Что стоит за решением М.Аббаса о роспуске Палестинского законодательного совета

22 декабря 2018 года глава ПНА Махмуд Аббас (Абу Мазен) объявил, что по решению Конституционного суда Палестины распустит парламент – Палестинский законодательный совет – который в свое время был избран в соответствии с «соглашениями Осло». Новые выборы пройдут в течение шести месяцев с даты, когда М.Аббас, как глава Палестинской национальной администрации (ПНА), издаст указ.

Отметим, что в январе 2006 года ХАМАС победил на выборах в палестинский парламент, получив 74 мандата, ФАТХ– 45. Президент США Джордж Буш-младший заставил М.Аббаса объявить о выборах, чтобы показать, что он поддерживает демократию в ПНА. В период между объявлением о выборах и датой их проведения, летом 2005 года Израиль вывел свои войска и поселения из сектора Газа в рамках т.н. «одностороннего размежевания». Уход Израиля из Сектора расценивался палестинской общественностью как «победа ХАМАСа над сионистами», как то, что они преуспели там, где потерпел неудачу М.Аббас и его предшественник, лидер ООП Ясир Арафат. Палестинцы по большому счету сделали вывод, что «Израиль понимает только силу»[i].

По мнению Пинхаса Инбари, аналитика Иерусалимского центра публичной политики (JCPA), обозревателя политических процессов в арабском секторе на  израильском радио, намерение М.Аббаса распустить ПЗС означает, что между Западным берегом р. Иордан и сектором Газа теперь может начаться противостояние в рамках конституционного поля, что предвещает гражданскую войну и применение насилия обеими сторонами на Западном берегу р. Иордан.

М.Аббас долгое время пытался бросить вызов «Исламскому движению сопротивления» («Харакят аль-Мукаума аль-Исламия», ХАМАС) с помощью авторитетного конституционного органа, который лишил бы эту организацию ее законности и легитимности. ХАМАС является одной из наиболее мощных палестинских террористических организаций, главная цель которой – «изгнание израильских оккупантов и создание на месте Израиля исламского палестинского государства». Согласно неоднократным заявлениям руководства движения, задача заключается в «физическом уничтожении евреев и освобождении всей Палестины от Средиземного моря до реки Иордан», как политическими методы, так и с помощью террора.

М.Аббас пытается возродить старую Организацию освобождения Палестины (ООП), председателем Исполкома которой он является с ноября 2004 года, после смерти Ясира Арафата. Однако старые организации ООП, помимо правящего движения ФАТХ, такие как Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), «Палестинский исламский джихад», а также другие партии и группы гражданского общества, поддерживают ХАМАС, который членом ООП не является. Вместе с ХАМАСом они создали совместный командный пункт, а недавно даже разработали общий логотип, превратив специальный орган, созданный для управления беспорядками на границе Сектора с Израилем, в альтернативу старой ООП.

В результате сближения организаций ООП с ХАМАСом Махмуд Аббас не может созвать институты ООП в Рамалле, что, скорее всего, и привело к его решению распустить ПЗС.

Накануне своего решения М.Аббас встретился в Аммане с Салимом Зануном, спикером Палестинского национального совета (ПНС) ООП, который в отличие от ПЗС, является представительным органом всего палестинского народа, а не только тех палестинцев, которые проживают на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа.  На встрече речь шла о созыве новой сессии ПНС в Рамалле после того, как ранее запланированная сессия была отложена. Это было вызвано нежеланием других организаций ООП участвовать в принятии решений о мерах против ХАМАСа.  Предположительно, М.Аббас и С.Занун пришли к выводу, что существуют проблемы с функционированием ООП как органа, признанного (в 1974 году на сессии Совета Лиги арабских государств в Рабате) единственным легитимным представителем палестинского народа и Палестины, коим ХАМАС не является.

Положение М.Аббаса еще более осложняет тот факт, что движение ФАТХ также начало склоняться в сторону ХАМАСа. Самым серьезным является то, что террористы ХАМАСа, которые недавно совершили резонансные в Израиле нападения на гражданских лиц и израильских военнослужащих на Западном берегу р. Иордан – представители клана Баргути, который возглавляет фракцию «Танзим-ФАТХ» в Рамалле.

