О причинах заставивших США пойти на переговоры с афганским движением «Талибан»

Специальный представитель США по Афганистану Залмай Халилзад обсудил с начальником штаба Сухопутных сил армии Пакистана Камаром Баджвой результаты встречи между представителями США и делегацией движения «Талибан» (запрещено в РФ) , которая прошла 17-18 декабря в ОАЭ. Об этом в среду 19 декабря сообщает межведомственная служба по связям с общественностью армии Пакистана. «Спецпредставитель Халилзад и начштаба Баджва обсудили вопросы мирного урегулирования афганского кризиса и региональной безопасности», — сообщает армейская пресс-служба. «Спецпредставитель высоко оценил заслуги Пакистана для мирного урегулирования в Афганистане, — отмечается в заявлении. — Генерал Баджва в свою очередь заверил дипломата в намерении продолжить предпринимать усилия для привнесения стабильности в регион». Также сообщается, что Халилзад прибыл в столицу Афганистана, где он намерен встретиться с президентом страны Ашрафом Гани. «Спецпредставитель Халилзад прибыл в Кабул с целью ввести в курс дела президента Гани и премьера Абдуллу касательно итогов диалога с региональными партнерами и другими заинтересованными сторонами по мирному урегулированию афганского конфликта путем переговоров», — говорится в заявлении посольства США в Кабуле. В понедельник и вторник в Абу-Даби под эгидой ОАЭ прошли переговоры между талибами и представителями США по окончанию войны в Афганистане. Участие во встречах приняли также делегации Саудовской Аравия и Пакистана. По итогам консультаций эмиратская сторона сообщила о достижении положительных результатов для всех сторон. В ОАЭ также отметили, что следующая встреча пройдет вновь в Абу-Даби, ее повесткой будет завершение процесса примирения в республике. По информации из Исламабада, США предлагают талибам заключить мирный договор на полгода. «Талибан» взамен требует от Вашингтона выполнить ряд требований, в том числе освободить всех заключенных членов организации, снять запрет на передвижение лидерам движения, определить дату вывода американского воинского контингента с территории Афганистана. При этом гарантами возможного перемирия, настаивают талибы, должны выступить Пакистан, Саудовская Аравия и ОАЭ. Ранее сообщалось, что со стороны талибов приняли участие представители политического офиса движения в Катаре, а также еще два человека, которых направил старший сын основателя «Талибана» (мулла Мохаммед Омар — прим. ТАСС) мулла Якуб. Переговорную команду США возглавил Залмай Халилзад. Кроме того, в Абу-Даби приехала и афганская правительственная переговорная команда под руководством главы президентской администрации Абдуллы Салама Рахими. До начала контактов в воскресенье делегация от Кабула уже проводила в ОАЭ встречу с представителями США и Саудовской Аравии. В данном случае отметим, что впервые американцы вынуждены были пойти на диалог с теми представителями талибов, которые условно можно причислить к пропакистанскому крылу. При этом отметим, что сам мулла Якуб в самом начале трансформации «Талибана» после объявления о смерти харизматичного лидера этого движения муллы Омара в 2013 году очень долгое время сопротивлялся назначению с подачи пакистанских военных на должность главы движения Ахтара Мансура. Сейчас эта фронда не без труда, но преодолена. Об этом свидетельствует факт присутствия на этих консультациях пакистанцев. Таким образом, американцы вслед за Сирией резко трансформируют свою позицию на афганском треке в сторону отказа от первоначального тезиса по дистанцированию Исламабада от внутриафганского мирного процесса. И эта тенденция будет определять политику Вашингтона на этом направлении на следующий год. Отставка министра обороны Дж.Мэттиса, который и был основным архитектором новой политики в Афганистане, является очень важным индикатором необратимости этой трансформации. Еще раз подчеркнем, что вся эта концепция включала в себя доминирование мысли о силовом давлении на талибов с целью вынуждения их сесть за стол переговоров. При этом Исламабад из процесса практически полностью исключался, а в противовес ему в афганское досье вводилось Нью-Дели. Напомним, что весь 2018 год администрация президента США Дональда Трампа продолжала усиливать давление на Пакистан по поводу продолжающейся поддержки этой страной боевиков в Афганистане. В январе 2018 года Белый дом четко заявил о своем намерении