О подходаx ФРГ к расследованию по делу о продаже подводных лодок Израилю

Политическое положение главы израильского правительства Б.Нетаньяху продолжает оставаться сложным. С одной стороны, несмотря на стабилизацию ситуации признаки коалиционного кризиса, способного разразиться в любой момент и привести к досрочным выборам, не исчезли. С другой стороны, после некоторого затишья в том, что касается обвинений в коррупции и нарушении общественного доверия, существующих в отношении  премьер-министра, их обсуждение возобновилось. Частично это связано с тем, что израильская полиция заявила о появлении новых доказательств, требующих дополнительного расследования. Оно, как ожидается, повлечет за собой еще один раунд допросов, что позволит получить отсрочку передачи выводов полиции генеральному прокурору. Если расследование затянется, то есть шанс, что рекомендации будут подготовлены уже после отставки шефа полиции Р.Алшейха, который не скрывал свою неприязнь к Б.Нетаньяху, из-за чего, судя по всему, и будет вынужден уйти в отставку уже в декабре. Помимо этого, принимая во внимание возможность досрочных и относительную близость плановых выборов, эксперты и журналисты интересуются, в какой степени перспектива обвинения Б.Нетаньяху повлечет за собой ослабление партии Ликуд в целом.

По данным израильского телеканала Kan, новые сведения, о которых пишут израильские СМИ, касаются т.н. «дела 4000», связанного с новостным порталом Walla. Прямое отношение к политику имеют также «дело 1000» (получение дорогостоящих подарков) и дело «2000» (сговор с издателями газеты Yedioth Ahronoth). На этом фоне кажется почти забытым «дело 3000» о коррупционной составляющей при покупке трех немецких подлодок класса Dolphin и четырех корветов Saar производства ThyssenKrupp Merine Systems на общую сумму порядка 2 млрд евро. Интересным образом оно осталось в стороне даже в условиях отставки министра обороны А.Либермана, хотя он одобрил договоренность. Вместе с тем, несмотря на то, что в данном расследовании Б.Нетаньяху напрямую не фигурирует, оно может иметь наиболее тяжелые последствия, распространяющиеся на различные сферы израильской политики.

С одной стороны, уже в названии этого дела, как в японской нумерологии, зашифровано некое предсказание его вероятных последствий. Вот только если в Стране восходящего солнца цифра три несет в себе позитивное значение, то в израильской политической истории, наоборот. Так, сама израильская полиция, как пишет Times of Israel, сравнивает это расследование с делом «Кав 300» середины 1980-х гг. Тогда после теракта в автобусе, следовавшем по маршруту 300, выяснилось, что двое из четверых террористов были застрелены уже после задержания. Это спровоцировало громкие отставки в ШАБАКе, обвинения в фальсификации доказательств, а в 1996 г. стало известно, что тогдашний глава Службы общей безопасности действительно отдал приказ о ликвидации преступников. Собственно говоря, и теперь журналисты ожидают аналогичных последствий. Если самому главе правительства обвинения предъявлены не будут, то, как минимум, он должен будет понести политическую ответственность за действия своего ближайшего окружения. А в числе тех, против кого полиция в ноябре рекомендовала выдвинуть обвинения, значится 12 известных фамилий.  Осознавая это, в комментариях для СМИ премьер-министр не меняет свою позицию и утверждает, что не был в курсе коррупционной составляющей сделки с подлодками.

С другой стороны, «дело 3000» может негативно отразиться на внешнеполитической ситуации вокруг Израиля, сказавшись на отношениях с одной из важнейших стран ЕС – ФРГ. При этом, судя по публикациям, появившимся в недавнее время в Германии, можно говорить, что провоцирует возникновение такой ситуации страна сама. А если точнее, то об этом старательно заявляет местная пресса, пытающаяся добиться от правительства и от одного из крупнейших промышленных концернов ThyssenKrupp ответов на вопросы о сговоре с израильтянами.

При этом в центре внимания два вопроса. С одной стороны, собственно ThyssenKrupp, которая сегодня находится не в лучшей форме. Так, по данным концерна, в третьем квартале был зафиксирован убыток на сумму 131 млн евро, а общий прогноз прибыли на конец года с ожидаемых 2 млрд снизился до 1,8 млрд. Мало того, как считают аналитики из швейцарского холдинга UBS, до 2020 г. существенных достижений от компании ждать не стоит. Главная причина финансовых потерь – подразделение Industrial Solutions, занимающееся проектированием, строительством и обслуживанием промышленного оборудования. Приведение в чувство этой составляющей бизнеса, по мнению экспертов, займет не менее 18 месяцев.

