О внутри- и внешнеполитических факторах, влияющих на ситуацию в Судане

Президент Судана Омар аль-Башир подписал указ о формировании государственной комиссии по расследованию причин массовых антиправительственных акций, прошедших в последние недели в нескольких крупнейших городах страны. Об этом во вторник 1 января сообщил телеканал «Аль-Арабия». По указанию суданского президента госкомиссию возглавил министр юстиции Судана Мухаммед Ахмед Салим. Распоряжение суданского президента о создании специальной комиссии последовало после новой мощной акции протеста в столице страны, Хартуме, проведенной в понедельник по призыву нескольких оппозиционных организаций. Тысячи манифестантов намеревались пройти к президентскому дворцу и передать петицию с требованием об отставке нынешнего кабинета министров. Для разгона демонстрации силы безопасности применили гранаты со слезоточивым газом и пытались рассеять толпу выстрелами в воздух. По данным оппозиции, в результате отдельных стычек пострадали десятки человек, один участник протестной акции скончался от полученных ранений. При этом сам президент Судана Омар аль-Башир был вынужден покинуть мечеть в ходе пятничной молитвы после того, как верующие начали скандировать лозунги, призывающие к смене власти — 28 декабря по всей стране продолжались демонстрации против «затянувшегося» правления президента и неэффективной экономической политики. На видео из мечети Саиды Санхури в Хартуме, где присутствовал президент, некоторые верующие скандируют «Башир уходи!», после чего охрана лидера Судана быстро вывела его из здания. Вслед за событиями в Хартуме О.аль-Башир выступил с призывом к «серьезному диалогу», который, по его словам, «является единственным возможным средством преодоления разногласий». Президент Судана обещал «повысить зарплаты и оказать реальную поддержку социально незащищенным слоям населения». Кроме того О.аль-Башир гарантировал «проведение в 2020 году свободных и прозрачных выборов». При этом он призвал оппозицию к «единству и прекращению насилия ради сохранения социальной стабильности в обществе». Массовые волнения начались в Судане 19 декабря и охватили около 30 городов, включая столицу. Основной причиной протестов стало недовольство жителей значительным повышением цен на топливо, хлеб и муку, а также острым дефицитом основных продуктов питания. В охваченных волнениями городах люди поджигали офисы правящей Партии национальный конгресс ПНК), требовали отставки президента и правительства. Нынешний кризис называют самым серьезным, с которым лидер Судана О.аль-Башир столкнулся с 1989 года, когда он вступил на президентский пост. В последние месяцы он распустил правительство, назначил нового главу Центрального банка и принял пакет реформ, однако к заметным улучшениям это не привело — еще в январе правительство сократило субсидии, в результате чего цены на продукты питания выросли на 50%, экономика Судана борется с инфляцией, которая достигла 68,64% в сентябре и октябре, из-за чего суданцы столкнулись с высокими расходами на жизнь. Протесты в Судане были вызваны решением правительства о повышении цен на хлеб с одного суданского фунта (0,02 доллара США) до трех суданских фунтов (0,063 доллара США) — об этом власти страны заявили 19 декабря, после чего и вспыхнули массовые протесты. В целом, цены на продукты питания выросли с начала нынешнего года после того, как правительство прекратило дотируемый из бюджета импорт пшеницы. По официальным данным, приведенным министром связи, технологий и информации Судана Башара Джумаа Уру, за время протестов погибли 19 человек, в том числе двое сотрудников служб безопасности. По сведениям оппозиции, жертвами столкновений манифестантов с полицией стали не менее 22 суданцев. Другие источники называют цифру от 37 до 40 человек, убитых в ходе нынешних волнений, но более оправданной все-таки выглядит цифра жертв, близкая к официальным данным. Если еще точнее — 19 человек погибли, включая 2 сотрудников сил безопасности. Порядка 219 человек с двух сторон получили