Иран, Катар, Турция: иранский взгляд на формирование новой коалиции на Ближнем Востоке

15-16 декабря в Дохе состоялся международный форум под названием «Формирование политики во взаимосвязанном мире». На встрече присутствовали официальные лица из разных стран, включая Антониу Гутерриша, генерального секретаря Организации Объединенных Наций, и министров иностранных дел из нескольких стран.

В саммите принял участие и министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф. Он встретился с премьер-министром Катара, обсудил региональные проблемы, а затем встретился со своим катарским коллегой.

М.Дж.Зариф, как один из выступающих на мероприятии, описал основные проблемы региона и враждебные действия против Ирана, заявив, что его страна «научит другие страны противостоять санкциям». Он подчеркнул, что Исламская Республика по сравнению  с другими странами региона использует меньше ракет, поэтому ракетная программа ИРИ обсуждению не подлежит. Министр поднял вопрос и ядерного соглашения и выхода США из него. Он отметил, что это историческое дипломатическое соглашения, за сохранение которого выступает весь мир.

На своей официальной странице в Твиттер Мохаммад Джавад Зариф написал о форуме в Дохе следующее: «На форуме в Дохе я сказал: санкции никогда не были эффективными. Санкции вредят простым людям в Иране, но они не изменят политику. Это разворот американской политики предотвратил возможность диалога с Ираном. Иран и три европейские страны, а также Россия и Китай все еще вместе, и именно Соединенные Штаты решили отказаться от этого соглашения, и посеяли насилие и хаос».

К посту М.Зарифа прилагалось три изображения, которые, по оценкам иранских журналистов, несут в себе тысячи сообщений для врагов Ирана. Среди них фотографии с его двумя коллегами из Турции и Катара, которая может свидетельствовать о формировании новой коалиции. Особое внимание иранская пресса уделила именно этой трехсторонней встрече министров иностранных дел Ирана, Турции и Катара в кулуарах форума, на которой главы МИД так же обсудили региональные события. Согласно официальной информации, встреча прошла в дружеской обстановке.

Популярное иранское издание Entekhab назвало улыбки министров на данном фото «маслом на огонь Саудовской Аравии». Дело в том, что М.Д.Зариф выложил эту фотографии в тот момент, когда КСА осталось без поддержки США в войне в Йемене по решению Сената из-за многочисленных нарушений прав человека, и на данный момент готовится очередная американская резолюция против Эр-Рияда. За последние несколько лет отношения между тремя странами стали активно развиваться, и во время политической и экономической блокады Катара Иран и Турция оказали Дохе помощь, в том числе поставками необходимых товары и продуктов питания. Иранское аналитическое агентство asriran.com также отмечает формирование новой коалиции  Катара с двумя крупнейшими игроками региона. Эта неформальная коалиция  образовалась в прошлом году, после изоляции Катара бывшими союзниками, и продолжает укрепляться в настоящее время. По мнению сайта, на данный момент можно наблюдать формирование двух негласных коалиций на Ближнем Востоке — «четыре против четырех». В одну из коалиций входят Иран, Турция, Катар, а также Оман, который в ближайшее время может присоединиться к новым партнерам, а противостоит им другая четверка стран — Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты, во главе с Эр-Риядом.

Помимо согласования и сближения политических позиций новой «коалиции четырех», с участием Ирана и Турции, они с каждым днем становятся ближе друг к другу, объем торговли между ними стабильно растет, и их экономическая потребность друг в друге усиливается. Так, из-за американских санкций Иран заменил рынки ОАЭ на Оман и Турцию. Катар из-за блокады заменил ОАЭ и Саудовскую Аравию на Оман, Турцию и Иран. Турция намерена экспортировать свои товары в Катар по иранскому морскому и авиационному маршруту. Экономические связи между Тегераном и Дохой достигли рекордных обменов из-за блокады Катара и санкций против Ирана. В конце ноября представители Ирана, Катара и Турции в Тегеране договорились о создании совместной рабочей группы для обеспечения грузовых перевозок между тремя странами.  Цель этой группы — создать торговый поток в Катар в условиях закрытия соседями морских, воздушных и сухопутных путей. С другой стороны договор свидетельствует о наличии долгосрочных планов Тегерана и Анкары, связанных с Дохой.

