О докладе Фонда «Азия» об Афганистане. Экономика, демография, статистика и социальные аспекты. Часть 9

В предыдущих Частях был проведен глубокий анализ экономических и социальных аспектов современного Афганистана, фигурирующих в докладе Фонда «Азия». Перейдем к вопросам политической системы и выборов. Далее в докладе идет анализ отношения широких общественных кругов в Афганистане на деятельность религиозных деятелей, мулл, имамов, маулави, суфиев и т.д. Так, жителям страны задавался вопрос: «Как вы относитесь к вовлеченности в политические процессы и в политику в целом религиозных деятелей?» Поддержка вовлечения религиозных лидеров в политику в этом году несколько ниже (60,2%), чем она была в 2017 году (61,6%), но практически такая же, какой была в 2006 году (60,6%). Тогда этот вопрос был задан впервые. Однако серьезных изменений не наблюдается. В целом, население относится к религиозным деятелям с большим пиететом и уважением. Как и в предыдущие годы с 2006 года, мужчины-респонденты (63,8%) чаще говорят, что религиозные лидеры должны быть вовлечены в политику. Между тем, у женщин этот показатель приближается к 56,6%. Наибольшую поддержку мулам выражают сельские респонденты (61,3%). К слову, именно они чаще всех с ними соприкасаются. Выражают наибольшую поддержку смешиванию религии и политики на юго-западе (68,8%), северо-востоке (68,5%) и юго-востоке (61,0%). По этнической принадлежности, пуштуны в большей степени склонны поддерживать религиозных деятелей и их влияние на политику (65,0%). Далее следуют узбеки (64,3%), таджики (58,1%) и хазарейцы (49,8%). Никаких существенных различия в связи с уровнем образования Фонд «Азия» не зафиксировал. Здесь следует, однако, сделать паузу и проанализировать некоторые аспекты. Вполне понятно, что наибольший уровень религиозность фиксируется среди пуштунов. Это вполне ожидаемо и с антропологической точки зрения оправдано и понятно. Наименьшее влияние муллы имеют на хазарейцев, которые ко всему прочему в основе своей исповедуют ислам шиитского толка. Во-первых, это связано с их уровнем образования. Это наиболее образованный этнос в современном Афганистане. Если зайти в Кабульский университет, да и почти в любой другой крупный вуз в стране, то чаще всего можно будет встретить хазарейцев. В этом смысле вывод авторов доклада не вполне оправданный. Уровень образования все-таки имеет определенное влияние на религиозность и доверие к муллам. Во-вторых, хазарейцы – шииты. На афганской территории шиитские улемы не имеют такого влияние, как, скажем, в Ираке или Иране. Общественный и социально-политический строй у этого афганского этноса устроен совершенно по-другому. В-третьих, в последние годы в хазарейской среде образовалась большая группа светских политиков и деятелей. Сегодня афганские эксперты говорят о целой страте светских хазарейцев. Это в том числе связано с попыткой определенных сил снизить влияние Исламской Республики Иран на этот этнос.  Удовлетворенность афганцев демократией возросла с 57,0% в 2017 году до 61,4%. Однако нельзя быть полностью оптимистичным, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, этот показатель крайне низок по сравнению с высоким уровнем удовлетворенности демократией, зафиксированным на последних выборах в 2014 году (73,1%). Удовлетворенность афганцев демократией значительно снизилась с тех пор, возможно, из-за политического тупика и многочисленных и громких обвинений в мошенничестве на выборах после. Во-вторых, эксперты считают, что неспособность политической системы Афганистана и правительства в частности провести прозрачные выборы может привести к дальнейшему политическому кризису. В то же время отмечается, что небольшое увеличение удовлетворенности демократией может не быть устойчивым. Женщины (66,2%) значительно чаще сообщают об удовлетворенности демократией, чем мужчины (56,6%). Существует небольшая разница между сельскими и городскими респондентами (62,3% и 58,9%). Респонденты в Центральном (Хазараджат) (75,8%), востоке (74,2%) сообщают о самом высоком уровне удовлетворенности, тогда как респонденты в центральном (Кабул) (54,9%) и северо-западе (58,4%) — о самом низком. Странно, но пуштуны (64,2%) чаще выражают удовлетворение демократией, чем таджики (61,1%), хазарейцы (59,2%) и узбеки (53,5%). Респонденты в Пактике (85,8%), Кунаре (83,7%) и Дайкунди (81,4%) чаще заявляют о своей удовлетворенности, в то время как в Панджшире (26,0%), Забуле (33,0%) и Фарьябе (37,3%) сообщают о больших сомнениях. Те, кто говорят, что религия и политика не должны смешиваться, с большей вероятностью сообщают об удовлетворенности демократией (65,0%), чем те, кто говорит, что они должны идти бок о бок (59,8%). Статус занятости также, по-видимому, имеет значительную положительную корреляцию с удовлетворением демократия. Респонденты, которые говорят, что их возможности трудоустройства улучшились за последние 12 месяцев, значительно чаще говорят, что довольны демократией. Помимо доверия к государственным учреждениям, предполагается удовлетворение качеством государственных услуг. Кроме того, определенная категория респондентов (65,7%) заявляют о том, что у них улучшился доступ к электричеству, и они же заявляют о своем удовлетворении  (59,2%).

 

52.24MB | MySQL:103 | 0,542sec