О военно-морском сотрудничестве Израиля с НАТО

Главкомы канадских ВМС и ВВС присоединились к канадскому военному фрегату HMCS Ville de Quebec (Виль де Квебек), пришвартовавшемуся в порту Хайфы 13 декабря этого года впервые за последние четыре года. Как пишет The Jerusalem Post со ссылкой на вице-адмирала Рона Ллойда, главу Королевского военно-морского флота Канады, в ближайшие годы ожидается усиление канадского присутствия в регионе[i].

Хотя во время визита канадского военного корабля совместных учений между двумя союзниками не запланировано, Р.Ллойд встретился в начале недели со своим израильским коллегой генерал-майором Эли Шарвитом и другими высокопоставленными морскими офицерами. Канадцы посетили в Иерусалиме мемориальный комплекс Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем», откуда направились в военно-морской штаб. По словам Р.Ллойда, с израильскими коллегами обсуждались будущие возможности сотрудничества, а также районы, где два флота могут осуществлять совместные действия. «Мы пришли к соглашению о том, что наши сотрудники по планированию соберутся вместе, и рассмотрят возможности проведения совместных операций в 2019 году», – сказал Р.Ллойд. Он добавил, что речь может идти о чем угодно, от канадского фрегата, работающего с израильской подводной лодкой, до действий водолазов по устранению противодесантных заграждений и операции по взятию на абордаж и ряд других совместных учений. Канадский вице-адмирал предложил «начать с малого», развивать успешное сотрудничество и в дальнейшем проводить операции, учения и тренировки.

HMCS Ville de Quebec под командованием Скотта Робинсона покинул канадский город Галифакс в июле этого года и с тех пор находится в море, чтобы поддержать мероприятия НАТО «по обеспечению безопасности и сдерживания в Центральной и Восточной Европе» в рамках операции Reassurance of Standing NATO Maritime Group 2 («Подтверждение постоянной военно-морской группы НАТО-2»). Постоянные морские группы НАТО (SNMG) – это многонациональные интегрированные морские силы, состоящие из судов различных союзных стран, которые помогают закрепить присутствие НАТО в том или ином регионе, демонстрируя солидарность и проводя регулярные дипломатические визиты в разные страны.

По словам заместителя главы миссии Канады Энтони Хинтона, «этот визит в целом демонстрирует не только масштабное военное сотрудничество и связи между Канадой и Израилем, но также более широкие связи между нами, между правительствами и между людьми». К примеру, на борт военного корабля поднялся 94-летний Морис Лоб, который воевал в составе Королевских ВВС Канады во время Второй мировой войны, прежде чем он переехал в Израиль, чтобы присоединиться к «Пальмах» (ударным ротам «Хаганы», еврейской сионистской военной подпольной организации в Палестине) и участвовать в Войне за независимость Израиля в битвах за Латрун и Рамат Рэйчел. Представляя канадцев, живущих в Израиле, этот ветеран и подобные ему способствуют развитию тесных отношений между Израилем и Канадой.

Главком канадских ВВС генерал-лейтенант Эль Мейнзингер встретился со своим израильским коллегой генерал-майором Амикамом Норкиным. На борту канадского фрегата базируется вертолет CH-148 Cyclone, который уже пролетел около 400 часов за время своего первого международного задания.

По словам канадских военных, вертолет пришел на смену (после 54-х лет службы) американскому многоцелевому вертолету  Sea Kings. Он будет выполнять задачи «наземного и надводного наблюдения, а также поисково-спасательные миссии, обеспечивая транспортные средства тактического назначения для национальной и международной безопасности».

Корабль Ville de Quebec также имеет 57-миллиметровое орудие, противолодочные торпеды Mark 46, восемь  ракет типа «корабль-корабль» и «корабль-земля», зенитную систему EVOLVE Sea Sparrow и систему электронной поддержки для обнаружения электронных излучений производства Elisra – средства радиоэлектронной борьбы и разведки израильской компании по разработке и модернизации различных видов вооружения Elbit Systems.

