О стратегическом значении проекта Восточного Трансизраильского шоссе

В воскресенье на этой неделе было сообщено, что израильское Министерство транспорта, возглавляемое министром Исраэлем Кацем (Ликуд), занимающим одновременно пост министра по делам разведки и являющимся членом узкого кабинета министров (именуется также «министерской комиссией») по иностранным делам и безопасности, подготовило план реконструкции в общем то заштатной дороги, фигурирующей в официальной израильской документации под номером 90, в скоростное Восточное Трансизраильское шоссе. Речь идет о самом длинном в Израиле шоссе. Оно протянулось на 478,7 км от контрольно-пропускного пункта Таба на границе Израиля с Египтом в Эйлате на юге и до ныне закрытого контрольно-пропускного пункта «Ворота Фатимы» на границе Израиля с Ливаном в Метуле на севере. Важно подчеркнуть, что упомянутое шоссе проходит вдоль всей границы между Израилем и Иорданией – через Араву (южная часть пустыни Негев, побережье Мертвого моря и Иорданскую долину. Таким образом, оно имеет несомненное стратегическое значение, о чем подробнее будет сказано далее.

Предполагается перестроить дорогу N 90, имеющую сейчас почти на всем своем протяжение всего по одной полосе в каждом направлении, в шоссе с двумя полосами в каждом направлении и с возможностью прокладки третьей полосы в каждом направлении – от Эйлата до «Пальца Галилеи» (так называют в Израиле узкий выступ израильской территории в восточном секторе израильско-ливанской границы, где расположены город Кирьят-Шмона и поселок Метула). В рамках данного проекта предусматривается также расширение целого ряда дорог, соединяющихся с дорогой N 90 с запада, и их превращение в шоссе с двумя полосами в каждом направлении. Этот элемент проекта в потенциале должен в значительно степени изменить облик целого ряда районов Израиля, особенно на юге и к востоку от Иерусалима. Включенные в проект дороги, идущие с запада на восток (в отличие от дороги N 90, идущей с юга на север) могут быть разделены на три группы:

  1. Южная группа. Это дорога, соединяющая город Димона со столицей Негева Беер-Шевой; шоссе 1 (начинается в Тель-Авиве) на участке от побережья Мертвого моря в окрестностях Иериходо Иерусалима дорога, соединяющая курорт Неве-Зохар на Мертвом море с городом Арад.
  2. Центральная группа фактически включает в себя только одну дорогу – шоссе, соединяющее Иорданскую долину с поселением Кфар-Тапуах в Центральной Самарии и далее с город Ариэль. Иными словами речь идет о расширении восточного участка стратегического Транссамарийского шоссе, соединяющего Тель-Авив через Ариэль с иорданской границей и обеспечивающего возможность в случае угрозы с востока быстро перебрасывать со средиземноморского побережья войска в Иорданскую долину.
  3. Северная группа: дорога, соединяющая города Бейт-Шеан и Афула, и далее – дорога, соединяющая кибуц Амиадом в Восточной Галилее с городом Йокнеам, который стоит на скоростном Трансизраильском шоссе (дорога N 6) к югу от Хайфы.

Поскольку речь идет о гигантском (во всяком случае, по израильским масштабам) строительном проекте, его реализация должна осуществляться, по замыслу специалистов из израильского Министерства транспорта, в три этапа. Как было сообщен в воскресенье в израильских СМИ, представители Министерства транспорта намерены в самое ближайшее время обратиться в возглавляемое Моше Кахлоном (лидер партии «Кулану») Министерство финансов за утверждением бюджета на выполнение – в качестве первого этапа реализации данного проекта работ на южном участке дороги N 90, от расположенного в 51 км к северу от Эйлата кибуца Кетура и до перекрестка га-Арава, где к дороге N 90 присоединяется дорога, ведущая к городу Димона. Помимо государственного финансирования предполагается привлечь к реализации отдельных элементов данного масштабного проекта и частные компании.

Нельзя не упомянуть о том, что значительная часть дороги N 90 – к северу от кибуца Эйн-Геди, расположенного на побережье Мертвого моря, и к югу от города Бейт-Шеан – проходит через территории Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией), которые не являются на сегодняшний день частью суверенной территории Государства Израиль. При это следует отметить, что численность арабского населения вдоль этой дороги мала (кроме Иерихона, в котором, согласно явно завышенным официальным данным Центрального статистического бюро Палестинской национальной администрации за 2016 года, проживают 23 тысячи человек, там нет ни одного крупного населенного арабского пункта), а вот сеть еврейских поселений в этом районе достаточно развита. Благодаря своему преимущественно сельскохозяйственному характеру еврейские поселения северного побережья Мертвого моря и Иорданской долины, несмотря на сравнительную малочисленность своих жителей (согласно официальным данным Центрального статистического бюро Израиля за 2016 год, в расположенных вдоль дороги N 90 региональном совете Мегилот Ям га-Мелах  проживало 1,4 тысяч человек, в региональном совете  Аравот га-Ярден – 4,7 тысяч человек, а в поселении городского типа Маале-Эфраим, имеющем статус самостоятельного местного совета,  – 1,2 тысячи человек) прочно контролируют весьма обширные территории. Сама по себе подготовка проекта Восточного Транизраильского шоссе дает возможность убедиться в том, что Израиль не намерен ни при каком раскладе отказываться от контроля над названными территориями, имеющими стратегическое значение для обеспечения безопасности еврейского государства перед лицом возможной угрозы с востока.

Нельзя не упомянуть и о внутреннеполитических аспектах обнародования информации о проекте строительства Восточного Транссамарийского шоссе. Через полтора месяца Израиль вступит в год выборов (если не будет досрочных выборов в Кнессет они состоятся будущей осенью). В таких условиях появление этой информации не может не рассматриваться в качестве акции, имеющей среди прочего своей целью повышение престижа министра Исраэля Каца в глазах избирателей. Следует отметить и тот факт, что об этом проекте было объявлено после того, что в течение последних двух недель на дороге N 90 в результате трех тяжелых аварий погибли 17 человек – израильтян и палестинских арабов.

52.23MB | MySQL:106 | 0,793sec