О причинах неудачи окончательного формирования правительства Ирака

Совет представителей (парламент) Ирака поддержал кандидатуры министров образования и по делам миграции в правительстве Аделя Абдель Махди, но отказал в доверии его претендентам на пост главы МВД и Минобороны страны. Об этом сообщил в понедельник 24 декабря телеканал «Ас-Сумария» со ссылкой на итоги голосования в парламенте. Так, новым министром образования стала Шайма Халиль аль-Хайяли, министром по делам миграции и перемещенных лиц — Нафаль Бахаа Муса. Вакантными остаются кресла министров обороны, внутренних дел и юстиции. Следующее заседание отложено до дальнейшего уведомления. Несмотря на критику со стороны парламентариев, Абдель Махди вновь предложил на пост главы МВД Фалеха аль-Файяда (экс-советник по вопросам безопасности в правительстве и один из руководителей шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби»), министра обороны — генерал-лейтенанта ВВС Фейсала аль-Джарбу. 2 октября избранный в парламенте президент Бархам Салих поручил Аделю Абдель Махди сформировать новый кабинет. Все это нам говорит только о накале страстей в рамках противостояния условно проиранских шиитских парламентариев с теми шиитскими силами, которые позиционируют себя, как национальную альтернативную силу. В данном случае мы имеем ввиду в первую очередь безусловно М.ас-Садра. Отметим также, что провал утверждения проиранских кандидатур во время нынешнего и предыдущих голосований в парламенте произошло даже после того, как Тегеран предпринял серьезные меры воздействия на Багдад. Командующий силами «Аль-Кудс» иранского КСИР Касем Сулеймани посетил Багдад 6 декабря для того, чтобы добиться назначения Фалеха аль-Файяда и Фейсала аль-Джарбы министрами внутренних дел и обороны Ирака. Ф.аль-Файяд, который был советником по национальной безопасности при правительстве во главе с Хайдером аль-Абади, является одним из главных координаторов проиранских шиитских ополченческих групп в Багдаде. Но все лоббисткие усилия К.Сулеймани, как мы видим, на сегодня пока результата не приносят, несмотря на то, что иранец действует очень жестко в рамках оказания давления на ту часть шиитских депутатов, которые на сегодня блокируются с М.ас-Садром. Свою позицию последний сформулировал еще в конце ноября. Один из лидер мусульман-шиитов Ирака имам Муктада ас-Садр призвал 27 ноября нового премьер-министра Аделя Абдель Махди ускорить процесс формирования правительства. «Предлагаю премьер-министру ускорить активизацию работы кабинета министров, оставив вакантными [кресла] министров внутренних дел и обороны», — написал он на своей странице в Твиттере. По мнению М.ас-Садра, ключевые ведомства в республике должны возглавить не связанные с политическими партиями лица, «освободившие Ирак от группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ)». «Наши соседи — наши друзья, а не наши хозяева», — добавил он, имея в виду, что решения по формированию кабинета должны приниматься в Багдаде, а не под давлением союзников. «Мы никогда не поддержим кандидатов на пост МВД и Минобороны, если они не независимые, — отметил лидер победившего на выборах в парламент блока «Саирун». — Это необходимо для сохранения независимости Ирака, так как решение должно идти изнутри, а не из вне». В настоящий момент функции глав Минобороны и МВД временно выполняет Адель Абдель Махди. На сессии 25 октября премьеру удалось утвердить 14 из 21 кандидатов на министерские должности. Голосование по оставшимся портфелям, в том числе Минобороны и МВД должно было состояться 6 ноября, но несколько раз переносилось. Эта позиция М.ас-Садра, который за счет этого «независимого курса» планирует провести на ведущие посты в силовом блоке лояльные себе фигуры (а в свое время именно иранцы выдавили из аппарата государственной безопасности большинство его назначенцев), безусловно на сегодня блокируется Ираном и соответственно иракским премьером. Премьер-министр Ирака Адель Абдель Махди не уйдет в отставку, какое бы давление на него не оказывалось в процессе формирования кабинета министров. Соответствующее заявление главы правительства распространила во вторник 4 декабря его пресс-служба. «Есть те, кто считает, что оказывая на меня давление, они смогут заставить подать в отставку. Это в корне неверно. Мы получили доверие Совета представителей (парламент), начали конструктивную и усердную работу в сфере услуг, экономики, управления, поддержки бедных слоев населения, укрепления национальной безопасности и независимости. Пока мы пользуемся доверием парламента, религиозных авторитетов и народа, мы будем последними, кто уйдет», — отметил он в обращении к спикеру парламента Мухаммеду аль-Халбуси. Особую пикантность ситуации придает и тот факт, что традиционно МВД страны возглавляет представитель шиитов, оборонное ведомство — представитель суннитов. И в этой связи иранцы обоснованно подозревают, что попытки М.