О перспективах отношений Израиля и ФРГ после отставки А.Меркель

Несмотря на то, что канцлер ФРГ А.Меркель еще в конце октября заявила об отсутствии намерений баллотироваться на новый срок в 2021 г., а также бороться за пост председателя ХДС на партийных выборах в декабре 2018 г., израильские власти осознали эту новость лишь в середине текущей недели, когда состоялся раунд телефонного общения главы правительства ближневосточной страны и его коллеги из Германии. В ходе беседы Б.Нетаньяху подчеркнул особый вклад, который федеральный канцлер внесла в укрепление межгосударственного сотрудничества, а также отметил, что стороны «продолжат совместную работу для скорейшего достижения общих целей». Пусть громким высказывание израильского премьер-министра все же не выглядит, оно так или иначе ставит, актуальный для германо-израильских отношений вопрос о том, какое наследие после себя оставит А.Меркель, и каковы будут последствия ее ухода для Израиля.

Как отметил европейский колумнист Yedioth Ahronoth Э.Бек в своей книге «Канцлер Меркель, Израиль и евреи», опубликованной в прошлом году на иврите, именно нынешняя глава федерального правительства смогла сформировать особые персональные отношения с ближневосточным государством, повлияв таким образом на восприятие ФРГ в Израиле. Автор считает, что, говоря о непростом историческом прошлом, она действительно осознает сложность совместной истории двух государств, а потому в Израиле ей верят. С другой стороны, там, как пишет Э.Бек, как раз не слишком хорошо знакомы с ее биографией, хотя А.Меркель представляет собой современного немецкого политика, вышедшего из ГДР, которая так и не установила дипломатических отношений с Израилем.

Если брать за основу позицию израильского журналиста, работающего в Европе, Э.Бека, с предстоящей отставкой двусторонние контакты могут лишиться значительной поддержки в виде личного опыта и персонализированного подхода. Мало того, уход с поста партийного лидера, как считает ряд политологов, может привести к тому, что федеральные выборы состояться раньше намеченного срока. Не исключается даже, что уже в 2019 г. Вместе с тем тот факт, что А.Меркель покинет большую политику, все же явление так или иначе ожидаемое, учитывая, что во главе немецкого правительства она находится с 2005 г. В связи с этим были сформулированы предположения о том, кто может стать ее потенциальным преемником сначала в партии, а затем, возможно, и на посту канцлера.

Эксперты европейского подразделения Citi Group делают ставку на генерального секретаря ХДС А.Крамп-Карренбауэр. При таком раскладе отношения Израиля и Германии будут иметь ряд особенностей. Так, А.Крамп-Карренбауэр разделяет взгляды А.Меркель на необходимость обеспечения гарантий безопасности страны-партнера, а также согласна с тем, что большой приток иммигрантов с Востока, воспитанных в совершенно иных традициях, требует от Берлина четкой демонстрации неприемлемости антисемитизма. Вместе с тем, политик выражает озабоченность линией американской администрации в отношении европейских государств, полагая, что таким образом Вашингтон пытается продвигать свои национальные интересы за их счет. В этой связи она говорит о необходимости делать ставку на ЕС, для которого характерно противостояние поселенческой активности Израиля и финансовая поддержка палестинцев.

Впрочем, как отмечает немецкая Handelsblatt, провальные для ХДС выборы в Баварии и Гессене, ставшие мотивом для решения самой А.Меркель, ухудшили имидж всей партии и ее возможного будущего лидера. Следовательно, А.Крамп-Карренбауэр канцлером рискует и не стать. В таком случае шансы на успех возрастают у «Альтернативы для Германии», имеющей представительство в Бундестаге и всех 16 федеральных землях. При этом, судя по созданной «еврейской секции» и активному интересу к политическим кругам ближневосточной страны, она в целом может оказаться и неплохой альтернативой для Израиля в том случае, если политика АдГ на данном направлении не изменится.

