарею системы противоракетной обороны типа THAAD, однако последовавшие за этим китайские санкции стали серьезным ударом для бюджета Южной Кореи.

По данным китайских источников, за последние два месяца нефтяные компании РК 14 раз поднимали цену на топливо, что провоцирует рост недовольства в обществе. В такой ситуации президент РК Мун Чжэ Ин был вынужден откровенно довести до сведения Д.Трампа, что он не располагает средствами для оплаты за СПРО THAAD и если это не устраивает Вашингтон, то американские военные вправе забрать свою технику.

Вполне естественным выглядит решение Белого дома о временных послабления в иранском нефтяном вопросе и для Тайваня,  поскольку президент США активно «разыгрывает островную карту» в отношениях с КНР. В настоящее время, американские военные активизировали контакты с ВС Тайваня, разведывательные службы США возобновили практику действий судов радиотехнической и гидроакустической разведки, а кроме того, начаты поставки некоторых образцов вооружений и военной техники.

В дополнение к вышесказанному китайские специалисты отмечают, что США предусмотрели временный благоприятный режим для таких государств как Италия и Греция, экономическая обстановка в которых достаточно сложная. Вполне вероятно, что данный политико-экономический маневр необходим Вашингтону исходя из военной значимости этих двух средиземноморских государств в свете операции в Сирии.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов, что основной целью введенных санкций является выдворение Ирана с международного нефтяного рынка. Если США достигнут этой цели, то это позволит им взять под контроль цены на нефть и будет последним сигналом того, что Вашингтон всерьез намерен вмешаться в российские поставки углеводородного топлива в Европу.

52.22MB | MySQL:103 | 0,460sec