ас-Садра продвинуть на пост министра обороны не лояльного им кандидата имеют помимо прочего и очень прозаичную причину. Они подозревают М.ас-Садра в тайном лоббировании интересов Эр-Рияда, что особенно стало очевидным после его визита в КСА в июле прошлого года. То есть, как раз в начале предвыборной кампании в иракский парламент. Тегеран безусловно отдает себе отчет в том, что Саудовская Аравия начинает трансформировать свою позицию в отношении шиитов Ирака, и противоречивому лидеру «Армии Махди» в этой комбинации отведена центральная роль.   В Эр-Рияде пытаются играть на шиитской площадке, явно стремясь не допустить создания на ней доминирующих консолидированных устойчивых блоков и объединений под безусловным контролем Тегерана. В общем-то это что-то новое в саудовской тактике, до этого КСА работало исключительно только по конфессиональному признаку, априори оставляя шиитские группы и ихлидеров за рамками своего внимания. В том же Ираке такие попытки установления контактов с суннитской общиной начались примерно два года назад, и тогда в Эр-Рияде пытались использовать каналы племенной дипломатии через проживающее на территории и КСА, и Ирака племенной группы шаммар. Эта группа имеет своих представительней в королевской семье Аль Сауд, в том числе мать короля Абдаллы была уроженка именно этого племени. Кстати, примерно тех же схем действий с упором именно на конфессиональное единство  придерживаются и иранцы, если не считать их заигрываний с курдами-суннитами или христианами в Ливане. Но факт остается фактом, Эр-Рияд начинает проявлять в этом вопросе известную гибкость, причем начать он решил с фигуры, мягко говоря, очень неоднозначной. Но в данном случае в его пользу работают очень сложные отношения М.ас-Садра с Тегераном и проиранскими фигурами в политической шиитской элите страны. Таким образом, суть происходящего в общем-то укладывается в простую цель: максимально разобщить шиитскую элиту Ирака, вывести часть ее из-под безусловного влияния Тегерана, используя принцип традиционного арабо-персидского противостояния. То есть сыграть на арабском национализме части шиитской элиты. Отметим, что во время визита М.ас-Садр встречался с кронпринцем и министром обороны КСА Мухаммедом бен Сальманом, и, судя по информации в прессе об этой встрече (конкретные договоренности естественно остались вне рамок СМИ), стороны остались очень довольны друг другом. По данным ряда экспертов, на встрече шла речь о финансировании КСА предвыборной кампании М.ас-Садра и его движения в рамках последних по времени парламентских выборов. Таким образом, саудовцы на сегодня сделали первый и очень важный шаг в рамках реализации своей новой тактики: они профинансировали предвыборную кампанию М.ас-Садра и обеспечили ему большинство в парламенте. Напомним итоги голосования.   Так, блок шиитского имама Муктады ас-Садра «Саирун» получил 54 места, партия сторонников бывшего премьер-министра Хейдара аль-Абади (блок «Наср») — 42 мест. Проиранская партия «Фатх» экс-министра транспорта и командира шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Хади аль-Амири — 47, «Аль-Ватания» вице-президента Айяда Алауи — 21 место и «Хикма» другого влиятельного лидера шиитов Аммара аль-Хакима — 19 мест. А если мы учтем, что саудовцы ровно таким же образом обработали и Аммара аль-Хакима, который в прошлом году под давлением среднего слоя функционеров  был снят Тегераном 24 июля с.г. с высшего поста крупнейшей шиитской партии Ирака «Высшего исламского совета Ирака» (ISCI), то становится понятным и неутешительные итоги нынешних попыток иранцев продвинуть в силовой блок своих людей. Таким образом, фиксируем, что на сегодня Эр-Рияду удалось решить задачу «номер один»: срыв намерений Тегерана сохранить в новом парламенте Ирака большинства за подконтрольными себе партиями и объединениями.