ранения. При всем этом накале пока очевидно только то, что власти не идут на какой-то весомый компромисс с оппозицией, а последняя продолжает не только стимулировать продолжение протестов, но и стремится создать на этом фоне некий единый блок. То есть, пока Хартум держит прежнюю линию поведения, что, в принципе, вытекает просто из логики суданской (да и вообще общеарабской) политики: любые уступки трактуются противоположной стороной, как проявление слабости, что ведет только к ужесточению своих требований, которые очень плавно переходят из череды чисто экономических в разряд политических. А это уже в Судане произошло: в общий первоначальный фон чисто экономических требований все более активно входят требования о трансформации существующего режима. Правящая ПНК во вторник отклонила призывы ряда политических сил, принявших участие в национальном диалоге, к президенту Омару аль-Баширу уйти в отставку, заявив, что это требование является выходом из национального консенсуса, достигнутого в конце конференции по диалогу, состоявшейся в октябре 2016 года. Кроме того, оппозиционные группы внутри и за пределами Судана подписали Совместную декларацию, призывающую к свержению режима О.аль-Башира. В ответ на общенациональные демонстрации с призывом к президенту О.аль-Баширу покинуть страну около 22 политических групп, участвующих в правительстве национального консенсуса, отозвали своих представителей в правительстве или законодательных органах и направили президенту меморандум с просьбой передать полномочия коллегиальному президентскому совету под названием Совет по суверенитету. На пресс-конференции, состоявшейся во вторник 1 января, они также призвали сформировать переходное правительство, состоящее главным образом из технократов и специалистов, для урегулирования экономического кризиса и нормализации отношений Судана с регионом и международным сообществом. Кроме того, это правительство обсудит вопрос о мире с повстанческими группами и подготовится к всеобщим выборам. Политические оппозиционные силы (а это прежде всего, Профессиональная ассоциация Судана (условно профсоюзы), Альянс за национальный консенсус, «Суданский призыв» (самая непримирим и неструктурированная политическая оппозиция, состоящая из гремучей смеси вооруженного сопротивления в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле) и Юнионистская демократическая партия) призывали не к смене режима, а к мирному переходу в стране, и предложили распустить нынешний парламент и назначить консенсусную переходную ассамблею в составе 100 членов. При этом оппозиционные силы вновь заявили о своей приверженности исключительно мирным средствам достижения цели по смене режима. Вот такой дуализм. По предложению оппозиции, переходное технократическое правительство должно будет действовать в течение четырех лет, в течение которых оно проведет конституционную конференцию в рамках прекращения конфликтов и проведения переговоров о мерах безопасности с вооруженными группами. При этом последнее требование является лейтмотивом условий вооруженных групп в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле. В этом же контексте надо рассматривать тезисы декларации, в которых говорится о необходимости устранения коренных причин суданского кризиса, репатриации перемещенных лиц и беженцев в районы их происхождения, выплаты им финансовой компенсации и возвращения захваченных ими земель. Кроме того, в декларации подчеркивается необходимость пересмотра принципов организации армии и службы безопасности, а также гражданской службы таким образом, чтобы положить конец контролю ПНК над этими учреждениями. Эти требования в сумме и являются программой по смене режима, и ничем иным. Даже несмотря на весь сопутствующий политический камуфляж. Чтобы дать понять, что они не хотят смены режима, а хотят политических реформ, подписавшие соглашение стороны предложили переходному правительству принять дорожную карту Африканского союза по установлению мира в Судане, реализовать рекомендации национального диалога для обсуждения с оппозиционными группами и обеспечить свободы и права человека. Вот это как раз обманывать никого не должно, поскольку главная цель всех этих требований — политический уход О.