Для капитана канадского фрегата Робинсона приезд в Израиль – это не только «список дел», но и знакомство со страной, «для ее лучшего понимания»; только четверо из 230 моряков раньше были в Израиле. На этот раз никаких совместных военных учений не будет, но с израильтянами будет сыгран матч по хоккею с мячом. Для Израиля такие контакты важны, особенно в условиях очередного витка насилия на Западном берегу р. Иордан.

Тем временем в ВМФ США признали, что в их многолетних операциях в Хайфе могут произойти изменения после того, как в 2021 году управление гражданским портом перейдет к китайской компании. Согласно The Jerusalem Post данная ситуация побуждает кабинет национальной безопасности Израиля пересмотреть заключенное некогда соглашение[ii].

Хайфа, крупнейший портовый город Израиля, где регулярно проводятся совместные американо-израильские учения и совершаются визиты американских судов. Но соглашение 2015 года между Министерством транспорта Израиля и Шанхайской международной портовой группой (SIPG) – компанией, в которой китайское правительство имеет контрольный пакет акций – вызвало обеспокоенность по поводу вопросов разведки и безопасности, которые только сейчас привели к проведению межведомственной проверки. По этому соглашению под контроль SIPG  порт в Хайфе переходит на 25 лет. Китайская компания выделила 2 млрд долларов на реализацию проекта и, согласно сообщениям израильских государственных СМИ, планирует превратить портовый терминал в крупнейшую гавань Израиля.

Впрочем, по словам Кайла Рейнса, представителя Шестого флота США, партнерство флота с Израилем остается «устойчивым». «Корабли ВМС США часто посещают израильскую Хайфу, как для участия в двусторонних военных действиях США и Израиля, так и для заходов в порт – сказал К.Рейнс. На вопрос о том, может ли предстоящее присутствие Китая повлиять на операции американского флота в этом средиземноморском порту, он ответил, что «на данный момент нет никаких изменений в наших операциях в Израиле» и «я не могу спекулировать на тему, что может или не может произойти в 2021 году».

Тем не менее, как пишет The Jerusalem Post, три осведомленных источника, сказали, что из-за опасений, которыми представители Министерства обороны США в частном порядке поделились со своими израильскими коллегами, израильское правительство уже начало «пересмотр соглашения на высоком уровне». К этому процессу подключены члены узкого военно-политического кабинета (израильской министерской комиссии по вопросам безопасности). Согласно одному источнику, несколько членов кабинета выразили обеспокоенность тем, что деликатные вопросы инфраструктуры не были должным образом рассмотрены израильским кабинетом до одобрения соглашения с китайцами.

В израильском правительстве теперь стараются не допустить, чтобы выгодное в экономическом плане сотрудничество с китайцами негативно повлияло на отношения Израиля с американцами. Сам договор был подписан Исраэлем Кацем, который в то время являлся министром транспорта и с тех пор остается на своем посту, будучи при этом членом военно-политического кабинета. В Армии обороны Израиля (ЦАХАЛе) подтвердили, что проверка условий соглашения продолжается. Но пока неясно, есть ли у Израиля какие-либо возможности, чтобы нейтрализовать опасения США по поводу китайского проекта, который уже одобрен и находится в стадии реализации.

По словам Ассафа Ориона, бригадного генерала в запасе, эксперта по отношениям между Израилем и Китаем в Вашингтонском институте ближневосточной политики, «с исторической точки зрения интересно наблюдать, как осознание произошло только сейчас, когда договор был подписан в 2015 году – напрашивается вопрос, что же такое произошло. Вероятно, сейчас это связано с напряженностью в отношениях между США и Китаем в области торговли, национальной безопасности и тому подобного». «Всегда стоит вопрос о балансе между привлечениями инвестиций и управлением рисками».

По мнению эксперта, «Израиль совершит роковую ошибку, выполнив одно или оба из следующих действий: не обратит внимания на потенциал Китая в развитии экономики Израиля или сделает это [отдаст в управление китайцам порт] с закрытыми глазами». «Мы должны держать глаза открытыми, полностью осознавая требования к управлению рисками и их возможное влияние на американо-израильские отношения».