Что может в данном случае изменить ситуацию? Гипотетически, это обострение ситуации внутри Ирака в рамках ренесанса «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) после выхода американских сил из Сирии. На сегодня единственным барьером для минимизации такого сценария остаются все те же шиитские проиранские милиции. Напомним, что на сегодня они фактически в полном составе инкорпорированы в состав национальной армии Ирака, но на особых условиях. Этот процесс начался под давлением все того же К.Сулеймани еще два года назад, а закончен официально только практически перед самыми парламентскими выборами в мае с.г. На сегодня Народные мобилизационные силы или «Аль-Хашд аль-Шааби» являются официальной и неотъемлемой частью аппарата безопасности в Ираке, что дает иранцам безусловный солидный козырь в их борьбе с теми же саудовцами за влияние и говорит только о том, что архитектор этой политики в лице того же К.Сулеймани «зрил в корень». Эти силы включают в себя на сегодня около 100 000 человек и объединяют ряд формирований авторитетных иракских шиитских командиров. Таких как, Бадр Хади аль-Амери, Асаиб аль-Хак, Кайс аль-Хазали, командира иракской «Хизбаллы» Уатика аль-Баттата и др. При этом этот шиитский корпус подчиняется непосредственно премьер-министру, а не Министерству обороны, которое традиционно находится под суннитской ответственностью. Зарплата в этих военизированных формирований выше, чем у регулярной армии. Помимо этого в их рамках создана специальная разведывательная служба. В этой связи отметим, что попытки М.ас-Садра инкорпорироваться в эту структуру и даже возглавить ее, Тегерном были заблокированы в самом начале реализации этого проекта. И вот, пожалуй, этот момент можно назвать одной из основных причин возникновения резкого антагонизма лидера «Армии Махди» ко всей политике Ирана в Ираке, в том числе и по созданию иранцами явных альтернатив его монопольному влиянию на шиитскую общину страны. Практически с этого момента М.ас-Садр последовательно выступает против присутствия «Аль-Хашд аш-Шааби» в системе безопасности страны и трансформации этого движения в политическую партию, чем собственно очень грамотно воспользовались саудовцы. В январе он резко выступил против попыток формирования единой коалиции между «Аль-Хашд аш-Шааби» и партией тогдашнего премьер-министра Х.аль-Абади «Наср» («Победа») для участия в парламентских выборах. «Я удивлен тем, что сделал аль-Абади», — сказал он, назвав включение в состав блока народного ополчения («Аль-Хашд аш-Шааби») «отвратительной политической сделкой». Помимо этого политик высказался за разоружение неправительственных формирований и призвал исключить участие «Аль-Хашд аш-Шааби» в предстоящих выборах. В этой связи отметим самую главную причину недовольства М.ас-Садра: Тегеран в конечном счете решил и на этот раз не привлекать его к участию в коалиции, которая с большей долей вероятности должна была победить на предстоящих выборах.   В этой связи все предыдущие маневры М.ас-Садра, которые включали в себя поездки в Эр-Рияд в рамках достижения договоренности с саудовцами «о взаимодействии» (читай: в том числе и финансовой помощи, что беспрецедентно); одновременно направление своих эмиссаров в Бейрут в середине декабря для поддержания контактов с «Хизбаллой» с целью подготовки своих бойцов в тренировочных лагерях этой партии; а также соответствующей риторики по недопущению проиранских милиций к выборам и их разоружения, имели только одну цель — «не мытьем, так катаньем» задружиться с Тегераном в рамках сохранения своего влияния в сегментах исполнительной и законодательной власти. И Тегеран тогда на это не пошел, о чем возможно сейчас и жалеет. Но в данном случае победила линия К.Сулеймани. Создание партии «Аль-Хашд Аш-Шааби», на которую Тегерана не только делает ставку в рамках своего присутствия в Ираке, но и самым прямым и непосредственным образом финансирует и тренирует бойцов этого формирования, рассматривается им прежде всего как создание мощного конкурента на «шиитском поле» именно М.ас-Садру. Почему иранцы, несмотря на попытки достигнуть компромисса во время все тех же переговоров в Бейруте, все-таки отказались от идеи включать М.ас-Садра в будущую правящую коалицию? Прежде всего, потому что Х.аль-Абади и М.Садр, а также руководство «Аль-Хашд аш-Шааби» являются ярыми антагонистами, и каким-то образом сблизить их позиции у иранцев просто не вышло. В этой ситуации они приняли решение поддержать уже «устоявшегося» Абади под условие его блокирования с создаваемой ими в Ираке аналогом ливанской «Хизбаллы» в лице «Хашд Аш-Шааби». И это было их кардинальной ошибкой. М.аc-Садр сотрудничать с ней на предложенных Тегарном условиях не захотел, прекрасно понимая, что в случае реализации этого проекта ему уготована второстепенная роль. Абади в конечном счете согласился на такой вариант по ряду причин. Ему нужна поддержка иранцев накануне выборов, и это выбор был сделан им еще в период зачистки Киркука от курдской пешмерги, и вообще в связи с ролью Тегерана в вопросах блокирования и купирования итогов курдского референдума о независимости. Во многом благодаря иранцам удалось склонить Эрбиль к фактической сдаче итогов референдума и их уходу без боя из Киркука. Таким образом, если брать за основу ливанский прецедент, то М-ас-Садру в нем была условно подготовлена участь Н.Берри с его альтернативным от «Хизбаллы» движением «Амаль». Пока же эта схема действий иранцев откровенно буксует, М.ас-Садр имеет серьезные лидерские амбиции и роль второстепенного партнера в создаваемом по эгидой иранцев шиитско-суннитском блоке его не устраивает. И на фоне эконмических проблем и саудовских денег он сумел самым серьезным образом эти планы Тегарана сорвать.
