Консолидация финансово-кредитных институтов стран-членов ССАГПЗ как их закономерная реакция на вызовы современности

Процесс слияний и поглощений в банковской сфере стран-членов ССАГПЗ, локомотивом которого внутри самой организации, выступают Саудовская Аравия и ОАЭ, набирает обороты. Эксперты местного финансового рынка ожидают скорых новостей на этот счет и солидарны во мнении, что происходящее преследует три основных цели: повышение конкурентоспособности местных банков, необходимость противостоять современным вызовам и приведение кредитно-финансовой системы с точки зрения, прежде всего, ее капитализации, в соответствие с международными стандартами, такими, как «Базель 3».

При этом, большинство из них согласны с оценкой, что повышение конкурентоспособности планируется обеспечить, в том числе, за счет оптимизации расходов и повышения доходности финансовых учреждений, добиться чего в нынешних условиях жесткой конкуренции и снижения процентных ставок, часть их которых уже ушла в отрицательную зону значений, весьма и весьма непросто. Собственно, рынок банковских услуг в странах-членах ССАГПЗ еще как-то держался в стороне от мировых финансовых турбулентностей в силу своей специфики, такой как составляющая исламского банкинга и ограниченности фондовых рынков с отсутствием колоссальной спекулятивной составляющей, в которую давно превратились все ведущие биржи ценных бумаг. То есть, спекулировать арабы тоже могут и умеют, но предпочитают это делать на внешних площадках, а не у себя дома. Однако, устоять перед всепроникающей глобализацией не могут и они, и вот уже число финансовых деривативов в странах Залива выросло с нескольких штук до нескольких десятков, включая различные страховые и пенсионные инструменты, а также, порой, весьма рискованные вещи, вроде предложений вложиться в золотые прииски Перу и даже, попыток устроить финансовые пирамиды. Одними регуляторными функциями центральных банков эту ситуацию уже не выправить, поэтому упор делается на повышение капитализации, на основе чего уже можно впоследствии будет рассматривать самые различные варианты.

В подобном ключе ситуацию порталу «Аль-Иктисадыйя» прокомментировал секретарь Союза арабских банков, Висам Фаттух, заявивший о том, что ряд слияний, свидетелем чего стал финансовый рынок региона в последние несколько лет, преследовал собой, как раз, цель увеличить инвестиционную привлекательность финансового рынка, иными словами, перетянуть на себя часть средств, уже обращающихся среди различных фондов, трастов и накопительных программ, предлагаемых, как правило, не резидентами.

К свежему подобному примеру причислил В. Фаттух слияние саудовских Saudi Arabian Bank (SAB) и First Bank, в результате чего возникло третья по величине активов финансовое учреждение в стране.

К слову, подобные вещи случались и ранее: так в 1997 году саудовский банк «Каир» и Объединенный саудовский коммерческий банк образовали Объединенный саудовский банк, а в 1999 году его поглотил Саудовский американский банк, в результате чего возникла финансовая группа SAMBA.

Что касается ОАЭ, то, пояснил В.Фаттух, там в 2007 году Национальный банк Дубая объединился Эмиратским банком Дубая, создав таким образом Эмиратский национальный банк Дубая.

А в апреле 2017 года были завершены все необходимые законодательные процессуальные мероприятия для слияния Первого банка Залива и Национального банка Абу-Даби, итогом чего стало учреждение Первого банка Абу-Даби, крупнейшего банка в ОАЭ и второго по величине арабского банка, активы которого на второе полугодие 2018 года оцениваются в 188 млрд долларов. Или в четверть от всех финансовых активов в банковском секторе ОАЭ, — напомнил журналистам издания В.Фаттух.

«Не забывайте и о решении Коммерческого банка Абу-Даби о слиянии с банками «Аль-Итиихад» и «Аль-Хиляль»», — указал В.Фаттух. В результате этого образуется пятый по величине финансовый конгломерат в Персидском Заливе, объем средств которого составит не менее 415 млрд дирхам (113 млрд долларов США).

Мажоритарным акционером в Коммерческом банке Абу-Даби, втором по величине банке в ОАЭ и в банке «Национальный Союз» является правительство Абу-Даби, оно же является 100% собственником Исламского банка «Аль-Хиляль» (Полумесяц —  араб.).

