О долгосрочной стратегии преодоления голода в Судане

Судан сегодня, пожалуй, вступил в наиболее стабильный за последние 15 лет период политического и социально-экономического развития. С частичной отменой американских торгово-экономических санкций (несмотря на сохранение страны в списке т.н. «спонсоров терроризма») открылись широкие возможности для социально-экономического восстановления.

Такой поворот позволяет властям Судана с нового угла взглянуть на нерешенные структурные проблемы в области продовольственной безопасности и хронического недоедания. В этом контексте правительство приступило в нынешнем году к выстраиванию долгосрочной стратегии продовольственной безопасности и поиску устойчивых решений. Ключевую роль в решении этой задачи призван сыграть аграрный сектор Судана, роль которого в экономической системе страны остается значительной. В частности, 60% суданского населения проживает в сельской местности, а совокупный вклад аграрного сектора в ВВП страны составляет 40%. При этом, в сельском хозяйстве занято 45% трудоспособного населения. В то же время, производительность в аграрном секторе Судана остается на крайне низком уровне в силу комбинации различных факторов – зависимости производства от климатических и погодных условий, отсталости фермерских практик и технологий, больших производственных потерь урожая, наличия конфликтов в некоторых регионах страны (Дарфур), гендерного неравенства (основной доход и занятость в аграрном секторе контролирует мужское население). Именно на этом направлении правительство Судана планирует сосредоточить основные усилия, нацеленные на модернизацию аграрного сектора и повышение его производительности.

Другой ключевой вызов – преобладание бедного населения именно в слаборазвитых сельских районах, где ситуация характеризуется высоким уровнем безработицы и отсутствием устойчивых источников дохода, особенно для молодежи. Проблема известная, присутствующая во многих африканских странах. Уровень нищеты в сельских районах Судана достигает 58% при том что в среднем по стране он не превышает 36%. Данная проблема усугубляется общими сложностями макроэкономического характера, в том числе в контексте девальвации национальной валюты (суданского фунта), сокращения различных социальных субсидий и пособий (в том числе ключевой субсидии на топливо) и, наконец, самое главное – отменой важнейшей субсидии на пшеницу, что привело к росту продовольственной инфляции.

В этом контексте выработка оптимальной и разумной аграрной политики является главным рычагом для создания устойчивых механизмов преодоления голода в долгосрочной перспективе. Рост числа нуждающихся в продовольственном содействии с 3.6 млн человек в 2016 г. до 5.5 млн человек в 2018 г. является тревожным сигналом, хотя и обусловлен в первую очередь активизацией массовых миграционных перемещений внутренних переселенцев, большая часть которых продолжает оставаться в лагерях для беженцев.

На негативную статистику в сфере национальной продовольственной безопасности Судана продолжают оказывать воздействие и внешние факторы. Самый существенный из них – непростая региональная политическая и экономическая обстановка. Внутренние вооруженные конфликты, которыми охвачены пять стран-соседей Судана, оказывают прямое воздействие на ситуацию в этой стране, в том числе в плане притока новых мигрантов. В частности, только из-за обострения в последние годы вооруженного конфликта в Южном Судане, в течение 2017 года 770 тысяч беженцев прибыло оттуда в Судан. К концу нынешнего года, прогнозируют ооновские эксперты, их численность может вырасти до 1 млн человек.

Проблема внутренних беженцев продолжает негативно влиять на гуманитарную ситуацию и создает долгосрочные проблемы в сфере продовольственной безопасности. Несмотря на рост числа внутренних репатриантов в последнее время ввиду улучшения социально-экономических условий (380 тысяч добровольных репатриантов за последний год, согласно оценкам суданского правительства), проблема внутренних переселенцев по-прежнему сохраняет свою актуальность. Только в Дарфуре в лагерях для беженцев на долгосрочной основе, уже более 15 лет, проживает 2.1 млн внутренне переселенных лиц. Среди этого населения потребность в продовольственном содействии испытывают 50-53%.

Наконец, климатические катаклизмы также служат препятствием на пути стабилизации и устойчивости аграрного развития. Рост частоты и интенсивности климатических катаклизм в последние годы и дефицит дождей, от которых в максимальной степени зависит суданское сельское хозяйство, несут в себе новые риски. Недавно проведенное исследование ООН по климату в Судане дало не очень хороший прогноз относительно долгосрочных перспектив, констатируя тот факт, что дальнейшее потепление температуры и увеличение засушливости климата в этой стране будет вести к новым потерям плодородных и пригодных для посевов почвенных ресурсов.

Для преодоления или хотя бы минимизации существующих рисков правительство Судана, воспользовавшись некоторой стабилизацией социально-экономической ситуации в стране, приступил к имплементации новой долгосрочной стратегии по ликвидации голода на 2017-2030 гг. В основе стратегии лежит задача имплементации национальных планов в различных секторах агропродовольственного сегмента. В конкретном плане ставятся цели повышения производительности и диверсификации производства в аграрном секторе, развития кредитно-финансовых инструментов и инвестиционных потенциалов, поддержки малых фермерских хозяйств  и обеспечения их доступа на рынки, налаживание системы управления и использования водных ресурсов, включая внедрение водосберегающих технологий, строительство новых ирригационных систем и дамб. Также, в условиях наличия различных внешних факторов риска, включая климатические и политические вызовы, правительство Судана приступило к разработке общенациональной программы по обеспечению устойчивости и резистентности продовольственных систем на случай чрезвычайных гуманитарных ситуаций и иных непредвиденных катаклизм. Также ставится задача устранения первопричин хронического голода и бедности за счет ускорения инклюзивного экономического роста и укрепления механизмов социальной защиты населения. Для этого в стране запущена с 2018 г. двухэтапная национальная программа восстановления сельского хозяйства на период до 2027 года. Параллельно, с 2016 г. реализуется Национальный план инвестирования в сельское хозяйство (до 2020 г.), нацеленный именно на адресное содействие малым фермерским хозяйствам. Конечно, на бумаге все разработанные недавно долгосрочные стратегии по преодолению голода и недоедания хорошо и грамотно сформулированы. Они также свидетельствуют о наличии политической воли нынешнего руководства Судана стратегически развивать важнейший аграрный вектор как инструмент преодоления голода, по крайней мере в сельских районах. Однако успех реализации такого рода инициатив во многом будет зависеть от финансовой составляющей, готовности донорского сообщества вложиться в эти усилия и от степени развитости и достаточности местного потенциала и локальных партнеров для имплементации этих инициатив.

52.32MB | MySQL:103 | 0,491sec