О некоторых новинках выставки вооружений и военной техники в Чжухай, привлекших внимание военных специалистов стран Ближнего Востока

В рамках 12-й регулярной выставки вооружений и военной техники, проводимой в ноябре в г.Чжухай, предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР регулярно представляют новинки ВВТ, которые имеют маскировочную окраску, характерную для стран с пустынной или горно-пустынной местностью. Традиционными элементами экспозиции крупнейшей китайской оружейной корпорации «Северной промышленной группы компаний» (также известна как НОРИНКО) являются самоходные артиллерийские установки на гусеничной базе, а именно PLZ-45 и PLZ-52. Основное различие между этими САУ состоит в форме орудийной башни и увеличенной длине самого орудия, что позволит экипажу PLZ-52 на большем удалении и с более высокой точностью при использовании одного типа боеприпаса.

В 2018 г. на выставке была представлена новая разработка китайских оружейников – колесная САУ под обозначением SH-11, которая создана специалистами корпорации «Стальная лошадь» г.Чунцин (ранее 256-й завод НОАК). В качестве базовой платформы конструкторы использовали шасси от бронетранспортера 08-й серии (колесное шасси с формулой 8х8) — принят на вооружение СВ ВС НОАК под обозначением ZBL-08 (экспортное обозначение VN-1). В отношении шасси известно, что при длине 8 м, ширине 3 м. и высоте 2,1 м. его масса составляет 21 тонну.

В качестве силового агрегата используется лицензионный дизельный двигатель марки DEUTZ модели BF6M1015FC, который благодаря турбонаддуву имеет мощность 440 л.с./330 кВт, которые передает в автоматическую коробку переключения передач. В совокупности все это позволяет бронированной машине перемещаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 100 км/ч, а на воде скорость составляет 8 км/ч.

По данным китайских источников, выбор в пользу базового шасси «08-й серии» был обусловлен его высокой надежностью и прочностью, что было проверено в течение последних 10 лет эксплуатации. Кроме того, на предприятиях подрядчиках налажено устойчивое производство высококачественных комплектующих, что стало возможным благодаря обратной связи с иностранными военными, которые эксплуатируют бронетехнику китайского производства в странах Африки и латинской Америки.

Выбор колесного шасси для САУ с орудием калибра 155 мм обусловлен общей тенденцией современных локальных вооруженных конфликтов, когда артиллерийским подразделениям необходимо достаточно оперативно выполнить передислокацию/смену позиций, либо для сокращения дальности обстрела, либо для ухода из под ответного удара. В обоих случаях скорость движения имеет решающую роль.

По оценкам китайских специалистов именно колесные САУ SH-11 с классическим стальным стволом обладают максимальным набором преимуществ даже перед сверхлегкими авиадесантными гаубицами М777А2 (пр-во США) с легкосплавным стволом, поскольку для реализации основного преимущества американского орудия (мобильности) необходимы тяжелые вертолеты  СН-47 Chinook. Однако, даже в ВС государств Персидского залива нет достаточного количества этих винтокрылых машин.

Известно, что для поддержания высокой мобильности своих артиллерийских подразделений ВС ОАЭ активно используют  взрывостойкие колесные бронемашины MaxxPro для буксировки гаубиц АН-4 калибра 155 мм пр-во КНР), однако указанные транспортные средства не предназначены для перевозки значительного количества боекомплекта, который необходим при проведении одномоментного массированного огневого налета.

Вполне вероятно, что максимальная снаряженная масса новой колесной САУ китайского производства составляет 25 тонн – вполне соответствует разработкам западных инженеров.  При такой массе рассматриваемая САУ вполне подлежит скоростной переброске на тяжелых самолетах военно-транспортной авиации типа С-17 Globemaster III – приняты на вооружение ВВС некоторых ближневосточных государств.

Следует отметить, что впервые информация о работах над колесной версией САУ для иностранных покупателей появилась в публикациях китайских специалистов примерно за месяц до выставки. Анализ фото- и видеоматериалов позволяет утверждать, что китайские специалисты серьезно модернизировали башню от гусеничного противотанкового орудия «Тип 89» , в которую установили орудие с длиной ствола 39 калибров, что конечно влияет на максимальную дальность стрельбы не лучшим образом. Угол возвышения орудия может варьироваться в диапазоне от -3 до +72 градусов.