Не обошел стороной процесс банковских слияний и поглощений и Бахрейн, где в период между 2009 и 2013 гг. состоялось четыре подобных мероприятия: в конце 2009 года слились банки «Аль-Шамиль» и «Аль-Исмар», а в августе 2011 года произошло объединение Бахрейнского саудовского банка и банка «Аль-Салям».  Затем, в октябре 2012 года, банк «Аль-Исмар» слился с Первым арендным банком («Аль-Иджара»), а в 2013 году под эгидой банка «Илаф» соединились сам банк «Илаф», Дом управления финансами и банк «Кабифест».

Причиной подобных процессов, по мнению секретаря Союза арабских банков, стало превращение Бахрейна в финансовый и банковский центр региона, в котором действуют порядка ста банков и местных, региональных и зарубежных финансовых организаций.

Бахрейнский объеденный банк «Аль-Ахли»  в настоящее время проводит консультации с Кувейтским финансовым домом, что может привести к созданию первого в банковского объединения, выходящего за пределы национальных границ, с объемом средств в, примерно, 92.6 млрд долларов США.  Национальный банк Омана в конце июля 2018 года  также объявил о начале переговоров касательно возможности слияния с банком «Зафар». Бумаги обоих банков находятся в обращении на оманской бирже, а объем совокупных активов в случае объединения превысит 20 млрд долларов США.

Кроме уже упоминавшихся выше главных целей, которые преследуются практикой слияний и поглощений, а именно повышения конкурентоспособности местных банков, необходимости противостоять современным вызовам и приведением кредитно-финансовой системы с точки зрения, прежде всего, ее капитализации, в соответствие с международными стандартами, такими, как «Базель 3», финансисты из стран Залива стремятся к созданию режима, препятствующего отмыванию денег и финансированию терроризма. Здесь, правда, следует отметить, что понятие «терроризм» в последнее время трактуется всеми, без исключения, так широко, что стал скорее конъюнктурным, а не оценочным термином, поэтому сложно сказать, что именно имеется в виду. Очевидно, что у катарских и у саудовских финансистов понимание обеспечение этого процесса будет происходить по-разному, и в соответствии с политическими указаниями. Проще дело обстоит с переходом на международные стандарты отчетности и повышением эффективности работы, обменом опытом и «расширением возможностей инвестиционной привлекательности».

По заявлению председателя бахрейнской банковской ассоциации, исполнительной президента банка «Аль-Барка», Аднана Юсефа, банки Залива стремятся к альянсам не только между собой, но и с зарубежными партнерами. Такая линия, в целом, находит одобрение со стороны центральных банков стран-членов ССАГПЗ. В ближайшее время, как считает финансовый эксперт с этого, островного королевства, Усама Муайен, мы может стать свидетелем подобных акций между банками Бахрейна, Кувейта, ОАЭ и Саудовской Аравии. «Это логичный процесс, поскольку малые банки и финансовые учреждения в нынешних условиях нежизнеспособны и не могут идти в ногу с требованиями, предъявляемыми к финансовому сектору», — рассуждает эксперт. «Даже если их финансовое состояние хорошее, будущее все равно за крупными игроками, способными финансировать насущные проекты в экономике стран Залива», — резюмирует он.

Со своей стороны, мы отметим, во-первых, объем средств самых малых из таких объединений впечатляет – не менее 20 млрд долларов США у каких-то второстепенных банков с окраин региона. И то, что подобные тенденции, иногда, не то, чтобы идущие вразрез с политическими парадигмами, но, не совсем с ними совпадающие, могут не ограничиться регионом Залива, и дойти до стран той же Юго-Восточной Азии, не говоря уже о Магрибе. В преддверии грядущего мирового финансового шторма все, отдающие в этом себе отчет, стараются создать запас «плавучести». Кто-то скупает золото, а кто-то объединяет активы. Кто-то закрывает свои платежные системы от доллара США, переходя на расчеты в национальной валюте, а кто-то, как сам доллар, без лишней помпы, активно занимается «приведением себя в форму». Не очень далекое будущее покажет, какая из стратегий окажется более верной.

52.22MB | MySQL:103 | 0,499sec