аль-Башира, а соответственно и всего его ближнего круга, что и является сменой именно того режима, который присутствует в Судане, начиная с государственного переворота исламистов в 1989 году. Призывы к смене режима во время демонстраций во вторник 22 декабря в столице Хартуме, организованных профсоюзами, ознаменовали поворотный момент в характере протестов, которые начались как стихийные народные реакции в провинциях на повышение цен на хлеб и трудные условия жизни, и политически оформились в рамках последней декларации объединенной оппозиции, которая включает в себя как структурированную часть, так и непримиримых боевиков, в рамках безусловной смены основной парадигмы нынешнего режима. Также отметим и тот момент, что властям на сегодня не удалось предотвратить объединение практически всех основных политических оппозиционных сил, даже несмотря на то, что в этом блоке нет пока явно и в решающей степени махдистов, чей лидер и бывший премьер Садык аль-Махди срочно прибыл  в Судан на прошлой неделе из ссылки из Каира. При этом попытки помешать образованию единого оппозиционного альянса власти предпринимали. Свою первую попытку объединения оппозиция предприняла еще 26 декабря, когда ряд групп (Национальные силы консенсуса (NCF), альянс «Суданский призыв», Профессиональная ассоциация Судана, Республиканская партия, Центральные силы перемен, Силы интифады и Федеральный альянс) провели переговоры, отложив свои разногласия в сторону, и договорились создать «координационный комитет по управлению совместными действиями по продолжению народного восстания и свержению режима, демонтажу (его аппарата) и ликвидации режима». Спустя несколько часов после этого заявления оппозиционные группы объявили об аресте десяти ведущих членов, главным образом из фракций альянса NCF, который включает Коммунистическую партию, партию Баас, партию Насеристов и Юнионистское движение. Согласно сообщению, были задержаны Сиддик Юсеф, Джамал Идрис Мухамед Диа ад-Дин, Maхгуб Бабикир, Тигани Мустафа, Рахман Аттик, Хамад Муса, Ахмед Хадра и Камаль аль-Суни, то есть практически весь актив. Но это не помогло, координационный комитет расширился и продолжает действовать, и, как мы уже видим, ставит политику впереди экономики все в большей степени.
Отсюда собственно и резкая реакция властей. Комментируя этот меморандум, глава медиа-сектора ПНК Ибрагим аль-Сиддик заявил во вторник 1 января, что их решение выйти из состава правительства является «выходом из национального консенсуса, представленного Национальным документом, и противоречит политической этике». «Некоторые из лидеров этой группы, как известно, искусные политические авантюристы и (эксперты) изменения взглядов. Таким образом, это дает представление об отсутствии у них принципиальных политических действий»,-сказал И.аль-Сиддик в заявлении, опубликованном на странице ПНК в Facebook. Он пошел дальше, чтобы минимизировать влияние этих перебежчиков, заявив, что они имеют ограниченное участие в исполнительных и законодательных органах и не имеют политического веса в стране. В частности, он упомянул Гази Салах ад-Дина из движения «Реформа сейчас» и Мубарака аль-Фаделя аль-Махди. По его словам, два дня назад их депутаты утвердили бюджет, а сегодня пытаются обвинить остальных в текущей экономической политике, добавив, что это «чисто политический оппортунизм». Поправим — это «не оппортунизм», а попытка всех политических сил под «шумок» социальных волнений оседлать их. И соответственно, либо свалить О.аль-Башира и начать делить власть, либо вынудить О.аль-Башира предоставить им больше постов в рамках структуры исполнительной власти. И вся разница среди структурированной и неструктурированной оппозиции на сегодня заключается в том, что одни видят себя в будущем инкорпорированными в действующий режим, а другие полагают, что это невозможно.
