К вопросу о заявлениях США о выходе из Сирии и о реакции на них в Турции. Часть 2

19 декабря 2018 г. президент США Д. Трамп не только подтвердил, но и укрепил реноме непредсказуемого политика, когда заявил о победе США над «Исламским государством» (здесь и далее: запрещенная в РФ террористическая организация) и об отданном собой приказе по немедленному началу вывода американских войск из Сирии. Это сопровождалось прозвучавшим от американцев предложением продать Турции систему ПВО The Patriot стоимостью в 3,5 млрд долл. Также американская сторона, в очередной раз, пообещала «подумать» относительно выдачи проповедника Фетхуллаха Гюлена. Как отреагировали на эти «две с половиной», с точки зрения Турции – взаимоувязанные, новости в стране?

Начнем систем The Patriot и их связи с вопросом закупки Турцией у России систем С-400. Для начала разберемся, о каком, собственно, решении американцев идет речь.

Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности США, подчиненное Министерству обороны США (Пентагону), заявило о том, что Государственный департамент США утвердил продажу Турции систем The Patriot на сумму 3,5 млрд долл. (в самом начале, турецкими СМИ ошибочно была растиражирована новость о том, что это решение было утверждено Конгрессом США – В.К.). Как было сообщено, в комплект поставки включено 80 зенитных управляемых ракет PAC-2 и 60 ракет PAC-3. Кроме того, в Турцию согласована поставка 4 радиолокационных станций управления огнем AN/MPQ-65, 10 антенн AMG, 20 автономных пусковых установок M903, четырех станций управления перехватом, 5 электростанций, систем связи, испытательного оборудования, программного обеспечения и прочего оборудования.

На одно обстоятельство турецкая сторона обратила внимание особо: в распространенном письменном заявлении было сказано о том, что поставка систем The Patriot Турции послужит безопасности «НАТО и обеспечит безопасность и стабильность на европейском контингенте». Со стороны турецких обозревателей немедленно прозвучала мысль об отсутствии в этой формулировке мысли о том, что при этом будет обеспечиваться, в первую очередь, безопасность и национальные интересы самой Турции. Может показаться мелочью, но на Востоке такие мелочи «играют».

При этом, как подчеркивает влиятельное турецкое издание Milliyet, такое развитие ситуации отнюдь не означает заключения сделки или, хотя бы, того, что переговоры между Турции и США завершились. Процитируем: «Турция может счесть цену завышенной и не захотеть приобретать «Пэтриоты» или от Конгресса может не быть получено одобрение». Здесь издание напоминает о предоставленном ранее Пентагоном в Конгресс Отчете, где говорится о том, что «приобретение Турцией систем С-400 может негативно повлиять на продажу F-35 и «Пэтриотов»».

Напомним, что в 2013 году сторонами уже велись переговоры о поставке «Пэтриотов». Однако, как указывает Milliyet, сделка сорвалась по причине отказа американцев «делиться с Турцией информацией о технических особенностях». Параллельно развивались турецкие переговоры о поставке оборонных систем с Китаем и далее с Россией.

Итак фиксируем: турецкие обозреватели, и не только упомянутой выше газеты, справедливо указывают на то, что речь идет лишь только о положительном сигнале, который прозвучал с американской стороны. Однако, этот сигнал открывает перед Турцией довольно много возможностей.

Во-первых, имея на руках соглашение с Россией по системам С-400, Анкара может и дальше использовать его в качестве переговорного довода, добиваясь от американцев наилучших для себя условий. Во-вторых, Анкара, со всей очевидностью, будет пытаться получить в рамках соглашения не только «железо», но и ноу-хау для своей оборонной промышленности. Таким образом, в-третьих, получается, что в условиях, когда США проявили признаки слабости (для турок выглядит именно так), Анкаре отнюдь не надо торопиться и её позиция будет лишь усиливаться по мере приближения сроков поставки и постановки в Турции на боевое дежурство систем С-400. Попутно можно, допустим, наращивать медийную кампанию, говорящую об успехах и перспективах сотрудничества Турции с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса, авиации, космоса и т.д.

У заявления американцев есть и оборотная сторона – Россия. Турецкие СМИ широко растиражировали заявление пресс-секретаря президента РФ Д.Пескова о том, что между двумя системами, российской и американской, нет никакой связи: «Соглашение по системам С-400 находится на этапе своей реализации и будет продолжаться… Нет никаких причин для того, чтобы не доверять нашим турецким партнёрам». Абсолютно справедливое утверждение, однако, новейшая история пестрит случаями, когда действующие международные соглашения в сфере ОПК были расторгнуты по причинам чисто политического свойства. В частности, можно вспомнить так и не состоявшуюся поставку России французских «Мистралей» или же отказ в 2010 году самой России от поставок систем С-300 в ИРИ. Так что, ничего невозможного в этом нет – даже чисто юридически. Вопрос лишь только в сопутствующих издержках политического и финансового свойства. Детали российско-турецкого соглашения по С-400 не разглашаются, но, если в них есть какие-то «открытые моменты», то появление американцев со своим предложением, пусть даже и на начальной стадии проработки, дает Турции возможность «поддавить» Россию по чувствительным для себя вопросам финансового (цена, сроки погашения кредита, процентные ставки по нему и т.д.), а также техническую (комплект поставки и объем передаваемого ноу-хау). При этом Турция совершенно спокойно может ссылаться на то большое давление со стороны Запада и НАТО, с которым она по С-400 сталкивается, при этом ничуть не лукавя.

52.25MB | MySQL:103 | 0,498sec