Алжир: о запуске проекта по разработке фосфатов и некоторых бюджетных показателях на 2019 год

27 ноября, премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья, посетивший северо-восточные районы страны, анонсировал в г. Тебесса проект по разработке фосфатных месторождений, способный, по его мнению, «вывести экономику на лидирующие позиции в регионе». Правительство уделяет этому проекту самое пристальное внимание и исходит из того, что он должен быть реализован, ибо нельзя не использовать то обстоятельство, что Алжир занимает третье место в мире по запасам фосфатов.

Премьер выступил на подписании протокола о намерениях, заключенного между консорциумом «СОНАТРАК – Исмидаль Маналь» и группой китайских компаний, представляющих китайскую «Ситек», факт заключения которого ознаменовал начало первого этапа проекта.

«Я представляю на подписании президента, Абдельазиза Бутефлики, приветствующего этот проект, который охватит сразу четыре вилайета страны», — пояснил премьер-министр представителям местных СМИ.  «Кроме придания мощного стимула для развития национальной экономики, проект важен для укрепления двусторонних алжирско – китайских отношений», — подчеркнул А.Уяхья.

Премьер коснулся практических аспектов реализации проекта: это, кроме подготовительных работ, строительство на северо-востоке двухпутного железнодорожного сообщения, при чем, электрифицированного, а объем производства Алжиром фосфатом в результате, вырастет с нынешнего 1 млн тонн в год, до 10 млн тонн.

Собственно, протокол о намерениях был подписан с алжирской стороны Абдель Муамменом бен Кудуром, генеральным директором группы СОНАТРАК, с китайской, Шаном Кисавайджи – президентом и генеральным директором компании «Ситек». Процедура состоялась в департаменте переработки газа СОНАТРАК, расположенным в районе Акля Ахмед, на расстоянии около 22 километров от, находящегося в 106 км южнее столицы вилайета, Биар аль-Атера. На церемонии подписания кроме местных гражданских и военных властей присутствовали Нур эд-Дин Бадави, министр внутренних дел и по делам местных сообществ, Мустафа Кейтуни, министр энергетики АНДР и министр промышленности и рудных разработок, Юсеф Юсфа.

По сути, это комплексный проект, предусматривающий кроме, собственно, разработки фосфатов, еще и добычу природного газа на всем протяжении района, прилегающего к алжирско-тунисской границе. 51% доли в нем будет принадлежать Алжиру, а 49% — китайской стороне. Площадки производств проекта включат в себя: 2 045 гектаров карьерных разработок в районах Баляд эль-Хадба и Вади эль-Кибрит, неподалеку от Сук Ахраса, 1484 гектара в Хиджар эль-Совд, 149 гектар в Скикде, и терминал в порте Аннаба, площадью в 42 гектара.

Инвестиционная емкость проекта оценивается в 6 млрд долларов США, выход на полную мощность рассчитан к 2022 году и в рамках него планируется создание 3 000 новых рабочих мест, для рабочих занятых непосредственно на карьерах и еще 14 000 связанных рабочих мест: водителей, грузчиков, инженерного и административного персонала.

Годовой доход от поставок фосфатов определен в объеме, не менее 1.9 млрд долларов США.

Кроме того, это промышленный, производственный и долгосрочный проект.

К тому же, все его структурные части сосредоточены на относительно небольшой и хорошо освоенной территории, близко расположенной к порту Аннаба, что снижает и упрощает логистические риски и затраты.

Как известно, фосфаты традиционно являются стабильно востребованным и весьма ликвидным товаром и на внешнем и на внутреннем рынках. Для Алжира это хороший шанс диверсифицировать источники дохода в бюджет и не ввязываться в затратные и высокотехнологичные нефтехимические проекты сверх тех, что уже существуют или запланированы и сверстаны в бюджете.

Последний в условиях нестабильных цен на энергоносители стал в последнее время предметом для ожесточенных споров и обсуждений касательно заложенной на 2019 год цены на нефть, в 50 долларов США за баррель. Они развернулись в Национальном народно собрании (парламенте) страны, куда был вызван министр финансов Абдель Рахман Равия. Он пояснил депутатам, что никто не сможет в данное время, ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективах, опровергнуть, или подтвердить данный ценовой параметр, выбранный правительством.

И с точки зрения политики ОПЕК, и с точки зрения формирования Фонда контроля доходов, эта цена, по мнению министра, является наиболее адекватной.

Кроме того, бюджет на будущий год устанавливает обменный курс алжирского динара к доллару США в соотношении 118 динар за 1 доллар, и курс этот будет действовать в период 2019 – 2021 гг.

Некоторое снижение обменного курса динара к другим валютам, не понизит его покупательную способность, считает министр финансов. Это обуславливается фиксацией цен на основные товары и предметы повседневного спроса, которые дотируются государством. Кроме того, курс определялся с учетом показателя инфляции, в сентябре 2018 года она сохранялась на уровне в 4.7%.

Что касается снижения платежных резервов, А.Равия пояснил, что «это автоматический и просчитываемый процесс, основанный на значениях дефицита, зафиксированных за последние 4 года, где объем платежных резервов исчисляется по всем платежным статьям бюджета, основанным, в свою очередь, на текущих счетах. Дефицит структуры текущего счета состоит из двух вещей: дефицита, основанного на текущих колебаниях, то есть, на снижении, или повышении цен на энергоносители, и соответственно, показателей экспортных поставок, и постоянного дефицита в сфере услуг, ежегодно определенного в 10 млрд долларов США и привязанного к сфере морских перевозок, достаточно ограниченных ввиду малочисленности и слабости национальных перевозчиков.  Платежные резервы, относящиеся к категории валютных запасов, не связаны непосредственно с внутренним рынком, где обращается внутренняя валюта», — подчеркнул министр.

По нашей оценке, несмотря на все усилия алжирского правительства, ближайший финансовый год для страны будет непростым. Попытки наведения порядка в финансах страны путем тотального аудита, сокращения импорта, диверсификации источников дохода за счет запуска новых проектов, либо ограниченны по эффекту, либо занимают продолжительное время. В любом случае, те же фосфаты пойдут на рынок, в лучшем случае, не ранее 2020 года. Поэтому экономика АНДР, как и прежде будет, главным образом, зависеть от мировых цен на нефть и газ. По-прежнему, значительное давление на нее будут оказывать непропорциональные угрозам, военные расходы и крайне нестабильная внутриполитическая обстановка.

52.14MB | MySQL:103 | 0,594sec