При этом вновь подчеркнем, что группы «непримиримых» в Дарфуре фактически с этими требованиями внутрисуданской оппозиции солидарны. Глава Суданского освободительного движения (СОД-Минави) Минни Минави, который также является генеральным секретарь партии «Суданский призыв», выступил 1 января с заявлением, в котором приветствовал вышеуказанную декларацию. «Мы, Судан, призываем силы и наших партнеров по оппозиционным силам подтвердить нашу поддержку революции», — сказал М.Минави, добавив, что подписание «Декларации о свободе и переменах» направлено «на укрепление единства сил перемен». Он далее подчеркнул, что повстанцы не отступят от требований, содержащихся в этой декларации, начиная с отставки О.аль-Башира и свержения его режима. В этой связи напомним послужной список самого М.Минави. Он был первым полевым командиром дарфурских повстанцев, который пошел в свое время на мирное соглашение с властями и даже стал вице-президентом. Но потом его обидели в Хартуме, не дали дополнительных преференций и полномочий, и перестали рассматривать как единственного главного и центрального представителя интересов повстанцев в Дарфуре. Или, если еще проще, перестали давать все деньги из центра только ему, а стали распылять их среди других представителей групп боевиков, привлекая их таким образом к процессу «национального диалога», что являлось до недавнего времени главной «фишкой» О.аль-Башира. На сегодня видно, что эта идея уже окончательно приказала долго жить. Но вернемся к Минави: после своего очередного диссидентства он со своими отрядами отправился в Ливию, где стал одной из составных частей ЛНА по командованием Х.Хафтара. Последнего поддерживают ОАЭ и АРЕ, и это обстоятельство в том числе дает сейчас основание суданским властям указывать на иностранный след в рамках организации и распространения нынешних волнений. Но как бы то ни было, очевидно, что дарфурские повстанцы активно пользуются моментом, внешне стараясь оставаться в рамках мирных протестов. 29 декабря 2018 года еще один лидер «непримиримых» Абдель-Вахид аль-Нур (СОД- Нур) опроверг обвинения суданских властей в том, что члены его группы были вовлечены в насилие и саботаж во время продолжающихся протестов по всей стране. Он далее заявил, что режим посредством таких «необоснованных обвинений» фактически пытается отвлечь суданский народ от его борьбы за свободу и демократию. Между тем, в пятницу 28 декабря суданское правительство заявило, что силы безопасности столкнулись в районе Аль-Друшаба с вооруженными элементами СОД-Нура и смогли арестовать часть из них. После их допросов было предъявлено видео, на котором арестованные дарфурцы признаются, что готовили нападения на государственные учреждения, сжигали автомобили и убивали протестующих под видом боевиков «исламской милиции». В этой связи государственный министр информации Мамун Хасан Ибрагим обвинил повстанческую группу в том, что она планирует убивать протестующих с целью последующих обвинений в этих преступлениях силы безопасности. Он также заявил, что спецслужбы захватили 47 бутылок с зажигательной смесью, четыре автомата Калашникова и боеприпасы. В ответ на эти обвинения изгнанный лидер повстанцев провел брифинг в средствах массовой информации через социальные сети, чтобы опровергнуть эти обвинения. Кроме того, он опубликовал четырехстраничное заявление с разъяснением позиции СОД-Нур в связи с продолжающимися беспорядками в Судане. «Руководство Суданского освободительного движения /Освободительной армии Судана (СОД-Нура) безоговорочно опровергает и отвергает откровенно сфабрикованные утверждения режима о том, что оно подстрекало или участвовало в каких-либо насильственных действиях в ходе общенациональных демонстраций против режима», — говорится в заявлении. А.В.аль-Нур добавил, что его группа поддерживает мирные демонстрации и выступает за то, чтобы они продолжались как ненасильственное сопротивление. Кроме того, он отметил, что «боевые подразделения» СОД пока останутся в Дарфуре вдали от мирных протестов. При этом интересы еще один тезис из этого заявления. «СОД готово защищать народ страны от наемных убийц и мучителей режима, если наш моральный долг-вмешаться и спасти жизни ни в чем не повинных людей в крупных населенных пунктах», — сказал он в своем письменном заявлении. Там же однако отмечено, что в то же время чисто гражданские и ненасильственные элементы СОД «будут участвовать в законном протесте вместе со своими товарищами со всего спектра суданской оппозиции и народа». СОД-Нур отвергает участие в мирных переговорах с правительством и отказывается объявить одностороннее прекращение боевых действий. При этом отметим, что однако в сентябре прошлого года она объявила о трехмесячном одностороннем прекращении боевых действий, с тем чтобы предоставить гуманитарный доступ гражданскому населению в пострадавших от оползней районах Джебель-Марра. Другие вооруженные группы также заявили, что они не планируют вмешиваться в мирные акции протеста для защиты демонстрантов от насилия со стороны сил безопасности и ополченцев режима, несмотря на сообщения об участии сил «исламской милиции» в актах насилия в отношении гражданских лиц. От себя отметим, что такая позиция дарфурских боевиков и сепаратистов из Южного Кордофана никого не должна обманывать. Если будет надо, то боевики пойдут в города, как они уже пытались это сделать в начале 1990-х в союзе с антагонистом О.аль-Башара в лице уже покойного лидера фундаменталистов Хасана ат-Тураби. А вот попытки властей расколоть по сепаратистскому признаку протестующих пока успехом не увенчались.