Благодаря многолетней эксплуатации САУ PLZ-45 в артиллерийских подразделениях СВ ВС Королевства Саудовской Аравии и полученной информации китайские металлурги внесли серьезные коррективы в процесс изготовления металла и ковки стволов, которые выдерживают давление до 368 МПа, а их ресурс составляет 2500 выстрелов. Повышенное давление на канал ствола, сформированное большим количеством порохового заряда (САУ китайского производства могут вести огонь на переменных зарядах) обусловлено тем, что китайские артиллеристы тем самым компенсируют малую длину ствола. В результате даже PLZ-45 с орудием длинной 45 калибров имеет дальность стрельбы выше чем у российской 2С19.

Сотрудники китайских специализированных изданий, которые посетили сборочный цех сообщают, что конструкторы серьезно модифицировали внутреннее пространство башни и выделили максимально возможное пространство для боекомплекта и автомата заряжания. По некоторым оценкам, максимальная скорострельность САУ SH-11 достигает 10 выстрелов в минуту. Боекомплект САУ размещен в механизированной укладке – 24 снаряда и еще 6 снарядов на отдельной полке.

Известно, что кроме осколочно-фугасных и фугасных снарядов в боекомплект САУ включены и оперенные бронебойные, которые предназначены для борьбы с тяжелыми бронированными машинами противника. Некоторые китайские специалисты полагают, что энергии выстрела из САУ SH-11 вполне достаточно для того, чтобы бронебойный снаряд пробивал два танка типа «Леопард-2» в боковую проекцию на расстоянии более 2000 м.

Следует отметить, что за счет применения автомата заряжания количество членов экипажа САУ составляет 3 человека (ранее 5 человек). По некоторым данным система управления огнем выполнена с максимальной степенью компьютеризации – САУ способна самостоятельно принимать данные о цели, выполнять расчет траектории и вести огонь без помощи экипажа.

Анализ фотоматериалов позволяет отметить, что конструкторы корпорации НОРИНКО разместили на верхней точке башни оптико-электронную систему наблюдения и разведки (в поворотном корпусе на вращающемся основании), которая позволяет самостоятельно обнаруживать цели при размещении САУ на господствующей высоте. Кроме того, благодаря ОЭСНР экипаж SH-11 может вести огонь с замаскированной позиции по танкам и другой бронетехнике.

Для стабилизации САУ на позиции, в задней и центральной части корпуса установлено по две гидравлических опоры, которые компенсируют отдачу и уменьшают пагубное влияние на ходовую часть машины.

Единственным минусом рассмотренной САУ китайского производства является именно длина ствола – 39 калибров и для компенсации этого момента будущим эксплуатантам придется использовать активно-реактивные снаряды, что дорого даже для государств Аравийского полуострова или же увеличивать количество зарядов в целях повышения дальности обстрела, что небезопасно. Вполне вероятно, что в перспективе китайские конструкторы смогут разместить на колесной платформе орудие с длиной ствола 52 калибра, поскольку большинство ведущих стран ведут именно такие разработки, однако для стабилизации САУ может потребоваться добавление одной оси в шасси, что приведет к увеличению массы.

Как известно, американские оружейники активно работают над совершенствованием легкой буксируемой/авиадесантной гаубицы под обозначением М777ER (ER – Extended Range, увеличенная дальность) и над новой модификацией гусеничной САУ М109А8. В обоих случаях американские оружейники создают орудия с длиной ствола 52 калибра, что позволит им поражать цели на дальностях, которые характерны для реактивных систем залпового огня калибра 122 мм.

Подводя итог вышесказанному, представляется вполне вероятным, что некоторые государства Персидского залива могут разместить заказ на САУ SH-11, поскольку аналогичные образцы ВВТ американского и западного производства отличаются необоснованно завышенной ценой и не всегда оправдывают затраченные средства.

52.13MB | MySQL:103 | 0,553sec