Алжир: о недавних решениях Центрального банка и динамике внешнеторгового оборота с Францией

Источники в правительстве Алжира сообщили о намерении повысить минимальный уровень уставного капитала для банков, а также ввести в обращение новые банкноты. По мнению экономических экспертов, эти нововведения свидетельствуют о продолжающемся ухудшении дел в экономике страны в условиях политической стагнации и нарастании опасений касательно того, кто именно и каким образом сменит у руля страны престарелого президента А.Бутефлику.

Алжирское новостное агентство также подтвердило эту информацию и решение Центрального банка ввести в оборот новые банкноты и купюры, в частности, купюры номиналом в 500 и в 1 000 динар и монеты номиналом в 100 динар. Об этом на прошедшем в алжирской столице в прошлый четверг 15 ноября совещании с директорами банков и финансовых организаций страны, сообщил казначей Центрального банка, Мухаммед Лукал. Само решение обсуждалось в ходе заседания комитета по наличному и кредитному обращению Центробанка, которое состоялось 4 ноября.

По мнению казначея, «это чисто техническая, классическая процедура, когда в оборот вводятся новые купюры, современного образца и, ни в коей мере не является заменой купюр номиналом в 500 и в 1 000 динар старого образца, имеющих точно такую же покупательную способность».

На том же самом заседании заседания комитета по наличному и кредитному обращению Центробанка и, с точно такой же формулировкой, в смысле ее «техничности», а не принципиальных изменений финансово-кредитных реалий, было решено увеличить минимальный уровень уставного капитала для банков, путем удвоения прежнего значения: с 10 до 20 млрд динар, а для финансовых организаций – с 3.5 до 6.5 млрд динар. Предыдущие решения касательно повышения величин уставного капитала принимались в Алжире в декабре 2010 года.

На исполнение этого решения всеми теми, к кому оно относится, дается два года. Комментируя его, М.Лукал отметил, что Центральный банк обратился к теме контроля минимального уровня уставного капитала «не потому, что банковская система страны не обладает достаточной устойчивостью к внешним вызовам, она ею обладает, а делается это с тем, чтобы повысить участие финансово-кредитных учреждений в финансировании экономической жизни страны, активизировать все, происходящие в ней, внутренние процессы».

Возможно, банковская система АНДР и обладает «устойчивостью к внешним вызовам», М Лукалу виднее. Чем она еще обладает, так это уязвимостью ее, как части финансово-кредитной системы, а той, в свою очередь, как части экономики, от структурной диспропорции и зависимости алжирской экономики от мировых цен на энергоносители, крайне заскорузлой забюрократизированной модели ее организации, не способствующей притоку инвестиций и чрезмерных военных расходов.

Инфляционные показатели таковы, что государство вынуждено сокращать все возможные расходы, в частности, объем закупок импорта. Об этом свидетельствует снижение импорта Алжира из Франции на 8.6%.

За первое полугодие 2018 года объем закупок французских товаров Алжиром сократился на 8.6% и стабилизировался на уровне 2.3 млрд евро, по сравнению с 2.6 млрд евро, в первом полугодии 2017 года. Согласно статистическим данным французской таможенной службы, в то же самое время, экспорт из Алжира, который на 95% состоит из продуктов нефтегазового происхождения, вырос на 16% и достиг 2 млрд евро. По ее же оценкам, совокупная двусторонняя прибыль уменьшилась на 58.4 %, до 353 млн евро, а само снижение французского импорта в Алжир относительно экспорту из Алжира – «наиболее драматичное».

Закономерно, что изменения затронули одну из важных статей экспорта, — поставки зерновых. Они выросли до 380 млн евро (с 232 млн, в первом полугодии 2017 года). Но выросли они не потому, что Алжир стал больше закупать французского зерна, а, главным образом, из-за роста цен на зерновые в мире, они подорожали на 11%. Так же, увеличился совокупный объем французского производства и экспорта, выросший после кризиса 2016 года на 73%.

Почти на 40% сократился импорт автомобилей, с 330 млн евро в первом полугодии 2017 года до 197 млн евро за первое полугодие нынешнего.

Правда, это несколько компенсировалось увеличением выпуска автомобилей и запасных частей в самом Алжире. На 4% выросли поставки из Франции лекарственных препаратов, их было ввезено на 285 млн евро (второе место, после зерна), экспорт же бензина и других продуктов нефтепереработки уменьшился до 43 млн евро (с 175 млн в первом полугодии 2017 года).

Французский импорт из Алжира традиционно представляет собой (свыше 93.4%) нефть, газ и продукты их переработки низких переделов: 55% — сырая нефть, 19% — природный газ, 19 % — прямогонный бензин и 1% — продукты переработки газа (пропилен, полиэтилен и пр.).  В первом полугодии текущего года Франция купила этих товаров в Алжире больше на 16.1%, —  почти на 2 млрд евро, протии 1.7 млрд евро в первом полугодии 2017 года.

Таким образом, при сохранении импорта «насущных категорий»: пшеницы и лекарств, Алжир сокращает закупки автомобилей, запасных частей, одежды, мебели, других продовольственных товаров, бытовой техники. Эту динамику трудно расценивать как показатель хороших финансовых показателей и экспортно-импортного сальдо, так же, как и введение новых видов купюр зачастую используется для решения совершенно других монетарных задач, чем простое приведение внешнего вида банкнот к «современному виду».

52.23MB | MySQL:103 | 0,485sec