В этой связи видимо надо остановиться несколько подробнее на роли «иностранных сил» во всех эти событиях, на что так упирают суданские власти, а с их подачи и некоторые российские эксперты, которые совершенно справедливо указывают на то, что протесты развиваются по сценариям «цветных революций». На эти мысли их наталкивает пока исключительно использование протестующими интернета в качестве органа своей пропаганды по части произвола властей и мессенджеров в социальных сетях как организатора и координатора новых протестных акций. Призываем пока не впадать в крайности: интернет — это просто удобно и оперативно, и пока ничего более. В этой связи гораздо более важным выглядит тот факт, что практически все страны пока выражают О.аль-Баширу свою официальную поддержку, то есть отсутствуют внешние спонсоры этих волнений. И это не только слова: на фоне протестов в Судане, неизвестные зарубежные спонсоры, поддерживающие политику президента страны Омара аль-Башира, присылают государству самолеты, заполненные партиями муки. Первый такой рейс прибыл в аэропорт Хартума 27 декабря, на борту находилось 30 тонн муки. Уже 29 декабря в Судан прибыл ещё один самолет с 32 тоннами муки. Кому именно принадлежат эти воздушные судна, пока неизвестно. По данным издания Al Rakoba, помощь начала поступать после того, как в поддержку правительства страны выступило сразу несколько государств. На прошлой неделе представители Катара, Бахрейна и Турции выразили поддержку президенту Судана Омару аль-Баширу. Они призывали и другие страны Персидского залива присоединиться к ним. На своей странице в Twitter соответствующее сообщение опубликовал заместитель директора по безопасности эмирата Дубай, генерал Дахи Хальфан, который отметил работу правительства Судана, и заявил, что «аль-Башир – лидер, защищающий свой народ в тяжелые времена». Именно после его слов в Хартум прибыли самолеты с мукой. В ближайшее время в Судан должны прибыть еще несколько самолетов и кораблей с продовольствием. Такая позиция ОАЭ в принципе с некоторыми оговорками поддерживается и Каиром. Особенно на фоне последней по времени положительной тенденции в рамках укреплении двусторонних отношений. Египет и Судан выступают за укрепление стабильности в регионе и формирование совместных структур нового альянса, объединяющего государства, расположенные на берегах Красного моря. Об этом, как сообщила в своей электронной версии газета «Аль-Яум ас-Сабиа», говорится в заключительном документе, принятом по результатам состоявшейся в четверг 27 декабря в Хартуме встречи между министрами иностранных дел и главами разведслужб Египта и Судана. «Стороны заявили о необходимости укреплять безопасность и стабильность в красноморском бассейне, а также способствовать развитию стран, вошедших в альянс государств Красного моря», — отмечается в документе. Каир и Хартум выступили за «создание общих структур этого союза для укрепления взаимного сотрудничества в интересах всех его членов». 12 декабря представители семи государств, расположенных на побережье Красного моря, на встрече в Эр-Рияде одобрили создание нового альянса. Саудовская Аравия, Египет, Джибути, Сомали, Судан, Йемен и Иордания заявили тогда, что основными целями объединения государств, расположенных на берегах Красного моря и Аденского залива, являются укрепление безопасности в регионе, развитие взаимных инвестиций и выполнение совместных экономических проектов. На встрече в Хартуме в формате «2+2», которая проводилась во второй раз, главы МИД и разведслужб Египта и Судана обсудили выполнение и двусторонних проектов, таких как объединение линий электропередач, создание общей сети железных дорог, проектов в области строительства и образования, совместного использования водных ресурсов. В ходе переговоров была подчеркнута полная поддержка Каиром стабильности и безопасности Судана, что, как говорится в совместном заявлении, является неотъемлемой частью национальной безопасности Египта. Министры иностранных дел и главы разведслужб двух стран условились координировать свои действия при обсуждении и решении региональных и международных проблем. Следующие египетско-суданские переговоров в формате «2+2» состоятся в столице Египта. Дата их проведения будет уточнена по дипломатически каналам. Кстати, «молчание» лидера махдистов Садыка аль-Махди, который во время своей ссылки в АРЕ установил с египетским вестями полный контакт, также свидетельствует в пользу этой версии. Эта позиция Каира выглядит последовательной с лета 2018 г.  Стабильная обстановка в Судане является неотъемлемой частью стабильности и безопасности Египта. Об этом в Хартуме заявил египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси, который прибыл в середине августа в суданскую столицу с официальным двухдневным визитом. «Стабильность в соседнем Судане, а также в других странах региона является неотъемлемой составляющей национальной безопасности самого Египта», — отметил А.Ф.ас-Сиси на пресс-конференции, состоявшейся по окончании его переговоров с главой Судана Омаром аль-Баширом. Как указал египетский президент, Каир «полностью поддерживает усилия суданских властей, направленных на нормализацию обстановки в стране. В этой связи президент Египта пожелал О.аль-Баширу «в кратчайшие сроки справиться со всеми еще остающимися внутренними конфликтами и разногласиями». Сотрудничество с Суданом, по словам А.В.ас-Сиси, будет развиваться «в политической и экономической областях, а также в сфере обеспечения безопасности водных ресурсов». И с тех пор ничего в отношениях кардинально не изменилось, а положительные тенденции только укрепились.