В свете осложнения ситуации, 18 декабря 2018 года, М.Аббас, как лидер ООП, встретился с королем Иордании Абдаллой II в Аммане. Судя по всему, главной причиной встречи была просьба М.Аббаса к королю Иордании помочь ему в усилиях по предотвращению дальнейшего отделения ХАМАСа от Западного берега р. Иордан и укрепить позиции М.Аббаса как единственного источника власти на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Как пишет П.Инбари со ссылкой на источники в Рамалле, король Абдалла II выслушал М.Аббаса и поддержал его позицию. Однако король попросил председателя ПНА не торопиться с дальнейшими шагами против ХАМАСа.

Глава ПНА почувствовал необходимость согласовать этот вопрос с Иорданией после того, как Египет переключился на ХАМАС, и предпринял шаги, чтобы закрепить ХАМАС в качестве основной властной структуры в секторе Газа. В данном вопросе политика Египта была ближе к политике Катара и Израиля, чем соответствовала интересам Рамаллы.

Впрочем, вопрос ХАМАСа является лишь одним в ряду сложных проблем, с которыми сталкиваются Иордания и Палестинская национальная администрация. Возможно даже, что наиболее важной из этих проблем является не ХАМАС, а рост беспорядков в Аммане и Рамалле на фоне ухудшения социально-экономического положения. Незадолго до недавних террористических нападений членов ХАМАСа в районе столицы ПНА, в центре Рамаллы прошли масштабные акции протеста против нового законодательства ПНА – закона о социальном обеспечении, о котором мы писали в предыдущей статье[ii]. Такое же явление наблюдается и в Аммане, где акции протеста проходят ежедневно. До недавнего времени демонстрации были в основном ограничены периферийными районами страны с бедуинским населением.

В практическом плане вряд ли обоим лидерам удастся помочь друг другу, однако М.Аббас и король Абдалла II могут, по крайней мере, методом «мозгового штурма» попытаться найти пути решения обозначенных проблем.

Немаловажным фактом является то что, Махмуд Аббас находился в столице Иордании в течение трех дней, прежде чем он получил приглашение встретиться с королем Абдаллой II, что может указывать на то, что между двумя лидерами не все гладко.

Это не осталось незамеченным в Восточном Иерусалиме. Иордании, судя по всему, не нравится агрессивные действия, которые Махмуд Аббас предпринял против Израиля в Иерусалиме. Здесь король Абдалла II больше обеспокоен тем, что агрессивная позиция нового руководства ФАТХа также направлена ​​против интересов Иордании, а старый иорданский истеблишмент оказался под дополнительным давлением со стороны новых активистов ФАТХа. Тем не менее, Иордания и ООП имеют ряд общих интересов, которые требуют от них сотрудничества. Как сказал М.Аббас С.Зануну, Иордания должна оставаться в устойчивом положении, потому что стабильность на Восточном берегу способствует стабильности на Западном берегу р. Иордан, и наоборот.

Другим важным вопросом, вызывающим общую обеспокоенность, является улучшение отношений между Израилем и Саудовской Аравией, что в конечном итоге может привести к тому, что Израиль разрешит Саудовской Аравии присутствовать в мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Заинтересованность Эр-Рияда в этом может вызывать сомнения, однако в иерусалимском Вакфе выражают по этому поводу беспокойство, т.к. искренне уверены в том, что саудовцы стремятся к присутствию в Иерусалиме, а значит, необходимо что-то предпринимать[iii].

Еще одной проблемой для обеих сторон является политика президента США Дональда Трампа в отношении палестинских беженцев. Если палестинские беженцы потеряют свой статус в ООН, смысл существования Организации освобождения Палестины исчезнет. Ведь ООП создавалась в 1964 году Лигой арабских государств с целью освобождения всей Палестины и представления интересов арабов, живших на территории подмандатной Палестины до Арабо-израильской войны 1948 года, и их потомков. В то же время заставить Иорданию принять беженцев и предоставить им полное гражданство опасно тем, что нарушит демографический баланс в королевстве в ущерб интересов бедуинов.

Таким образом, ситуация в Газе хоть и была очевидной причиной просьбы Махмуда Аббаса о встрече с королем Абдаллой II, повестка дня их встречи включала и другие важные вопросы, которые затрагивают насущные интересы обеих сторон.

