К вопросу о развитии отношений между Израилем и Марокко

«Секретное» израильско-марокканское деловое сотрудничество становится все более заметным, несмотря на то, что Марокко не имеет официальных дипломатических отношений с Израилем. Однако в этой североафриканской стране все громче раздаются призывы к «экономической нормализации» с еврейским государством.

Согласно Французско-израильской торговой палате многие марокканские и израильские компании вынуждены прибегать к более замысловатым коммерческим схемам взаимодействия.

В официальных марокканских источниках о торговых отношениях с Израилем никогда не упоминается, в результате образовались статистические расхождения в данных по объемам торговли, которые базирующееся в Лондоне интернет-издание Middle East Eye  называет «хорошим началом». Согласно данным, опубликованным Центральным статистическим бюро Израиля (ЦСБ), в 2017 году объем торговли с Марокко составил 37 млн ​​долларов США. Это означает, что из 22 африканских торговых партнеров еврейского государства, Марокко входит в число четырех ведущих стран, из которых осуществляется импорт, и находится на девятой позиции по объемам экспорта израильской продукции. Очевидно, что при наличии торговых сделок на сумму 149 млн долларов в период с 2014 по 2017 год партнерство между двумя странами не является нечто новым.

Более необычным являются первые открытые зарубежные инвестиции Израиля в арабском мире. Речь идет об израильском аграрном технологическом гиганте Netafim, который в прошлом году учредил дочернее предприятие в Марокко стоимостью 2,9 млн долларов, создав 17 рабочих мест. Эти данные представлены fDi Markets, ресурсом финансовой газеты Financial Times, который с 2003 года ведет самую полную онлайн-базу данных по трансграничным инвестициям в новые проекты (greenfield investment). Эта база охватывает все страны и секторы по всему миру.

Такое положение дел вписывается в более масштабные региональные тенденции. Арабо-израильские отношения улучшаются, например, на основе растущей консолидации стран региона против Ирана. Визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Оман в конце октября 2018 года является хорошим примером такого «потепления» отношений.

Инвестиции израильской компании Netafim стали наиболее наглядным примером давних как открытых, так и «закулисных» дипломатических и экономических связей между Израилем и Марокко, двумя странами, которые исторически разделяли теплые отношения по сравнению с другими примерами арабо-израильских отношений.

В 1948 году, после провозглашения независимости Израиля, марокканский султан Мухаммед V выступил с сильной антисионистской речью, определяя свое королевство на арабской стороне в арабо-израильском конфликте. Мусульманские добровольцы из этой страны присоединились к арабским армиям, которые сражались против Израиля во время Войны за независимость 1948 года. Однако до 1956 года Марокко все еще оставалось протекторатом Франции и не имело независимой внешней политики.

В 1956 году марокканцы обрели независимость от Франции, и одним из первых действий нового правительства стало введение ограничения на эмиграцию марокканских евреев в Израиль. В 1948 году в Марокко проживало около 250 000 евреев. В 1957 году Рабат запретил деятельность сионистов на территории королевства. В связи с ограничениями эмиграции еврейское подполье действовало в Марокко под руководством израильского «Моссада» и проводило тайные операции по вывозу евреев из этой североафриканской страны.

 

В январе 1961 года судно «Эгоз», которое перевозило марокканских евреев, затонуло у северного побережья королевства. Все 44 пассажира, половина из которых были детьми, погибли. Негативная реакция со стороны международного сообщества способствовала тому, что король Хасан II, которому власть только что перешла от его отца Мухаммеда V, провел секретные переговоры с израильтянами и позволил евреям покинуть страну. По соглашению Израиль обещал выплатить марокканскому правительству 250 долларов за каждого еврея, с чем Рабат согласился. Израиль обязался также помочь Марокко модернизировать внутренние службы безопасности. После отмены ограничений на выезд из королевства в течение нескольких лет эмигрировало в Израиль или Европу подавляющее большинство еврейской общины страны.

С тех пор Израиль и Марокко продолжали поддерживать тайные отношения, об этом в том числе свидетельствует так и не раскрытое до конца дело Бен Барки – похищение и убийство в Париже в 1965 году марокканского оппозиционера Аль-Махди Бен Барки, который выступал против Хасана II и королевской семьи. По существующим данным Меир Амит, тогдашний директор «Моссада», категорически отказывался принимать участие в убийстве политика (по настоянию марокканцев), но под угрозой короля разорвать отношения с Израилем, он согласился помочь выманить Бен Барку из Швейцарии во Францию. В Париже его задержали сотрудники французской разведки и передали марокканским спецслужбам. В результате Бен Барка был убит в пригороде Парижа.

Хотя Марокко отправляло свои вооруженные силы сражаться против Израиля во время войны Йом-Киппур в 1973 году, на протяжении многих лет эта североафриканская арабская страна проявляла умеренное отношение к Израилю. Король Хасан II поддержал примирение и компромиссные соглашения в рамках арабо-израильского конфликта и осуществлял посредническую миссию во время подписания мирного договора между Израилем и Египтом и в переговорах между Израилем и палестинцами. В рамках своих посреднических усилий Марокко стала одной из первых арабских стран, которая согласилась проводить тайные встречи с израильскими лидерами. Премьер-министр Израиля Шимон Перес посетил Марокко 22 июля 1986 года и встретился с королем Хасаном II в курортном городе Ифран. После соглашений Осло в 1995 году между двумя странами были установлены полноценные дипломатические отношения.