ThyssenKrupp Merine Systems, в свою очередь, получила бы внушительную сумму за строительство подлодок и корветов. Однако согласованный в октябре 2017 г. меморандум, не являющийся окончательным соглашением, предусматривал для Берлина возможность заморозить его в том случае, если факт сговора между ThyssenKrupp и окружением Б.Нетаньяху будет доказан. Еще около 3,4 млрд компания потеряла после того, как французские конкуренты перехватили у нее контракт с Австралией. Следовательно, ThyssenKrupp Merine Systems  также не самая успешная часть концерна, в то время как на верфях ThyssenKrupp в Киле занято около 9000 человек.

Помимо кризисных явлений в концерне, на экономику Германии в данном случае влияет и то, что треть сделки субсидируется федеральным правительством, т.е. в нее вовлечены деньги налогоплательщиков. Этот факт требует обеспечения большой прозрачности, что Берлин, судя по всему, ранее не учел, полагаясь на заверения высшего звена менеджмента ThyssenKrupp о том, что к коррупционной составляющей они не причастны. Немецкое правительство от комментариев на этот счет отказывается. В заявлении для израильского Globes неназванные представители напоминают лишь о зарезервированной возможности отказаться от сделки. Более того, и немецкое издание Handelsblatt и израильский Globes не исключают, что так и произойдет по причине сложного механизма принятия решений в ФРГ по поставке вооружений за рубеж и необходимости демонстрации ответственности за средства налогоплательщиков.

Наконец, есть в данном случае и серьезный политический эффект, который может отразиться на дипломатической составляющей отношений двух государств. Германия особенно в последнее время активно презентует себя как возможного более влиятельного медиатора в палестино-израильских переговорах, также обещая содействие в решении проблемы возвращения тел израильских солдат, захваченных палестинскими боевиками в 2014 г. При этом, по данным Spiegel, и в случае с подлодками не обошлось без влияния конфликта. Проведя свое расследование, журнал пришел к выводу, что правительство ФРГ одобрило контракт на шестую подлодку в качестве элемента вознаграждения Израиля за то, что он в свое время разморозил часть палестинских средств, собранных в качестве налоговых поступлений, хотя сама канцлер А.Меркель это отрицала.

Наконец, разговор о подлодках для германо-израильских отношений означает еще и более масштабную дискуссию об отношении ФРГ к стратегии Иерусалима в том, что касается ядерного фактора как элемента сдерживания противников, прежде всего Ирана. На официальном уровне Берлин продолжает декларировать приверженность принципу обеспечения безопасности ближневосточной страны и тому, что она действительно сталкивается с экзистенциальной угрозой, хотя от конкретики предпочитает отказываться. Вот только еще со времен поставки второй партии подлодок в политических кругах ведется спор, связанный с тем, что субмарины нового поколения гарантируют Израилю подавляющее превосходство в этом виде вооружений. Более того, есть мнение, что Иерусалим держит часть своего подводного флота (предположительно 2 подлодки) в непосредственной близости от Персидского залива. Новая партия подлодок, оказавшаяся в центре скандала, будет обладать большими возможностями как в сфере оснащения, так и продолжительности плавания, что в глазах некоторых создает еще более сложную ситуацию в регионе.

Таким образом, дело, находящееся на периферии расследования против Б.Нетаньяху, в настоящий момент имеет шанс осложнить не только дальнейшую политическую карьеру действующего главы правительства, но и создать трудности на германо-израильском треке. При этом немецкое правительство в нынешнем своем составе, как кажется, не хотело бы дальнейшего негативного развития событий, как по соображениям собственного экономического развития страны, зависящего от будущего концерна ThyssenKrupp, так и из-за внешнеполитических последствий, но будет вынуждено пойти на ответные меры в том случае, если причастность немецких производителей к коррупционной составляющей сделки будет доказана. Помимо этого на фоне заявления А.Меркель о том ,что она планирует завершить политическую карьеру, возникает вопрос о том, как в дальнейшем убудут складываться контакты Иерусалима и Берлина при новом правительстве. Так, эксперты отмечают усиление немецких «зеленых», однако, еще на предыдущих этапах согласования сделки с Израилем о поставке подлодок эта партия с настороженностью относилась к экспорту вооружений в Израиль.

52.5MB | MySQL:103 | 0,817sec