Что касается решения по Палестинскому законодательному совету, то этот орган уже давно парализован. Когда ХАМАС победил на выборах 2006 года и затем захватил власть в секторе Газа, работа ПЗС была прекращена, и он с тех пор не созывался. Сам Махмуд Аббас был избран в 2005 году на четырехлетний срок, но на данном этапе никто не говорит о выборах нового председателя Палестинской национальной администрации[iv].

Вот что действительно имеет значение сегодня для властей ПНА, так это противодействие политике ХАМАСа, чья популярность среди палестинской общественности растет в обоих палестинских анклавах, о чем свидетельствуют результаты соцопросов. Согласно результатам опроса, проведенного среди жителей двух палестинских анклавов, если бы сейчас проводились выборы в ПНА, то глава ХАМАСа Исмаил Хания обогнал бы М.Аббаса на 7 пунктов (49% против 42%). Кроме того, около 75% палестинцев хотят, чтобы М.Аббас подал в отставку. Это самый высокий процент против главы ПНА с 2004 года[v].

О затруднительном положении Рамаллы также свидетельствует встреча 17 декабря с.г. палестинского министра по гражданским делам Хусейна аль-Шейха с руководством Гражданской администрации в Иерусалиме (израильский орган, управляющий повседневной жизнью еврейских поселенцев на Западном берегу р. Иордан).  После того, как информация о встрече стала достоянием гласности, Х.аль-Шейх сказал палестинскому агентству новостей «Маан», что Египет и Иордания попросили его предупредить Израиль о том, что если тот продолжит свою политику противостояния Махмуду Аббасу и ПНА, ему придется «столкнуться с последствиями». Как пишет израильский политический обозреватель Шломи Эльдар, с учетом того, что Израиль поддерживает открытый канал связи с Египтом по поводу ситуации в Газе, а также имеет прямую связь с Иорданией, сомнительно, что любая из этих стран попросила Х.аль-Шейха встретится с израильтянами. Гораздо более правдоподобным является то, что это был способ Х.аль-Шейха оправдать встречу. Учитывая текущую ситуацию в ПНА, любой контакт, который Рамалла инициирует с Израилем, может быть истолкован как сотрудничество с «врагом». Скорее всего, палестинский министр поделился с израильтянами общим представлением о сложной ситуации в ПНА.

С тех пор, как М.Аббас был впервые стал во главе ПНА в ноябре 2004 года, он никогда не был так слаб, как сегодня. Разочарование на местах вызывает в основном неуверенное поведение лидера ПНА в отношениях с Израилем на фоне политики руководства ХАМАСа в Газе, которое чуть ли не вышло победителем из недавней эскалации с Израилем. ХАМАС находится на подъеме не только в Газе, но и на Западном берегу р. Иордан. Поэтому смысл комментария Х.аль-Шейха относительно встречи с Гражданской администрацией заключается в том, что если Израиль продолжит вести себя по отношению к лидеру ПНА, как он это делает сейчас, то вскоре обнаружит, что ХАМАС заменил его не только в секторе Газа, но и на Западном берегу р. Иордан.

[i] Палестинская национальная администрация предупреждает Израиль об усилении ХАМАСа // «Аль-Монитор». 21.12.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/12/israel-palestinians-mahmous-abbas-hamas-west-bank-gaza.html (на англ. яз.)

[ii]Результаты опроса общественного мнения на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа. Часть 1

// Институт Ближнего Востока. 22.12.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=51316

[iii] Недавняя встреча Махмуда Аббаса с королем Иордании Абдаллой // JCPA. 24.12.2018. URL: http://jcpa.org/mahmoud-abbas-recent-meeting-with-king-abdullah-of-jordan/ (на англ. яз.)

[iv] Почему Аббас объявил о роспуске парламента ПНА? // JCPA. 24.12.2018. URL: http://jcpa.org/why-did-abbas-proclaim-the-dissolution-of-pa-parliament/ (на англ. яз.)

[v] Опрос общественного мнения № (70) Пресс-релиз // PSR. 18.12.2018. URL:

http://www.pcpsr.org/en/node/738 (на англ. яз.)

52.77MB | MySQL:104 | 0,382sec