О новой израильской партии «Хосен ле-Исраэль»

В пятницу, буквально через сутки после того, как бывший начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-майор запаса Бени (Биньямин) Ганц зарегистрировал новую партию «Хосен ле-Исраэль» («Сила для Израиля» — иврит), он обнародовал устав своей партии. На политическом горизонте Израиля практически перед каждыми выборами в Кнессет появляются новые партии. Большинство из них не преодолевает электорального барьера, исчезают и быстро забываются. Поэтому израильтяне привыкли относиться к новым партиям достаточно скептично. Однако с партией Бени Ганца ситуация принципиально иная. Все без исключения опросы общественного мнения, проводившиеся после его заявления о приходе в большую политику, предсказывают, что его приход в израильскую политику способен заметно повлиять на нее.

Так, согласно данным опросов, если бы Бени Ганц присоединился к левому парламентскому блоку «Сионистский лагерь» и возглавил бы его в место его нынешнего лидера Ави Габая, то этот «Сионистский лагерь», которому все опросы упорно предсказывают на предстоящих выборах электоральную катастрофу, получила бы более 20 мандатов (всего в Кнессете 120 депутатов), став второй фракцией в Кнессете после возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой партии Ликуд. Если бы Бени Ганц присоединился к возглавляемой депутатом Кнессета Яиром Лапидом центристской партии «Еш атид», то, согласно данных опросов, эта партия тоже получила бы более 20 мандатов и уступала бы только Ликуду.

В случае, если Бени Ганц пойдет на выборы во главе новой, возглавляемой им партии, опросы предсказывают, что эта партия станет второй по величине фракцией после Ликуда в Кнессете следующего созыва. Правда, 20 мандатов она бы не набрала, зато, нанесла бы тяжелейший электоральный ущерб партии «Еш атид», так и «Сионистскому лагерю». И именно этот вариант выбрал Бени Ганц, зарегистрировав партию «Хосен ле-Исраэль».

Возвращаясь к уставу новой партии, надо сказать, что речь идет всего о четырех технических пунктах, на основе которых должна действовать эта партия. Среди прочего в уставе сказано, что первый председатель партии, то есть Бени Ганц, будет назначен на этот пост на срок 5 лет, а после этого он сможет оставаться на этом посту на три каденции подряд или на 8 лет – в зависимости от того, что продлится дольше.

Далее: партия «Хосен ле-Исраэль» будет действовать по системе, при которой ее председатель, то есть Бени Ганц, единолично будет назначать кандидатов от партии в Кнессет и их места в партийном списке. Правда, предполагается, что при этом он будет советоваться с руководством партии, однако кто будет формировать это руководство пока не ясно. Помимо этого, председателю партии предоставляется уставом право единолично принимать решения относительно присоединения партии к правящей коалиции или относительно состава правящей коалиции в случае, если президент поручает формировать коалицию ему. И, наконец, председатель партии имеет право единолично решать, кто будет министрами и заместителями министра от партии «Хосен ле-Исраэль» и какими именно министрами и заместителями министрами, если партия войдет в состав правящей коалиции или сформирует ее.

Таким образом, назвать устав новой партии демократическим никак нельзя. Для сравнения – в Ликуде список партии в Кнессет формируется в результате внутрипартийных выборов, «праймериз», в которых имеют право принять участие все члены партии. Первое место при этом забронировано за председателем Ликуда, который в свою очередь тоже избирается и теоретически может быть смещен.

Пока еще не ясно, кто именно будет входить в предвыборный список  партии «Хосен ле-Исраэль». Согласно оценкам комментаторов израильских СМИ, Бени Ганц ведет сейчас переговоры с другим бывшим начальником Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковником запаса Моше Яалоном, который в 2013-2016 гг. был министром обороны от возглавляемой премьер-министром Биньямина Нетаньяху партии Ликуд, а затем ушел в отставку и вышел из состава Ликуда, заявив о своем намерении не уходить из большой политики.

Насколько известно, отношения между Бени Ганцем и Моше Яалоном прекрасные еще со времен их совместной службы в армии, а также с того периода, когда Моше Яалон был министром обороны, а Бени Ганц – начальником Генерального штаба. Их объединение может иметь заметные политические последствия. В таком случае партию «Хосен ле-Исраэль» никак нельзя будет отнести к левым партиям, потому что Моше Яалон не воспринимается в качестве левого политика и сам себя таковым не считает. В этом контексте уместно упомянуть о том, что Биньямин Нетаньяху заявил сразу же после того, как стало известно, что Бени Ганц зарегистрировал свою партию, что он «не вмешивается в то, как левые распределяют между собой свои мандаты».

Подавляющее большинство людей, подписавших вместе с Бени Ганцем бланки о регистрации новой партии, это рядовые, практически никому не известные граждане. Пожалуй, единственным исключением является бывший чемпион Израиля по плаванию Иоав Брук, который после окончания свое спортивной карьеры создал компанию «Иста Спорт», специализирующуюся на спортивном туризме по всему миру. Очевидно, что никаких конкурентов и оппонентов у Бени Ганца в его новой партии не будет. Во всяком случае, на первом этапе.

Согласно официальным документам, в качестве своих задача новая партии видит «дальнейшее укрепление Государства Израиль в качестве еврейского и демократического государства в свете сионистского видения в том виде, в котором оно нашло свое выражение в Декларации Независимости», а при этом предполагается, что она будет вносить «изменения в национальный порядок предпочтений по следующим вопросам: образование, развитие национальных инфраструктур, сельское хозяйство, судебная система, внутренняя безопасность, политика в сфере благосостояния, мира и безопасности». Формулировка достаточно расплывчатая.

Складывается впечатление, что как Бени Ганц, так и Моше Яалон в определенном смысле являются представителями старой израильской левой элиты, теми, кого называли «мапайниками». В том виде, как эта элиты существовала до Норвежских соглашений. По израильским понятиям (то есть, в смысле отношения к арабо-израильскому конфликту) они были не только неизмеримо правее нынешнего «Сионистского лагеря», теоретически являющегося наследником исторической партии МАПАЙ, но и вполне могли конкурировать в данном отношении с нынешним Ликудом,  Вполне возможно, что после выборов «Хосен ле-Исраэль» станет партнером Ликуда по правящей коалиции.

62.81MB | MySQL:102 | 0,498sec