Если брать совсем грубо и глобально, то резкая обвальная смена режима в Судане на сегодня не отвечает интересам практически ни одной из стран региона. Ровно по той причине, что суданцы продолжают участвовать в йеменском досье в составе сил т.н. «аравийской коалиции» (а там главными организаторами выступают КСА и ОАЭ), наметилось очень позитивное движение в рамках египетского-суданских, судано-эфиопских и судано-эритрейских отношений, которые долгое время побывали в тупике. При этом очевидно, что совсем непонятно, кто сменит в результате этих «революций» О.аль-Башира. Особенно, если учесть, что все эти оппозиционеры передерутся ровно на второй день после его ухода, а сторонники ПНК так просто власть не отдадут. В этой связи риски возникновения гражданской войны по сирийскому сценарию (да еще в рамках резкой активизации сепаратистов в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле) велики, что совершенно не отвечает интересам сохранения стабильности в регионе Африканского рога ни для одной из стран региона. При этом конечно надо отметить, что КСА с середины этого года прекратило регулярные финансовые транши в Хартум в рамках поддержания национальной валюты. Но причин в данном случае для недовольства Эр-Рияда поведением О.аль-Башира несколько. Несмотря на то, что Хартум согласился предоставить 4000 солдат для военных действий в рамках аравийской коалиции в Йемене, Эр-Рияд считает, что эти бывшие ополченцы из «Джанджавид, которые теперь интегрированы в суданскую армию, ведут себя как наемники, уклоняются от  боевых действий и попали под полное влияние ОАЭ. Вторая причина в том, что наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман на основании данных своих спецслужб придерживается мнения о том, что Судан не соблюдает свое обязательство по полному разрыву связей с Ираном, а в аппарате безопасности Судана сильны проиранские настроения. Эр-Рияд также недоволен поддержанием отношений О.аль-Башира с Дохой и дипломатическим «медовым месяцем» Судана с Турцией, в результате которого в мае остров Суакин был передан Анкаре в аренду в обмен на обещания инвестиций, реконструкции и военного сотрудничества. Но все это совершенно недостаточно для того, чтобы стимулировать протестные акции в рамках смены режима, который в целом Эр-Рияд устраивает, как и Абу-Даби.
