Израильские СМИ и эксперты об отставке А. Либермана с поста министра обороны и о возможности досрочных выборов

Днем 14 ноября министр обороны Израиля А. Либерман провел в Кнессете пресс-конференцию, на которой заявил о своей отставке по причине глубоких разногласий с главой правительства по поводу соглашения о прекращении огня на юге страны.

Многие представители политической системы Израиля сходятся во мнении, что после отставки Авигдора Либермана и ультимативного требования партии «Еврейский дом» передать портфель министра обороны Нафтали Беннету у Биньямина Нетаниягу не остается пространства для маневра. А это значит, что страна пойдет на досрочные выборы. Вопрос лишь сводится к тому, когда именно они состоятся.

15 ноября газета «Гаарец», со ссылкой на политические источники сообщила, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху не готов к выполнению требования лидера партии «Еврейский дом» Нафтали Беннета о предоставлении ему поста министра обороны.

Соответствующее решение было принято после консультаций с главами коалиционных фракций. В этой ситуации у Нетаньяху остался лишь единственный партнер по коалиции, на которого он может полагаться – лидер партии «Кулану» Моше Кахлон.

В статье подчеркивается, что на момент ее публикации Нетаньяху все еще не получил официального письма Либермана об отставке, без которого он не может предпринять соответствующих официальных шагов.

Вместе с тем, источники в политической системе высказывают предположение, что досрочные выборы состоятся в марте 2019 года, так как вероятность того, что коалиция с большинством в 61 мандат сможет продержаться до конца каденции ничтожно мала.

 

Таль Шалев и Вики Адамкер в публикации портала  Walla! от 14 ноября приводят два основных поворотных пункта, которые заставили  А.Либермана подать в отставку: «Первый пункт – это доставка в Газу 15 млн долларов наличными в чемоданах. Второй пункт – это прекращение огня». По словам самого лидера партии НДИ, он не смог согласиться с тем, что ХАМАС не получил должного ответа на 500 ракет, которые были выпущены по территории Израиля.

Авторы подчеркивают, что о противостоянии Либермана и Нетаньяху стало широко известно после заседания военно-политического кабинета, где принималось решение о прекращении огня в Газе. Заседание длилось шесть часов и проходило в очень напряженной обстановке.

По информации из осведомленных источников, в ходе заседания руководители силовых ведомств единогласно высказались за прекращение огня и принятие зарубежных предложений посредничества, о возвращении Израиля и ХАМАСа к перемирию на условиях прежних договоренностей, которые были достигнуты после операции «Нерушимая скала». Глава правительства и большинство членов кабинета приняли эти рекомендации, однако министры Авигдор Либерман, Зеэв Элькин, Нафтали Беннет и Айелет Шакед высказались против перемирия, заняв более жесткую позицию по отношению к ХАМАСу. Однако авторы публикации отмечают, что в конце заседания официального голосования не было.

Далее в публикации отмечается, что возмущенную реакцию А.Либермана и Н.Беннета вызвало сообщение, которое пресс-служба главы правительства распространила в СМИ сразу после заседания. В сообщении говорилось о том, что члены кабинета «единогласно» поддержали позицию силовых ведомств о прекращении огня.  Либерман назвал это «ложной новостью» и подчеркнул, что настаивал на необходимости сокрушительного удара по ХАМАСу.

Так же авторы отмечают слова Либермана о том, что его отставка вызвана существенными принципиальными соображениями, а не политическими интересами.

В редакционной статье газеты «Гаарец» от 15 ноября отмечается, что уход А.Либермана с поста министра обороны сам по себе не имеет особого значения, так как он не добился особых успехов и не совершил особых просчетов, занимая эту должность. Однако авторы статьи широко критикуют главу правительства и призывают представителей политической системы воспользоваться действиями Либермана для проведения досрочных выборов в Кнессет.

«Премьер-министр Б.Нетаньяху полагает, что правительство сможет завершить свой срок, заканчивающийся в конце 2019 года. Однако подобное завершение срока может дорого обойтись стране» — отмечается в публикации.

Авторы характеризуют правительство Нетаньяху как «лишенное всякого видения», «стремящееся сохранить и увековечить оккупацию территорий», «не заинтересованное в переговорах с палестинцами», которое по сему должно завершить свое существование.
Далее в статье отмечается, что нынешний глава правительства «приблизил Израиль к нелиберальным демократиям и популистским режимам за счет дружеских отношений с либеральными демократиями Европы. Он сделал ставку исключительно на республиканцев в США, повернувшись спиной к Демократической партии и либеральному американскому еврейству». Так же, среди прочего, подчеркивается, что нынешнее правительство ведет борьбу со всеми независимыми структурами государства, стоящими на страже демократии: Верховный суд, полиция, СМИ, парламентская оппозиция и правозащитные организации.
Авторы отмечают, что Нетаньяху цинично использовал свои полномочия и статус для продвижения персональных законов, действующих «задним числом», которые должны были обеспечить ему дальнейшее пребывание у власти в случае выдвижения против него обвинительного заключения по любому из открытых против него уголовных расследований.

Бывший военный прокурор Илан Кац в публикации в издании Ynet выражает свою позицию по поводу отставки А.Либермана и считает, что она не является политическим маневром: «… речь не идет о каких-то капризах или политических трюках, цель которых повысить рейтинги в предвыборных опросах общественного мнения. Это результат продолжительного процесса, апогей которого пришелся на противостояние с ХАМАСом в последние дни».
По мнению автора Израиль и ЦАХАЛ лишились «отличного министра обороны, который, несмотря на неимение высоких армейских регалий, сделал огромный вклад в укрепление системы безопасности Государства Израиль».

Далее Кац приводит три примера достижений А. Либермана на посту главы Минобороны:

Во-первых, Либерман принял решение – вопреки мнению руководителей силовых ведомств – о создании ракетных войск. Этот ход в десятки раз увеличил огневую мощь ЦАХАЛа.

Во-вторых, процедура назначения начальника Генштаба ЦАХАЛа была проведена самым профессиональным образом, в полной изоляции от любых политических влияний. При том, если еще в недавнем прошлом данный процесс происходил по принципу «за неимением лучшего», в этот раз все было иначе. Министр обороны лично провел десятки собеседований с высшими офицерами, при том, он не обидел ни одного из кандидатов, претендовавших на этот пост. В результате не было недовольных претендентов, которые могли выступить с открытыми или анонимными нападками на выбранного кандидата.В-третьих, министр обороны Либерман проявлял необычайное постоянство и принципиальность в вопросе продвижения законодательства о смертной казни для террористов. О необходимости данной меры уже многие годы говорят разные израильские политики, но они не делали ничего для продвижения соответствующего законодательства.

«Министр обороны всегда заботился о сохранении чести и достоинства офицеров ЦАХАЛа. Даже когда не соглашался с ними», так же отмечает автор статьи.

В заключении Илан Кац говорит о том, что Государство Израиль в долгу перед А.Либерманом.

62.84MB | MySQL:102 | 0,629sec