Внутренние основания операции Израиля «Северный щит» и возможности её трансформации в конфликт с Ливаном

Рассуждения многих военных и экспертов о последствиях войны Израиля на северном фронте ранее нередко сводились к тому, что попытка одержать победу в ассиметричном конфликте с шиитской группировкой «Хизбалла» может перерасти в полномасштабную войну двух государственных акторов, где страна столкнётся уже с Ливаном в целом, что потенциально может сулить менее благоприятные результаты. Во многом по этой причине, а также в условиях того, что главным театром для прокси-противостояния с проиранскими силами стала Сирия, дискуссия о возможности реализации на практике одного из названных сценариев ушла на второй план, получив новую порцию внимания после начала ЦАХАЛом операции под названием «Северный щит».

Ее официальной целью заявлена борьба с террористическими туннелями, пролегающими на израильскую территорию из Ливана. Они, как утверждает эксперт по географии и окружающей среде М.Коэн, строились годами и, принимая во внимание рельеф местности, для их возведения в районы прокладки туннелей должна была пригоняться спецтехника. О подозрительных звуках в приграничной полосе с израильской стороны местные жители сообщали неоднократно. Более того, как отмечает издание Jerusalem Post, и самим военным известно о них где-то с середины 2000-х, т.е. со времен Второй ливанской войны, вот только информацию об этой угрозе они предпочитали не афишировать. Еще одна особенность, отмеченная М.Коэном в связи с особенностями местности, заключается в том, что при глубине прокладки туннелей (в среднем от 15 до 30 м) их строительство могло вестись медленно, поскольку в отличие от Газы, почва здесь не требует ее первичного укрепления. Соответственно и спецтехника, используемая в работе, должна была находиться в этих районах довольно долго. Отсюда напрашивается вывод, что если израильтяне со своей стороны замечали нечто подозрительное на протяжении более 10 лет, то аналогичное должно было произойти и с ливанцами. Не только на уровне местного населения, часто лояльного боевикам, но и правительства. А значит, туннели эти строились с его молчаливого согласия.

Подкрепляет тезис о тесной взаимосвязи властей и террористических формирований также реакция президента Ливана М.Ауна на израильскую операцию. Так, местные СМИ сообщают о серии телефонных переговоров с представителями того, что можно считать нынешним правительством (официально после выборов в мае с.г. оно так и не было сформировано), а также высшим эшелоном военных. Глава государства, в соответствии с этими публикациями, требует пристально следить за происходящим на границе и реагировать на любую провокацию. По его словам, необходимо «понять сложность ситуации, которую страна переживает в условиях враждебной практики и растущих угроз, дополняющих финансовые и экономические трудности».

Данный тезис явно импонирует «Хизбалле», которая, пожалуй, первой взяла на себя задачу выявлять и отвечать на провокации, вновь подтвердив, что выполняет функции ливанской армии. Так, по данным Daily Star, во вторник руководство группировки заявило, что израильские действия должны стать стимулом для завершения формирования правительства. При этом мотивом для достижения скорейших внутренних договоренностей должно быть то, что, если Израиль все же перейдет «красную линию» в своей операции, то должны быть те, кто по всем правилам объявит ему войну. Другими словами, усилив свои позиции во властных кругах и добиваясь признания этого факта при распределении министерских портфелей, «Хизбалла» не скрывает, что будет вести противостояние не исключительно силами своих бойцов, а с вовлечением государства.

Израильская тактика также вызывает много вопросов. С одной стороны представители ЦАХАЛ, общаясь с прессой, всячески подчеркивают, что операция реализуется на территории государства и «под присмотром» временных сил ООН в Ливане. UNFIL со своей стороны мониторит ситуацию и пока серьезных опасений не выражает. Вместе с тем, глава пресс-службы АОИ Р.Манелис все же не исключает, что в рамках этой длительной, как ожидается, операции, которая, по предварительным прогнозам, может занять несколько недель, или ее вероятной следующей стадии, израильские силы все же могут выйти за пределы страны. По его словам: «Мы готовы ко всем вариантам…Нейтрализация туннелей не обязательной произойдет на нашей территории».