наказать Пакистан за его предполагаемое вмешательство в один из самых затяжных конфликтов в Южной Азии. 1 января 2018 года президент США Дональд Трамп заявил, что Соединенные Штаты не получили ничего, кроме «лжи и обмана» в обмен на более чем $33 млрд в помощь, которую он предоставил Пакистану за последние 16 лет. Позже в тот же день Белый дом объявил, что он будет продолжать удерживать $255 млн в иностранном военном финансировании, которое было предназначено для Пакистана в 2016 году, но не доставлено. При этом, несмотря на эту жесткую риторику Соединенных Штатов, их способность реально влиять на Пакистан была в значительной степени лимитирована. Это прежде всего тот факт, что весь транзит для материально-технического снабжения войск США и НАТО в Афганистане, как собственно и самой афганской армии, по-прежнему идет через Пакистан. При этом Исламабад фактически в ультимативной форме принудил американцев переправлять свои грузы через свой юго-западный порт Пакистана Гвадар. Он был сооружен Китаем в провинции Белуджистан и является ключевым элементом Китайско-пакистанского экономического коридора и амбициозной инициативы Китая «Один пояс, один путь». При этом для конвоев НАТО Гвадар служит более быстрой и дешевой альтернативой для транспортировки грузов, чем порт, который они используют в настоящее время, в лице Карачи. Путь от Гвадара до КПП Чаман в Афганистане занимает один день, в то время как путь от Карачи до КПП Торхам в северо-западных племенных районах Пакистана занимает практически неделю. Эти логистические линии снабжения являются ключевым рычагом влияния Пакистана на Соединенные Штаты, и эта тенденция сохраниться на среднесрочную перспективу. Даже несмотря на то, что американцы пытались в этом году создать альтернативу пакистанскому коридору в виде азербайджано-центральноазиатского транзита. Но эта опция во много раз дороже пакистанского.
Одним из самых неприятных последствий для американцев в рамках реализации концепции Мэттиса стал факт расширения Пакистаном своих дипломатических, военных и экономических контактов с Китаем и Россией в рамках продолжения прежнего курса своей региональной стратегии и создания мощного противовеса американскому прессингу. Пакистан для КНР имеет приоритетное значение в рамках его региональной стратегии в контексте конкуренции с той же Индией. Афганистан является важным компонентом пекинской инициативы «Один пояс, один путь» в рамках части центральноазиатского коридора, который проходит из Центральной Азии до Китая. Пекин также находится в процессе расширения своего экономического сотрудничества и сотрудничества в области безопасности в Центральной Азии. Все эти планы предусматривают продолжение стратегии Китая по сдерживанию возможной экспансии уйгуров из Афганистана и расширению своего присутствия в области безопасности за пределами своих границ по мере реализации экономических проектов в Афганистане и в центральноазиатском регионе. Для Москвы укрепление своего сотрудничества с Исламабадом является одним из краеугольных камней стратегии по купированию возможности экспансии радикалов из Афганистана в центральноазиатский регион. При этом военное присутствие американцев в Афганистане по определению оттягивало все внимание талибов на внутренний фронт, что также резко снижало риски прорыва радикалов в Центральную Азию и серьезной дестабилизации там.
Еще большим провалом американской концепции по Афганистану стало формирование пакистано-иранского альянса. Поддержка «Талибана» со стороны Ирана стала для иранцев оптимальным способом не только противостоять экспансии «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на восток, но и созданием заделов на будущее. Прежде всего в рамках ясной перспективы прихода талибов к власти и сохранения в этом случае общего уровня безопасности для лояльных Ирану хазарейцев, что является ключевым компонентом сохранения иранского влияния в Афганистане. Благодаря связям с КСИР «Талибану» удается на сегодня импортировать все — от удобрений для изготовления самодельных взрывных устройств до приборов ночного видения и топлива. При этом совершенно неожиданным для американцев стал факт финансовой самодостаточности талибов, что стало возможным в результате полной их  инкорпорации в процесс производства и экспорта наркотиков. При этом прежняя тактика Пентагона по искусственному разделению наркобаронов и талибов провалилась.
