Оценки китайских специалистов заинтересованности ВВС Исламской Республики Иран в приобретении партии истребителей JF-17

По данным китайских источников, в ходе международной выставки вооружений и военной техники IDEAS 2018, которая проходит в г.Карачи на открытой площадке с авиационной пилотируемой техникой  была замечена делегация высокопоставленных иранских военных, переодетых в  гражданские костюмы. Китайские специалисты располагают данными о том, что выставку посещали высокопоставленные офицеры Военно-воздушных сил ИРИ которые уделили достаточно большое внимание одноместному одномоторному легкому истребителю поколения 3++ JF-17.

Данный самолет является примером взаимодействия пакистанских (авиастроительное предприятие «Камра») и китайских конструкторов (Чэндусское авиастроительное предприятие). В результате активных работ был создан истребитель, который по своим характеристикам превосходит советский МиГ-21 и его зарубежные аналоги. Первоначально китайские самолетостроители ориентировались исключительно на нужды ВВС Пакистана, однако после того, как стало ясно, что истребитель JF-17 при хороших тактико-технических показателях и привлекательной цене может привлечь внимание других государств.

В настоящее время рассматриваемый истребитель принят на вооружение ВВС Нигерии и Мьянмы, но следует отметить, что если африканские военные приобрели всего 3 самолета, то ВВС Мьянмы сразу заключили контракт на 16 самолетов, что позволило им радикальным способом поддержать боеготовность.

Как известно, китайские самолетостроители на протяжении последних 10 лет ищут возможности продвижения JF-17 а также экспортной версии более тяжелого одномоторного истребителя J-10B под обозначением J-10CE (заводское обозначение FC-20). Второй истребитель за счет более мощного двигателя обладает большей полезной нагрузкой.

Как известно, в ходе прошедшей в начале ноября 2018 г. в г.Чжухай выставки вооружений и военной техники ВВС вниманию специалистов и широкого круга зрителей был представлен истребитель J-10B с двигателем, оснащенным модулем с  отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Следует отметить, что подобное устройство увеличивает общую массу двигателя и также имеет определенный ресурс, что влечет увеличение размера единовременных затрат на приобретение самолета с таким двигателем и последующих затрат на обслуживание и ремонт.

Увеличенную массу двигателя можно компенсировать, либо за счет повышения мощности, либо за счет снижения массы планера на сопоставимую величину. Китайские специалисты полагают, что благодаря двигателю с ОВТ иранские военные проявят больше интереса к истребителю J-10CE, однако большинство китайских экспертов отмечает, что в условиях жестких экономических санкций официальный Тегеран не способен затрачивать значительные средства на приобретение дорогостоящих самолетов и их последующее обслуживание.

Вполне вероятно, что иранские военные проявили интерес к пакистано-китайскому истребителю JF-17 именно по причине сложной экономической обстановки в стране, которая находится у черты полной финансовой блокады – наступившей после вступления в силу дополнительных санкций США. В случае если официальный Тегеран пойдет на покупку истребителей JF-17, то это будет сигналом того, что национальный оборонно-промышленный комплекс не в состоянии производить необходимые самолеты. Кроме того, второй возможный поставщик авиационной техники – РФ не готова к дальнейшему ухудшению ситуации в отношениях с США из-за поставок военной техники и вооружения  в Иран.

Китайские специалисты указывают, что хотя иранские конструкторы и разработали новый легкий малозаметный истребитель под обозначением F-313 Qaher, однако этот самолет фактически создан на компонентах от устаревшего F-5E, а значит его реальные возможности не могут быть выше чем у машины предыдущего поколения. Одновременно с отставанием в проектировании и производстве самолетов предприятия ОПК ИРИ также не  располагают специалистами и необходимыми ресурсами/техникой для выпуска новых авиационных средств поражения классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» с многокомпонентными системами наведения.

Как известно, к настоящему моменту в подразделениях ВВС ИРИ находится 79 (по другим данным 76) истребителей F-14A, 47 единиц RF-4E и F-4D/E, 26 истребителей F-5E/S, 17 истребителей J-7N/M (пр-во КНР), а также 23 фронтовых бомбардировщика Су-24 и около 30 истребителей МиГ-29. Данные летательные аппараты распределены между 9 штурмовыми и 7 истребительными эскадрильями.

По данным китайских источников, из указанного количества тяжелых истребителей F-14A только 30 можно поднять в воздух, тогда как к боевому применению можно признать годными только 10 самолетов. Больше половины истребителей стали донорами сменно-запасных частей, поскольку в Иране отсутствует производство таковых, а приобрести их за рубежом невозможно, поскольку выпуск этих самолетов прекращен в США более 30 лет назад.

В отношении истребителей МиГ-29 известно, что данные боевые машины нуждаются в капитальном ремонте с последующей модернизацией. Известно, что высокопоставленные делегации иранских военных, начиная с 2015 г. неоднократно прибывали в Москву для проведения переговоров о закупке новых истребителей 8 ед. Су-30СМ и 18 ед. Су-35С, а также ремонте и модернизации наличных МиГ-29 до уровня МиГ-29М2. Кроме того, иранские военные рассчитывали приобрести в РФ партию основных боевых танков Т-90С.

По данным китайских источников, общая сумма контрактов должна была составить около 30 млрд долл. США, однако президент РФ В.В.Путин не дал своего одобрения на продажу указанных образцов ВВТ. Российская сторона предложила иранским партнерам приобрести партию Су-30М2 и Су-27СМ2, также  авиационные средства поражения к ним. Подобное предложение не удовлетворило официальный Тегеран, который ищет адекватное средство поддержания равновесия в воздушном пространстве.

Иранские военные возлагали серьезные надежды именно на российские тяжелые истребители, которые обладают возможностями борьбы с воздушными (в том числе малозаметными истребителями F-35 и F-22), наземными и надводными целями. На одном из этапов переговоров (16 февраля 2016 г.) иранские военные предприняли попытку достичь договоренности о поставке только партии Су-30СМ и ремонте МиГ-29, однако они не нашли понимания у военно-политического руководства РФ.

По оценкам китайских специалистов, иранским военным необходимо около 300 истребителей, которые при взаимодействии с дивизионами и батареями ПВО смогут защитить воздушное пространство страны от проникновения истребителей ВВС США и ВВС государств Аравийского полуострова, которые имеют на вооружение «Тайфуны», F-15S/SA, F-16E/F.

В дополнение к вышесказанному, представляется необходимым отметить, что в настоящее время приобретение партии JF-17 представляется для официального Тегерана наиболее адекватным выходом из сложившейся ситуации, даже с учетом того, что по своим тактико-техническим характеристикам китайско-пакистанская разработка в 2,5 раза уступает Су-30СМ. Китайские специалисты отмечают, что при экспортной стоимости в 100 млн долл. США за один Су-30СМ иранские военные могут приобрести 6 JF-17, т.е. стоимость одного истребителя составляет около 16 млн долл.США. Достижение такого низкого ценового показателя вполне возможно за счет установки китайских двигателей WS-13, а не российских РД-93.

52.23MB | MySQL:103 | 0,520sec