Примерно также обстоит дело и с США, которые некоторые российские политологи уже напрямую обвиняют в смене режима в Судане. Так, в интервью изданию ФАН ситуацию именно в таком ключе прокомментировал завкафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Андрей Кошкин По его словам, протесты в Судане, в ходе которых пострадало множество человек, организованы по «методичке цветных революций», а причина кроется в недовольстве Белого дома тем, что Хартум сближается с Москвой. Кошкин напомнил, что О.аль-Башир является президентом Судана уже 25 лет, и он имеет довольно хорошие позиции в регионе. Он не раз посещал российскую столицу и встречался с лидером Сирии Башаром Асадом, подтверждая готовность налаживать отношения с Дамаском, а также быть посредником между Россией и арабскими государствами. Россия уже обговаривала с Суданом крупные проекты, среди которых железная дорога, соединяющая КНР и Европу, атомная электростанция и другие. Фактически, Хартум тоже заинтересован в работе с Москвой, как и РФ. Но это де совсем не по душе США, которые теперь пытаются сменить режим в стране путем революции. Конечно, возмущение жителей, связанное с перебоями в поставках муки, тоже можно понять. Но нужно понимать, что эти проблемы созданы искусственно. Подобные сценарии наблюдаются не только в Судане, отметил Кошкин. Эксперт считает, что при поддержке других государств О.аль-Башир может преодолеть кризис и успокоить людей, что уже наблюдается. У него серьёзная поддержка, поэтому президент Судана способен противостоять внешнему давлению и снять социальное напряжение (насчет этого можно сильно поспорить, а судьба О.аль-Башира висит на волоске – авт.). Скажем сразу, что уважаемый эксперт видимо совсем не понимает сути процессов, которые в Судане происходят. Начнем с «перебоев муки». Это не «перебои», а хронический финансовый и экономический кризис.  Толчком к началу выступлений и их основной движущей силой послужила именно крайне тяжелая экономическая ситуация в стране. В начале этого года в Судане были введены жесткие экономические меры в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда. В частности, власти отпустили курс национальной валюты, что привело к ее резкому обесцениванию с 6,7 суданских фунтов за 1 доллар в 2017 году до 18 суданских фунтов за 1 доллар в январе 2018 г. Сейчас курс местной валюты упал до почти 58 фунтов за 1 доллар. Уровень инфляции в стране уже достиг отметки 70%.  В рамках ограничительных мер были урезаны субсидии на пшеницу, что обернулось быстрым и значительным ростом цен на хлеб. Власти, в частности, отказались от господдержки импорта зерновых и передали эту сферу под контроль частного сектора, что привело к значительному увеличению стоимости многих основных продуктов питания. В результате лепешки из муки грубого помола — основа рациона наиболее бедных слоев населения, подскочили в цене втрое, при этом по госцене в 1 суданский фунт их уже не найти, а перекупщики торгуют ими по 3 фунта. За всеми продуктами питания выстраиваются огромные очереди, действуют жесткие ограничения на снятие наличных, многие банкоматы не работают из-за отсутствия в них средств. В 2011 году после отделения Южного Судана Судан лишился 75% нефтяных месторождений и миллиардных доходов. Именно нефть составляла львиную долю доходов государства. В последующие годы эта ситуация крайне негативно отразилась на экономическом положении находящегося уже многие годы под международными санкциями государства. В 2017 году США сняли с Хартума большую часть экономических санкций, однако существенно выправить ситуацию это не смогло. В этой связи отметим, что на сегодня практически все планы правительства возобновлению нефтяного транзита из Южного Судана, а также привлечению серьезных зарубежных инвестиций в сектор золотодобычи успеха не принесли. Все это приводит к жесткому дефициту валютной ликвидности. Особенно с учетом того, что, как мы сказали выше, прекратились регулярные финансовые транши на поддержку курса национальной валюты со стороны КСА. По неофициальным оценкам министра международного сотрудничества Судана Идриса Сулеймана, отмена санкций США сыграла определенную роль в купировании экономического кризиса в Судане, но при этом главной причиной продолжения кризиса остается факт того, что местная бизнес-элита, поддерживаемая генералами, отказывается демонтировать параллельную экономику. Кроме того, обширные долги страны мешают Хартуму инвестировать в приоритетные сектора, чему не способствует тот факт, что Судан по-прежнему фигурирует в списке американских государств-спонсоров терроризма. По оценкам Идриса Сулеймана, долг его страны составляет 45 млрд долларов. При этом решение Китая пересмотреть сроки погашения своего кредита Судану в 10 млрд долларов, и обещания турецких инвестиций (объем торговли между Турцией и Суданом составляет всего 500 млн долларов в год) не являются исчерпывающими мерами для того, чтобы спасти Хартум от банкротства. Суммируя сказанное отметим, что нынешние беспорядки в Судане являются комбинацией ряда внешних и внутренних факторов, наложенных прежде всего на серьезный финансовый кризис в рамках дефицита наличной твердой валюты и попыток О.аль-Башира обуздать «теневую экономику» и стоящих за ней представителей политической элиты страны.