Уже на этапе обнародования новой стратегии США в Афганистане была совершенно очевидной ее нежизнеспособность. Эта концепция больше напоминала взятку военным и их лоббистам: они получали деньги на неосуществимые априори программы, в том числе и в рамках подготовки национальных афганских кадров. В реальности американские военные теми силами, которые у них были в Афганистане даже после их наращивания (около 15 тыс. человек), не могли физически проводить какие-либо серьезные наступательные операции, а уровень афганских сил по-прежнему не соответствовал масштабу поставленных перед ними задач. Не оправдались прогнозы в отношении фрагментации талибов и переход их значительной части в лагерь лоялистов (а это уже большой прокол американских разведслужб). Индия не пошла на предлагаемый ей формат участия в афганском досье, который изначально предполагал чуть ли участие индийских военных в рамках обучения афганцев и поставки индийского оружия. На настоящее время по данным самого Пентагона, «Талибан» полностью контролирует 14 районов и сохраняет открытое присутствие еще в 263 районах. Другими словами, боевики-джихадисты действовали в 70% из 398 районов Афганистана. Ситуация усугубляется повсеместной коррупцией и неэффективным управлением в правительстве национального единства Афганистана, которое не смогло предоставить сельским афганцам внятную альтернативу движению «Талибан». В свою очередь, успех теневой правительственной системы талибов подрывает попытки Кабула распространить свою власть на большую часть консервативной сельской местности Афганистана, усиливая лежащий в основе тупик между афганским правительством и повстанцами. Таким образом, концепция Дж.Мэттиса полностью обанкротилась, и его отставка, как главного ее лоббиста, выглядит вполне оправданно и логично. При этом нужда в американских военных, как противовесу демократам на внутриполитическом поле для Трампа стало второстепенным моментом.
Все это вынудило Вашингтон кардинальным образом пересмотреть свою тактику. Она на сегодня очевидно включает три основных момента.

  1. Начало осмысленных консультаций с пакистанцами с целью создания условий для наиболее безболезненного выхода США из Афганистана и выработки гарантий безопасности для представителей режима в Кабуле. При этом активно используются саудовские и эмиратские посредники. При этом отметим, что саудовцы начали активно работать над этим досье еще с сентября с.г. 25 сентября в Джидде состоялась встреча посланников президента Афганистана Ашрафа Гани с представителями талибов. Собственно нынешние консультации талибов с Халилзадом стали логическим продолжением именно этих переговоров. Основным медиатором этого процесса со стороны КСА является бывший глава Управления общей разведки (УОР) Турки аль-Фейсал, который занимался афганским досье в 1980-х и 1990-х годах и, кстати, даже завербовал в свое время для решения задач в этой сфере Джамаля Хашогги. Т.аль-Фейсал с сентября несколько раз посетил Исламабад, где встречался с руководством Межведомственной разведки Пакистана и рядом полевых командиров талибов.
  2. Сокращение американских сил до того минимума, который обеспечил бы Вашингтону контроль над основными городами до момента достижения общенационального компромисса в рамках разделения власти. Вывод сейчас половины всего контингента собственно об этом свидетельствует. При этом о реальности проведения каких-то серьезных наступательных операций против талибов говорить излишне. Окончательный отказ от такой варианта своих действий надо полагать еще одним моментом новой стратегии американцев.
  3. Это попытка реанимации Северного альянса, как основного компонента политического и военного сдерживания талибов в рамках создания новой системы баланса сдержек и противовесов. В этой связи американцы  активизировали свои контакты с оппозицией, сформированной вокруг «Джамиат-и-Ислами», которая являлась центральной опорой Северного альянса.

В этой связи интересен основной тезис, который Дж.Болтон неофициально положил в основу нынешней американской стратегии. Возникшая в результате относительного баланса противостоящих друг другу сил в Афганистане патовая ситуация, в которой глубокая связь талибов с сельскими социальными структурами страны играет ключевую роль, вряд ли будет преодолена только с помощью военной силы. Это делает переговоры единственной реальной альтернативой окончанию конфликта в краткосрочной перспективе. При этом фрагментарный характер движения «Талибан» осложнит шансы на успех в любых мирных переговорах, поскольку согласие всех группировок является необходимым условием для любой долгосрочной сделки.

52.27MB | MySQL:103 | 0,530sec