Ситуация в Ливане: ноябрь 2018 г.

Политическая ситуация в Ливане в ноябре 2018 года характеризовалась нестабильностью, связанной с продолжающимся правительственным кризисом. Формирование кабинета министров вновь откладывалось, что имело негативные последствия для социально-экономического положения в стране. В частности нерешенность вопроса с правительством откладывало предоставление Ливану льготных кредитов, предусмотренных на апрельском заседании Парижского клуба CEDRE, а также проведение необходимых социально-экономических реформ. «Каждая минута задержки формирования правительства стоит нам очень дорого», — подчеркнул президент Ливана Мишель Аун.

Важным препятствием на пути формирования нового правительства страны в ноябре с.г. стало появление группы «независимых суннитов», требующих для себя министерского поста в новом правительстве. Независимые сунниты представляют собой депутатов ливанского парламента, находящихся в оппозиции к движению «Мустакбаль» Саада Харири и связанных с Коалицией 8 марта, в которой первую скрипку играет движение «Хизбалла». В данную фракцию входят шесть депутатов-суннитов просирийской направленности, не входящие в состав движения «Мустакбаль» Саада Харири: Фейсал Караме, Абдель Рахим Мрад, Валид Суккарие, Касем Хашем, Джихад ас-Самад и Аднан Траблуси. Все они в разное время были близки к движению «Хизбалла». В настоящее время эти депутаты требуют для своей фракции одно министерское место на основании того, что, согласно ливанской конституции, пять депутатов могут выдвинуть своего кандидата в министры. Наиболее влиятельными членами данной группы являются бывший министр обороны Абдель Рахим Мрад и депутат от Триполи Фейсал Караме, представляющий старую политическую династию Ливана.

1 ноября руководство движения «Хизбалла» обратилось к исполняющему обязанности премьер-министра Ливана Сааду Харири с призывом взаимодействовать с независимыми суннитскими депутатами путем диалога, а не высокомерия, настаивая на том, что эта фракция должна быть представлена в новом правительстве одним министром. Представитель «Хизбаллы» в интервью ливанской телекомпании LBCI заявил: «Наша партия хочет, чтобы Харири вел переговоры с независимыми суннитами, а не относился к ним с презрением». Он подчеркнул, что независимые сунниты являются самостоятельным блоком и не находятся в подчинении у кого-либо. По его словам, «Хизбалла» настаивает на том, чтобы один суннитских оппозиционеров получил пост в новом правительстве.

Развитие правительственного кризиса в Ливане привлекало пристальное внимание иностранных дипломатов, работающих в этой стране. 2 ноября президент республики Мишель Аун принял посла Франции в этой стране Бруно Фуше, который заверил президента в том, что «Франция будет оказывать поддержку Ливану до тех пор, пока тот не преодолеет все стоящие перед ним вызовы». Беседа была посвящена внутриполитическим и внешнеполитическим проблемам Ливана, а также двусторонним отношениям. Обсуждался предстоящий в феврале 2019 года визит президента Франции Э.Макрона в Ливан. 2 ноября новый посол Ирана в Бейруте Мохаммад Джалал Фирузния встретился и провел переговоры с лидером партии «Марада» Сулейманом Франжье. Посол ИРИ выразил надежду на скорейшее формирование правительства в Ливане.

4 ноября патриарх маронитской церкви Бутрос Бешара аль-Раи вынес предостережение о  том, что «политический кризис в Ливане парализует государственные институты и ведет к усугубляющемся экономическому и социальному кризису». По его мнению, кризис вызван «помраченными сознаниями, ограниченными личными, партийными или конфессиональными интересами, а также лояльностью перед иностранными державами». «Все политики Ливана практикуют это в ущерб правовому государству и его институтам. В конце концов это выражается в неспособности сформировать правительство спустя полгода после парламентских выборов», — добавил патриарх.

10 ноября, выступая на телевизионном канале «Аль-Манар», лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла подтвердил требование о выделении министерского портфеля представителю независимых суннитов.  По его словам, все официальные лица Ливана, включая президента Мишеля Ауна и спикера парламента Набиха Берри поддержали выделение портфеля для суннитов, близких к Коалиции 8 марта, а исполняющий обязанности премьера Саад Харири на это не согласился. «Ливан не нуждается более чем в 8 или 10 министрах, чтобы были представлены все партии, но почему-то у нас их 30. Тогда почему бы не сформировать правительство из 32 министров, чтобы независимые сунниты также получили представительство», — констатировал Хасан Насралла. Насралла подчеркнул: «Мы никогда не требовали выделения поста для независимых суннитов из президентской доли. Мы всегда настаивали на том, чтобы этот портфель был выделен из доли премьер-министра Саада Харири». Лидер движения «Хизбалла» заявил о том, что отношения его партии с президентом Мишелем Ауном остаются нерушимыми, имеют союзнический характер, и не могут быть поколеблены суннитским препятствием. Хасан Насралла выступил с критикой лидера ПСП Валида Джумблата, обвинившего «Хизбаллу» в обструкции создания правительства. «Джумблат саботировал создание нового правительства в течение четырех месяцев, и не имеет права говорить об обструкции с нашей стороны», — подчеркнул он.