Экономическое сближение также способствует сближению политических позиций. Самый важный аспект общих политических задач новообразованного неформального альянса – это оппозиция саудовской политике. В этом отношении Иран стоит во главе коалиции и в настоящее время вступил в соперничество и противостояние с саудовской стороной в более чем 10 областях, включая политическую, экономическую, военную и культурную.

После Ирана второе место в этом противостоянии занимает Катар. Эр-Рияд уже предпринял ряд попыток, чтобы свергнуть эмира Катара Шейха Тамима бен Хамада Аль Тани и заменить его другой фигурой из правящей семьи Аль Тани. И хотя военных действий не предпринималось, есть свидетельства, что КСА имели и такие планы, но не смогли их реализовать. 3 декабря, когда Катар объявил о выходе из Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Доха пыталась разозлить Саудовскую Аравию, крупнейшего экспортера в ОПЕК. А через неделю эмир Катара Шейх Тамим бен Хамад Аль Тани отказался участвовать в ежегодном саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в Эр-Рияде. Дипломатических отношений Иран и Катар с Саудовской Аравией на сегодняшний день не имеют.

В свою очередь Турция также конкурирует с Саудовской Апавией в попытке возглавить суннитское большинство мусульманского мира. Кроме того, у Анкары и Эр-Риядв существуют и другие разногласия в разных областях – от отношения к «Братьям-мусульманам» и свержение президента АРЕ Мухаммеда Мурси египетскими военными во главе с А.Ф. ас-Сиси до вопроса блокады Катара. Негативно на отношениях двух стран сказался и инцидент с жестоким убийством журналиста Дж.Хашогги в генконсульстве КСА в Стамбуле. Однако, по разным причинам, в том числе экономическим и политическим, Турция и Саудовская Аравия всегда контролируют уровень напряженности между двумя сторонами.

В этой связи иранский эксперт по Ближнему Востоку Сейед Асадулла Атхари сказал, что новая коалиция будет иметь решающее значение для будущего Ближнего Востока. По его мнению, только создав коалицию с Турцией, Катаром, а также Багдадом и Дамаском, Иран сможет предотвратить свою изоляцию. США же намерены начать новый этап холодной войны, в которой они пытаются представить Иран в качестве лидера «тоталитарных режимов, которым противостоит демократический Израиль». Исходя из этого, по мнению эксперта, Иран должен выработать свою тактику, адаптированную к сегодняшним вызовам, и не только в области вооруженных сил, разведки и безопасности. Она должна распространяться на другие сферы — экономику, культуру и гражданское общество. «Иран должен вернуться к своей центральной роли на Ближнем Востоке с взаимодействием с глобальной системой и демократизацией внутри страны. В этом случае возможно сохранение «золотого пояса» на Ближнем Востоке» — считает иранский эксперт.

Касем Махбали, бывший директор ближневосточного отдела Министерства иностранных дел, заявил агентству «Хабар-он-лайн», что Совет сотрудничества был сформирован в основном после исламской революции в качестве единого фронта против Ирана. Однако, создать желаемое единство внутри Совета так и не удалось. Оман всегда вел свою собственную политику, Катар также недавно стал следовать своей собственной линии. Кувейт, по сравнению с прошлыми годами, занял более нейтральную позицию. Похоже, что только КСА, ОАЭ и Бахрейн остаются верными целям ССАГПЗ и пытаются продолжать выполнять поставленную задачу. И если и эти страны начнут налаживать отношения с Ираном, то Совет потеряет смысл существования.

52.24MB | MySQL:103 | 0,609sec