Примечательно, но сама партия, рассчитывая на дальнейшие политические успехи, активно использует «еврейскую тему» и на фоне заявления А.Меркель. Комментируя решение канцлера о будущей отставке, со-основатель «Евреев в АдГ» В.Фуль отметил: «Объявление Меркель – это первый шаг к восстановлению Германии как безопасного государства для евреев и неевреев». Вместе с тем стоит принять во внимание, что на фоне усиления этой партии в ФРГ так или иначе начнется процесс по минимизации упоминания о наследии Второй мировой войны и произойдет отказ от постоянного декларирования ответственности Германии нынешней за преступления нацистского режима, совершенные в прошлом. И это станет ярким и заметным отличием от курса, проводимого нынешним канцлером. Кроме того, нельзя не учитывать, что основу произраильского настроя АдГ составляет, прежде всего, жесткая миграционная политика, с точки зрения которой Израиль является и адекватным союзником и ближневосточным барьером для инфильтрантов. Свидетельством тому является уже выбор места для открытия секции «Евреев в АдГ». Им стал город Висбаден, где в июне 2018 г. была убита еврейская школьница С.Фельдман. Преступление совершил иракский иммигрант, находившийся в стране на протяжении трех лет. Ему неоднократно отказывали в предоставлении политического убежища, однако, не выдворяли, даже несмотря на то, что он уже состоял на учете из-за совершения иных преступлений. Таким образом город стал неким символом, немым укором правительству А.Меркель, самим фактом своего упоминания АдГ заставляющим задуматься, к чему привела миграционная политика.

Вновь основываясь на результатах земельных выборов, нельзя не отметить, что растет популярность и немецких «зеленых». Они к Израилю тоже лояльны, преимущественно заявляя о противостоянии движения бойкота (BDS-Movement). Вместе с тем в их риторике нет стремления к тому, чтобы добиться снижения значимости темы Холокоста в политическом дискурсе. Более того, наблюдается даже определенные попытки увязывания этих двух вопросов, что проявляется в аналогиях между бойкотом Израиля и нацистским режимом, звучащих в заявлениях представителей партии. Вместе с тем «зеленые» активно поддерживают сохранение СВПД, что в глазах нынешнего израильского правительства выглядит неправильным. Более того, в текущих условиях Иерусалим наоборот хотел бы видеть во главе Германии политика, близкого к себе по взглядам на Иран. Это помогло бы решить две задачи: усилить международное давление на регионального противника, а также не допустить окончательного разлада между США и европейскими участниками ядерной сделки.

Таким образом, учитывая особенность немецкой политики персонализировать отношения с мировыми лидерами, нельзя не согласиться с тем, что роль А.Меркель в германо-израильских отношениях значительна. Любопытно, однако, что в Израиле ее с точки зрения позитивного влияния на сотрудничество ценят, пожалуй, больше, чем в собственной стране. Вместе с тем неоспоримым фактом является то, что независимо от личностей, стоящих во главе государств, ФРГ и Израиль при любом раскладе останутся в системе внешнеполитических координат друг друга. Пока строить предположения о том, какой именно будет конфигурация следующего правительства Германии, рано, поскольку на нынешнем этапе речь идет, скорее, о фрагментации, а не консолидации. Все ключевые партии понимают, что у них есть время для презентации себя, в результате они уделяют существенно меньшее внимание вопросу будущего построения коалиции. В связи с этим шансы на успех так или иначе имеют практически все ныне заметные игроки. Их общий настрой в отношении Израиля лоялен, однако, в зависимости от того, кто станет новым федеральным канцлером, Иерусалим может столкнуться с рядом сложностей, вытекающих как из попыток инициировать большее внешнеполитическое единообразие в рядах ЕС, так и намерения пересмотреть акценты двустороннего сотрудничества, включая те, что основываются на непростой истории государств.

52.29MB | MySQL:106 | 0,606sec