Более того, идея войны как маскировки внутриполитических трудностей, на взгляд ряда израильских журналистов, близка и главе израильского правительства Б.Нетаньяху, по-прежнему находящемуся в сложном положении из-за обвинений в коррупции. Так, в Haaretz даже появилась статья обозревателя А.Пфеффера с подзаголовком «Операция “Щит Нетаньяху”». И определенная доля правоты в таком подходе есть. С одной стороны, учитывая споры по Газе, поставившие коалицию на грань распада, давление т.н. сторонников силового сценария решения проблем с противниками велико. Однако на примере борьбы с ХАМАСом реабилитироваться не получится, поскольку любой предложенный Б.Нетаньяху «новый курс» повторит то, что раньше озвучивали его оппоненты.

Остается Иран и его прокси. Борьба с самим Тегераном крайне опасна в последствиях, несвоевременна, да и тамошний режим надо еще вынудить ответить должным образом, не спровоцировав при этом Третью мировую. В Сирии слишком большим ограничителем стала Россия, на которой завязаны более глобальные интересы Израиля. Как уже упоминалось ранее, чуть ли не с личной просьбой президента РФ В.В.Путина связывают перемещение прокси-битвы Ирана и Израиля из Сирии в Ливан. Таким образом, последний остается самым подходящим соперником, отвечающим не только цели добиться переориентации с внутренних проблем на внешние, но и позволяющим убедить мировое сообщество в иранской опасности, что гораздо затруднительнее в САР. В Ливане есть объекты по производству ракет, о которых Б.Нетаньяху говорил в сентябре в ООН, теперь есть туннели, которые правительство отдало приказ ликвидировать еще до того, как они стали по-настоящему опасны. Израильская пресса создает необходимый информационный фон, публикуя данные о тесной связи всех ключевых ведомств с «Хизбаллой», а через нее с Ираном. Из всего этого складывается вполне приемлемый сценарий операции, первая фаза которой – туннели, нейтрализуемые до того, как они станут опасными. Вторая – ракетные объекты, в борьбе с которыми ЦАХАЛу, возможно, придется оказаться на ливанской территории. Соответственно террористическая инфраструктура не должна позволить совершать агрессию против Израиля или создавать риск похищений. Не зря публикуется так много сравнений с Газой.

Есть и другой вариант трактовки необходимости активизации ливанского направления Б.Нетаньяху. По сообщениям Haaretz, дискуссии на эту тему стартовали еще в начале прошлого месяца, а своего рода кульминацией стало заявление главы правительства о том, что Израиль сталкивается с комплексными угрозами и не может сосредоточиться исключительно на Газе. После этого была шумная отставка А.Либермана с поста министра обороны и обвинения в адрес премьер-министра. Однако продвижение ливанской опасности, теперь подкрепленное фактическими доказательствами в виде туннелей, позволяет Б.Нетаньяху доказать, что он мог быть прав в своих оценках, не пытаясь эскалировать напряженность с ХАМАСом. Более того, обозреватель Haaretz А.Харель полагает, что все прошло бы более гладко, а операция «Северный щит» стартовала бы раньше, если бы ни инцидент с израильским отрядом специального назначения в секторе Газа. Еще одним косвенным доказательством начала продвижения «ливанского сценария» несколько месяцев назад является уже названное выступление Б.Нетаньяху в ООН.

Таким образом, война как идея выгодна сейчас и Израилю и Ливану, причем обе страны руководствуются в этом случае старой стратегией маскировки одних трудностей другими. Вместе с тем Иерусалим и Бейрут предпочли бы, чтобы она так и осталась в информационной плоскости. Перспективы для этого есть, но параллельно с этим нельзя недооценивать силу случая. При общей направленности на сдерживание полномасштабного конфликта каждая из сторон может сознательно или бессознательно ответить с применением чрезмерной силы. Особенно опасно это с учетом оценки действий «Хизбаллы», которая надеется трансформировать борьбу с собой в борьбу с Ливаном.

52.2MB | MySQL:103 | 0,458sec