13 ноября и.о. премьер-министра Ливана Саад Харири выступил с речью, в которой назвал себя «отцом всех суннитов», а также заявил, что «Хизбалла» не имеет права диктовать ему, кого нужно включать в правительство. «Есть силы, которые не хотят создания нового правительства и укрепления государственных институтов. Они ставят сектантские интересы выше общенациональных», — отметил Харири.  По словам Саада Харири, «Существует решение движения «Хизбалла» блокировать создание правительства. Это решение является оскорблением для президента Мишеля Ауна и всех ливанцев, не только для Харири». Обращаясь к руководству «Хизбаллы», Харири сказал: «Вы не имеете права говорить о том, что мы монополизируем представительство своей религиозной общины в то время как вы монополизируете представительство своей». «Харири невозможно победить, несмотря на все их попытки, продолжающиеся в течение 13 лет», — заключил премьер-министр. Лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа и бывший премьер-министр Ливана Наджиб Микати похвалили Харири за данную речь, отметив, что его формулировки верны по форме и по существу.

14 ноября в Ливане состоялось историческое событие – примирение между влиятельными христианскими (маронитскими) семьями Франжье и Джаджаа. Конфликт между ними продолжался на протяжении 40 лет, после резни в Эхдене в конце 1978 года. В ходе массового убийства погибли отец Сулеймана Франжье Тони Франжье, его мать и трехлетняя сестра. В убийстве долгое время обвинялся Самир Джаджаа, в то время полевой командир боевиков партии «Катаиб» на севере Ливана. Примирение было подготовлено и прошло при посредничестве патриарха маронитской церкви Бутроса Бешары аль-Раи. Церемония встречи двух христианских политических лидеров проходила в резиденции патриарха в Бкирки.

18 ноября было объявлено об инициативе лидера СПД и министра иностранных дел Джебрана Басиля по преодолению правительственного кризиса. Суть проекта Басиля состояла в предоставлении суннитской общине шестого министерского поста за счет президентской доли в кабинете министров. При этом данный пост будет предоставлен сунниту-центристу, не входящему ни в движение «Мустакбаль», ни в коалицию с движением «Хизбалла».

В сфере внешней политики внимание многих ливанцев было приковано в ноябре к делу бывшего президента концерна «Ниссан» Карлоса Госна. Карлос Госн, уроженец Бразилии ливанского происхождения, гражданин Бразилии и Ливана, в течение нескольких лет руководил этой крупной японской автомобилестроительной компанией. 16 ноября он был задержан японскими правоохранительными органами по обвинению в растратах и нецелевом использовании средств. В Ливане К.Госн проявил себя как щедрый меценат. В частности, он был одним из спонсоров Американского Университета в Бейруте. Министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль предложил оказать Госну правовую помощь через ливанское посольство в Токио.

7 ноября депутат парламента Ливана и лидер блока «Демократическое собрание», где первую скрипку играет ПСП, Теймур Джумблат побывал в Москве, где встретился со спецпредставителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку Михаилом Богдановым. Речь на переговорах шла о защите друзского меньшинства на территории САР. Представителя известной ливанской политической династии сопровождали депутат парламента Ливана Ваэль Абу Фаур и член руководства ПСП Халим Бу Фахреддин.

30 ноября американский портал бульварных новостей Page Six сообщил о романе дочери Дональда Трампа Тиффани с наследником миллиардного состояния Мишелем Булосом. Мишель Булос является гражданином Великобритании ливанского происхождения. Ухажер дочери  Трампа является сыном Массада Булоса, долгое время жившего в Нигерии прежде чем переехать в Лондон. М.Булос возглавляет компании Boulos Enterprises и SCOA Nigeria, располагающими большими капиталами и ведущими активную деятельность в сферах оптовой торговли, строительства и автомобильной промышленности. На выборах 2018 года в Ливане Массад Булос выставил свою кандидатуру, но в парламент не прошел.

52.28MB | MySQL:103 | 0,469sec