Вышедшие на пенсию израильские и американские чиновники в сфере обороны и разведки в течение лета этого года выражали обеспокоенность тем, что китайское управление портом может поставить под угрозу американские военные операции в регионе. Бывший глава Моссада Эфраим Галеви в последние месяцы забил тревогу по поводу последствий для безопасности ползучего присутствия Китая в критически важной инфраструктуре Израиля. А отставной адмирал Гэри Рогхед, экс-начальник военно-морских операций США, предупредил, что управляемый китайцами морской порт в заливе может вынудить американский военно-морской флот перевести свои военные корабли в другие места. По его словам, «китайские портовые операторы смогут внимательно следить за движением американских судов, быть в курсе работ по техническому обслуживанию и иметь доступ к оборудованию, перемещающемуся в места ремонта и обратно, и свободно взаимодействовать с нашими экипажами в течение длительного времени». «Информационные системы и новая инфраструктура, интегрированные в порту, и вероятность информационных и электронных систем наблюдения ставят под угрозу американские сведения и кибер-безопасность», – добавил он.

У Израиля возникают и свои проблемы безопасности в Хайфе. Данный морской порт находится недалеко от израильской военно-морской базы, где базируется флот подводных лодок, которые, «по сообщениям иностранной прессы», способны нести и производить запуски ядерных ракет. В Израиле критики заключенного договора с китайцами считают, что китайские морские перевозки в непосредственной близости от этого флота представляют собой неприемлемую угрозу безопасности.

В случае осуществления угроз США перебазироваться из Хайфы, это будет не первый случай, когда 6-й флот США изменит свои планы по использованию израильского порта из-за проблем безопасности. После подрыва американского эсминца USS Cole  у берегов Йемена в 2000 году (в результате чего 17 американских моряков погибли) и во время Второй палестинской интифады (2000 – 2005 гг.) частота заходов американских кораблей в порт резко упала, и  служба организации досуга войск (USO) в Хайфе было закрыто надолго. Однако ни одно из этих событий не зависело от израильского правительства.

Канцелярия премьер-министра Израиля, в министерстве транспорта и министерстве иностранных дел отказываются комментировать вопросы израильско-китайского соглашения по порту в Хайфе.

Тем временем корвет ВМС Израиля INS Eilat и греческий фрегат HS Navarinon, флагман нынешней операции НАТО (Sea Guardian Focused Security Patrol), провели учения по реагированию в сфере медицинского обеспечения. Учения под названием «MEDEX Crystal Sea» предназначено для отработки действий по медицинской поддержке в районе Средиземного моря в рамках операции Sea Guardian («Морской страж»). Задача заключается в том, чтобы обеспечить быстрое решение любых проблем со здоровьем среди экипажей военных кораблей, участвующих в операции «Морской страж».

Израиль является очень активным партнером Североатлантического альянса в качестве члена Средиземноморского диалога НАТО (формы сотрудничества между НАТО и семью странами Средиземноморья), созданного в декабре 1994 года. MEDEX Crystal Sea – одно из конкретных примеров растущих и углубляющихся отношений между НАТО и Израилем.

[i]                      Главкомы канадских ВМС и ВВС присоединились к HMCS Ville de Quebec в Израиле // Jerusalem Post. 15.12.2018. URL: https://www.jpost.com/Israel-News/Heads-of-Canadian-Air-Force-and-Navy-join-HMCS-Ville-de-Quebec-in-Israel-574417 (на англ. яз.)

[ii]                     Американский ВМФ может перестать швартоваться в Хайфе после перехода порта китайцам // Jerusalem Post. 15.12.2018. URL:https://www.jpost.com/Israel-News/US-Navy-may-stop-docking-in-Haifa-after-Chinese-take-over-port-574414 (на англ. яз.)

52.78MB | MySQL:104 | 0,250sec