Повторим, что в этой ситуации на фоне вывода американцев из Сирии возможное обострение ситуации в Ираке может дать иранцам шанс эту ситуацию скорректировать. Прежде всего в рамках купирвоания возможной активизации суннитского ИГ. Власти Ирака примут все необходимые меры для защиты своей государственной границы после выхода американских военных из Сирии. Об этом заявил премьер-министр Ирака Адель Абдель Махди. По словам премьера, «Ирак поддерживает дружеские отношения с соседними государствами, в том числе с Сирией». «Мы примем все меры для противостояния любой угрозе, которая возникнет вследствие выхода американских сил из Сирии, так как это решение напрямую отразится на Ираке», — цитирует политика телеканал «Ас-Сумария». «Ирак — независимое государство, мы не получали никаких обращений относительно отправки [войск] после вывода американцев из Сирии», — подчеркнул он, комментируя поступавшую ранее информацию о якобы достигнутой между Багдадом и Вашингтоном договоренности о переброске иракских военных на 70 км вглубь Сирии. Сейчас на границе стоят именно шииты из «Аль-Хашд аш-Шааби», и проводить операцию по блокированию возможного перетока сторонников ИГ из Сирии в Ирак и обратно будут именно они. А все предпосылки для такого оживления существуют. Безусловно, что сунниты воспользуются выходом американцев для того, чтобы укрепить свои позиции в том же Дейр эз-Зоре и на сирийско-иракской границе. Такой же сценарий считают наиболее реальным и европейские союзники американцев. Вывод американских войск из Сирии даст передышку террористической группировке «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), это решение является преждевременным. Об этом, как передает агентство Ритцау, заявил министр обороны Дании Клаус Йорт Фредериксен. «Мы так же ушли из Ирака после второй войны в Персидском заливе, заявив о победе, но это только дало возможность [противнику] спокойно организоваться. Сейчас ИГ получит передышку и, возможно, перегруппируется и вернется назад. Я думаю, что это слишком преждевременно уходить из Сирии. В Ираке и Сирии постоянно находятся 30 тысяч бойцов ИГ, из которых 5 тысяч — приехавшие из Европы, так что борьба изменила только свой характер», — сказал министр. Он также выразил озабоченность судьбой курдов в регионе. «Они были практически бесценны в борьбе с ИГ, и мы знаем, что у них много врагов со всех сторон», — пояснил глава Минобороны Дании. Той же точки зрения придерживаются в Париже и Берлине. Но в любом случае основной военной силой в Ираке на фоне очевидной дезорганизации курдов после такого удара в спину и их концентрации на противостоянии теперь уже фактически автоматической экспансии протурецких группировок в Сирии остаются проиранские шиитские формирования в Ираке. И этот момент вновь возвращает ситуацию на три года назад, когда безусловная угроза суннитского военного доминирования сподвигло все шиитские силы страны к объединению при безусловном иранском кураторстве. Рискнем предположить, что в конечном счете Тегаран дожмет ситуацию при голосовании в парламенте по кандидатурам министра обороны и главы МВД в свою пользу. Хотя и сейчас подконтрольный им премьер фактически управляет этими ведомствами, но сам факт того, что им «брошена перчатка», будет вынуждать Тегеран доводить эту ситуацию до логического конца.

52.28MB | MySQL:103 | 0,459sec