О ситуации вокруг лагеря беженцев «Рукбан» в Сирии

В последние месяцы гуманитарная ситуация вокруг лагеря сирийских беженцев «Рукбан» в подконтрольной США зоне влияния на сирийско-иорданской границе вновь привлекает общественное внимание. Очевидно, наметилась тенденция активизации диалога внешних игроков относительно стратегических перспектив этого лагеря и находящегося в нем населения в условиях приближающейся гуманитарной катастрофы. Начиная с сентября с.г. ситуация стала совсем критической и международными наблюдателями в лагере было зафиксировано более двух десятков смертей из-за голода и отсутствия медикаментов.  По данным ООН, в зоне высокого риска сегодня находятся жизни нескольких тысяч человек.

На этом фоне усилия гуманитарного сообщества и политическая воля внешних игроков к решению проблемы резко возросли. Только в ноябре с.г., впервые с начала текущего года, сторонам удалось договориться о допуске гуманитарного конвоя ООН под эгидой Общества сирийского арабского красного полумесяца, который доставил первую партию продовольственных пайков (на 10 тысяч человек), а также более стратегические запасы пшеничной муки и теплой одежды для детей. В рамках этой гуманитарной операции были также доставлены санитарно-гигиенические средства и специальное питание и медицинские препараты для 1200 младенцев и беременных женщин. Была проведена срочная вакцинация 10 тысяч нуждающихся детей.

Это событие стало важным сигналом в поиске путей размораживания проблемы «Рукбана», хотя все остроты гуманитарной ситуации так и не сняло. В частности, на сегодняшний день в лагере по-прежнему удерживаются без возможности эвакуации более 50 тысяч человек, из которых 80% составляют женщины и дети. Нужно по крайней мере обеспечить регулярность поставок гуманитарной помощи, чтобы поддерживать ситуацию на нынешнем уровне, без дальнейшей деградации. Но в перспективе требуется более устойчивый и долгосрочный план по решению этой гуманитарной проблемы. Особенно на фоне приближающейся зимы и заморозков. Кроме того, налаживание регулярных поставок продовольствия поможет решить продовольственную проблему и избежать наступление массового голода, однако не сможет решить проблему в области здравоохранения. Завоза лекарств и медикаментов для этого явно недостаточно – нужны врачи и другие специалисты, а также сложное медицинское оборудование и санитарно-гигиеническая защита.

Для этого необходимо достижение принципиальных договоренностей между сторонами: пикантность ситуации в том, что лагерь находится в зоне влияния подконтрольных Вашингтону вооруженных формирований с выходом на сирийско-иорданскую границу, но со всех других сторон он в плотном кольце сирийских вооруженных сил, которые ограничили доступ ввиду угрозы проникновения с этой территории «нежелательных элементов» либо «контрабандистов». При этом, Иордания с января с.г. окончательно заблокировала со своей территории доступ к лагерю «Рукбан», демонстрируя таким образом нейтралитет и заявив о том, что не несет ответственности за гуманитарную ситуацию и положение беженцев в лагере. Напомним, впервые доступ в лагерь «Рукбан» со стороны Иордании был ограничен в 2016 году в целях предотвратить проникновение на территорию страны террористических элементов, cвязанных с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Тем не менее, периодически иорданская сторона открывала доступ для нуждающихся в медицинской помощи и позволяла им проходить стационарное лечение в иорданских больницах. Затем ограничения еще более ужесточались, что в конечном счете привело к полной блокаде «Рукбана» в январе 2018 года. По мнению официального Аммана, именно на сирийской стороне лежит главная ответственность за обеспечение беженцев в этом лагерей гуманитарной помощью и за поддержание гуманитарной ситуации на должном уровне.

Есть свидетельства, что первые попытки налаживания диалога по судьбе лагеря «Рукбан» между Дамаском и проамериканскими силами в анклаве уже начались. Они ведутся при прямом посредничестве Москвы и Вашингтона, сообщают источники. В частности, по заявлению официального Аммана, дескать, на бумаге уже существует некий план по добровольному возвращению беженцев из лагеря «Рукбан» в места их постоянного проживания на территории Сирии. Отметим, что большинство из них – выходы из восточных регионов страны, ранее освобожденных Дамаском от террористов «Исламского государства». Принцип «добровольности» при эвакуации беженцев из «Рукбана «особо подчеркивается. Как демонстрируют различные опросы среди беженцев, их большая часть, являясь внутренне переселенными лицами, имеет серьезные основания, чтобы уклоняться от репатриации, поскольку по-прежнему боится возвращаться обратно домой, не только ввиду неблагоприятных условий проживания (разруха, отсутствие должных условий безопасности, минимум экономических возможностей для устойчивого дохода и постоянной работы), но и угрозы призыва в армию либо репрессивных действий и трибуналов со стороны властей. Тем не менее, наличие таких опасений или рисков не должно служить поводом для того, чтобы тормозить обсуждение детальных шагов по имплементации такого плана. В этом уверены внешние игроки, и дискуссия на тему создания должных условий для добровольного возвращения беженцев из лагеря «Рукбан» в свои дома активно ведется. Очевидно, что для той части беженцев лагеря, которая не желает возвращения в районы, контролируемые официальным Дамаском, может быть предложена другая схема, которая позволит переместить их на территорию, контролируемую оппозицией, например, в Идлиб. По данным неофициальных источников, таких в «Рукбане» большинство. В этом контексте важно обеспечить условия безопасности для проведения такой эвакуации, что требует тесной координации с лидерами местных общин и повстанцами, которые по-прежнему влиятельны в зоне вокруг лагеря «Рукбан».

Таким образом, в среднесрочной перспективе следует ожидать налаживания регулярной линии снабжения беженцев в «Рукбане» гуманитарным содействием под эгидой ООН с сирийской территории. Это позволит снизить накал напряжения, и предотвратить скатывание ситуации к гуманитарной катастрофе, первые признаки которой стали проявляться начиная с сентября 2018 года. В более долгосрочном плане, при посредничестве Москвы и Вашингтона ставится задача обеспечения полной эвакуации 50 тысяч беженцев в лагере «Рукбан», при этом обсуждаются различные варианты практической реализации данной инициативы с учетом пожеланий и опасений самого населения лагеря.

52.2MB | MySQL:103 | 0,494sec