К вопросу о заявлениях США о выходе из Сирии и о реакции на них в Турции. Часть 8

19 декабря 2018 г. руководство США выступило с рядом знаковых инициатив, в числе которых прозвучавшее от Государственного департамента предложение продать Турции систему ПВО The Patriot стоимостью в 3,5 млрд долл., а также заявление президента Д. Трампа о немедленном выводе американских солдат из Сирии.

Одной из характерных публикаций этих дней стало интервью во влиятельной газете «Хюрриет», данное известным политологом, профессором кафедры международных отношений Университета Бильги Ильтером Тураном. В заголовок этого интервью было вынесено «Трамп может поменять свое решение». Завершаем обзор этого интервью.

Напомним, что одним из немаловажных вопросов, поднятых турецким экспертом стала тема того, что случится с оружием, поставленным в большом количестве американцами в регион. Будет ли оно вывезено вместе с выводом американских военнослужащих? – Ответа на этот вопрос пока нет.

Следующим вопросом, который был задан турецкому эксперту стал – может ли другая страна занять место, которое сейчас освобождают США? На что И.Туран отметил, что не считает это столь уж легким, потому что «против нас – оружие американского производства», которое поставлялось по территории Ирака. Те страны, которые захотят занять место США в регионе, если забыть про СНС, будут испытывать сложности с поставками оружия и боеприпасов в регион.

Как отметил турецкий эксперт, курды в прошлом сотрудничали как с Советским Союзом, так и с США, но никогда они не добивались того, что хотели, и неизменно испытывали чувство «преданных». Здесь, по словам И.Турана, речь может идти не «об ударе американцами в спину», а о том, что курды просто неправильно оценили ситуацию и преувеличили свою важность в глазах американцев. Ни одна из стран, которая использует какую-либо силу в своих интересах, не позволит того, чтобы возникала обратная ситуация – то есть, сила начала бы использовать страну.

Далее интервьюер поинтересовался у И.Турана слухами о том, что американцы выходят с восточного берега р. Евфрат, а сирийские курды будут теперь договариваться с режимом в Дамаске. Здесь турецкий эксперт отметил, что, конечно же, ничего невозможного не бывает, однако, у Дамаска нет причин доверять силе, которая потратила столько энергии на создание собственного государства и настолько тесно сотрудничала в этом смысле с американцами.

Впрочем, исходя из тактических соображений, Дамаск может пойти на сделку. В конце концов, как заявили СНС, они отказались от того, чтобы требовать федерального государства. В целом, ситуация характеризуется крайней противоречивостью. Каждый игрок может заключать временные альянсы с другими участниками. Здесь И.Туран отметил, что считает полезным, чтобы Турция перешла, наконец, от опосредованных переговоров с Дамаском, которые в настоящее время ведутся через Россию и Иран, к прямым переговорам (разумеется, турки видят, что легитимность Дамаска начинает вновь признаваться как в западном мире, так и в арабских странах: накануне в турецких новостях был сюжет о том, что ОАЭ вновь открывают свое посольство в Дамаске; голоса в поддержку прямого диалога Анкара – Дамаск раздаются в Турции все чащи и чаще – В.К.).

У сирийского конфликта есть ещё одно измерение – израильское. Как отметил И.Туран, Израиль обеспокоен решением, принятым со стороны США. Прежде всего, потому, что оно может означать изменение подхода США к Ирану, неуклонно развивающему свой ядерный потенциал. В последнее время Израилю удалось расширить свои отношения со странами Залива в рамках совместной борьбы с Ираном. Разумеется, тот факт, что из игры может выйти один из самых влиятельных участников (США – В.К.), Израиль не может не обеспокоить. И.Туран выразил уверенность в том, что сейчас в дело должно вступить израильское лобби в США.

Может ли наблюдаться сближение между Турцией и Израилем? – Как отметил И.Туран, между Турцией и Ираном наблюдаются как партнёрские отношения, так и конкуренция. Поскольку Турция не хочет того, чтобы иранское влияние распространялось бы на Запад, в сторону Средиземного моря. Так что, возникает почва для сотрудничества (Турции) со странами, которые также в этом не заинтересованы. Однако, с Израилем у Турции по ряду вопросов продолжаются серьезные разногласия, которые осложняют возможность «дружбы и сотрудничества».

Завершая интервью у И.Турана было спрошено, можно ли расценивать произошедшее в качестве дипломатической победы Турции? – На что турецкий эксперт ответил, что у Турции появилась возможность ведения борьбы (в Северной Сирии) без риска столкновения с американскими солдатами. Это можно квалифицировать в качестве «успеха». Однако, как подчеркнул И. Туран, «мы до сих пор не знаем, что на переговорах хотели (американцы взамен – В.К.) от самой Турции», оттого сложно определить «вес» этого «успеха» и стоимость того, во что он, в итоге, Турции обошелся.

 

52.29MB | MySQL:103 | 0,481sec