С установлением дипломатических отношений между Израилем и Марокко в первую очередь начали развиваться торговые связи. В 1994 году израильский институт экспорта подсчитал, что общий объем израильского экспорта в Марокко в таких областях, как сельское хозяйство, высокие технологии и деловые услуги, составил 220 млн долларов в год. Однако с прекращением дипломатических отношений и открытой торговли между двумя странами израильский экспорт в Марокко уменьшился, а с 2012 года он составлял всего лишь 20 млн долларов. Однако необходимо учитывать тот факт, что израильские компании экспортируют продукцию в Марокко также через третьи страны без ярлыка «сделано в Израиле».

В 2000 году, после начала «Второй интифады», Марокко разорвало дипломатические отношения с Израилем. На протяжении многих лет Марокко отличалось тем, что являлось одной из немногих арабских стран, которые дружелюбны по отношению к израильским туристам и популярны среди израильтян. Количество израильских туристов, отправляющихся в Марокко, колеблется от 10 до 13 000 человек в год. В Марокко осталась еврейская община, насчитывающая около 2000 человек. Это крупнейшая еврейская община в арабских странах.

В январе 2017 года Израиль посетила очередная делегация бизнесменов и интеллектуалов из Марокко. Высокопоставленный сотрудник пресс-службы министерства иностранных дел Израиля Хасан Каабия в интервью израильским СМИ в прошлом году рассказывал, как он на протяжении нескольких лет занимается организацией визитов журналистов из арабских государств, не только из Марокко, с целью изменить отношение к Израилю в странах Ближнего Востока. Тем не менее, процесс идет не просто. Например, алжирский журналист, взявший интервью у Х.Каабии, был арестован властями Алжира[i].

По заявлению международной антиизраильской кампания BDS («бойкот, изоляция и санкции), 20% арабских и исламских стран установили дипломатические отношения с Израилем. «Девять арабских стран имеют полноценные дипломатические отношения с «израильской оккупацией», а еще шесть взаимодействуют с Израилем на основе ограниченных контактов», – говорится в докладе BDS под названием «Реальность нормализации в арабском и исламском мире». Отметим, что деятельность BDS была анонсирована и активизировала свою деятельность особенно после того, как израильское министерство внутренней безопасности и стратегического планирования, возглавляемое Гиладом Эрданом, «объявило войну» этому антиизраильскому движению, получив солидные бюджетные средства. Одним из последних заявлений BDS стало предупреждение арабских государств о том, что активисты движения называют «опасной реальностью» в результате беспрецедентной нормализации отношений «арабских стран с Израилем». Возглавляющие кампанию палестинцы призвали все арабские и исламские страны «отказаться от нормализации отношений с оккупацией [Израилем] и оказать давление, чтобы признать права палестинского народа». По утверждению представителей BDS, они следят за «формальной и неформальной нормализацией» в арабском регионе, выдвигая обвинения некоторым странам-соучастникам «совершения непростительного преступления»[ii].

В мае 2018 года в марокканском городе Кенитра на параде, посвященном 62-й годовщине полиции Марокко, полицейские маршировали с израильским автоматом IWI Tavor X95. Этот факт не остался не замеченным, и разгорелся скандал. Руководству марокканской полиции пришлось оправдываться и «категорически опровергать» факт закупки огнестрельного оружия в Израиле. Предъявлялся договор на закупку оружия у компании из Европы, «в соответствии с постановлениями и требованиями национального законодательства»[iii].

В марокканском обществе еще сильна оппозиция нормализации отношений с Израилем, что заставляет власти скрывать факт наличия торговых отношений между двумя странами. Например, в 2016 году министры марокканского правительства отрицали какие-либо торговые или инвестиционные связи с Израилем. Мухаммед Аббу, тогдашний руководитель внешней торговли Министерства промышленности, торговли, инвестиций и цифровой экономики, в парламенте сказал: «Марокко не имеет торговых отношений с этим образованием [Израилем]… и стремится препятствовать ввозу всех израильских товаров в Марокко». «Правительство никогда не предоставляло кому-либо лицензии на импорт фиников или любых других израильских продуктов», – добавил он.

Такие заявления тем более удивительные, что израильский Netafim ведет бизнес в Марокко, по крайней мере, с 1994 года через филиал Regafim. Сегодня компания работает под своим названием, на ее марокканской странице в Facebook в настоящее время более 26 000 подписчиков.

Потенциал развития не только дипломатических, но прежде всего экономических и даже культурных отношений между Израилем и Марокко сравнительно большой, учитывая количество граждан Израиля, которые являются выходцами из Марокко и по-прежнему имеют родственную, экономическую или духовную связь со страной исхода.

[i] Израиль меняет свой имидж в арабских странах. Интервью // Cursorinfo.co.il. 26.03.2017. URL: https://cursorinfo.co.il/all-news/izrail-menyaet-svoj-imidzh-v-arabskih-stranah-intervyu/

[ii] BDS: 15 арабских и исламских стран сотрудничают с Израилем // Middle East Monitor. 30.10.2018. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20181030-bds-15-arab-islamic-countries-cooperate-with-israel/ (на англ. яз.)

[iii] Полиция Марокко опровергла слухи о закупке израильского оружия

// NEWSRU.co.il.ru. 26.05.2018.  URL: http://newsru.co.il/mideast/26may2018/tavor303.html

52.25MB | MySQL:103 | 0,458sec