Теперь о позиции США. Специально для А.Кошкина поясним. Намереваясь добиться переизбрания в 2020 году, президент Омар аль-Башир стремится сделать все возможное, чтобы доказать своим партнерам из США свою «незаменимость» с точки зрения главного партнера в рамках борьбы с исламистским террором, как на африканском континенте, так и в ряде стран Ближнего Востока (прежде всего Сирии и Ираке). Для достижения своих целей режим в Хартуме располагает лишь одним козырем: он продает американцам своих бывших союзников из числа исламистов, и в первую очередь сомалийских исламистских фундаменталистов из «Аш-Шабаб».     В этой связи отметим, что «добро» Вашингтона на переизбрание О.аль-Башира было доведено до него еще в сентябре 2018 г. В конце августа Совет Шуры правящей ПНК большинством голосов проголосовал за внесение поправок в устав партии, чтобы президент Омар аль-Башир мог баллотироваться на третий срок в 2020 году. Президент сумел завоевать большинство в партии, проведя за последние шесть месяцев серьезные кадровые чистки и укрепив тем самым число своих сторонников в официальных структурах, но при этом пропорционально увеличив число своих обиженных однопартийцев. При этом О.аль-Башир прекрасно понимал, что его новый срок президентства связан с рядом региональных и международных факторов, поэтому он предпринял несколько шагов по достижению разрядки напряженности с Каиром и установлению более тесной кооперации как с Эр-Риядом, так и с Анкарой. Но главное — это была позиция Вашингтона, который в конце концов дал О.аль-Баширу свой «зеленый свет» на переизбрание. И главной причиной такого послабления для находящегося под вердиктом МУС О.аль-Баширу стал уровень кооперации Хартума с Государственным департаментом, а также между ЦРУ и Национальной службой разведки и безопасности (НСРБ), бывший глава которой Мухаммед Атта аль-Мула Аббас был назначен послом в Вашингтоне. Эти рабочие отношения в области безопасности, которые должны стать еще более тесными, стали основным фактором молчаливого одобрения администрацией Дональда Трампа переизбрания Омара аль-Башира в 2020 году. Теперь эта активизация сотрудничества в области безопасности затронула помимо «гражданских спецслужб» и сферу военной разведки и армии. В начале октября начальник Генерального штаба Сил обороны Судана (СОС) генерал Камаль Абдул-Маруф аль-Махи совершил поездку в Вашингтон, что стало первым визитом суданского должностного лица в США за последние 25 лет. Его сопровождал начальник военной разведки генерал Мухаммед Мустафа. Суданцы прибыли в США по приглашению начальника Объединенного комитета  начальников штабов Вооруженных сил США генерала Джозефа Данфорда для участия в конференции по борьбе с насильственным экстремизмом, которая проходила в Вашингтоне 6 октября. В целом, К.А.аль-Махи провел около десяти дней в американской столице и воспользовался этой возможностью для проведения помимо Данфорда переговоров с другими высокопоставленными должностными лицами США, включая заместителя помощника министра обороны по делам Африки Алана Паттерсона. Хотя Судан добился отмены американских санкций этим летом, он по-прежнему стремится быть исключенным из списка государств, которые спонсируют терроризм, и собственно этим простым обстоятельством и объясняется помимо президентских амбиций О.аль-Башира, такая ретивость суданцев. И надо отметить, что и американцы в данном случае активно такой тренд со стороны Хартума поддерживают. В данном случае суть вопроса проста: помимо крупнейшей станции АНБ в Хартуме, американских силовиков очень сильно волнует вопрос приобретения агентурных позиций в среде различных исламистских групп и движений, с которыми дела у них обстоят не очень хорошо. Этот факт взаимной заинтересованности подчеркивает и факт того, что аль-Махи также встретился с директором Разведывательного управления Министерства обороны (РУМО) генералом Робертом Эшли. На этой встрече суданский генерал подчеркнул свою приверженность сотрудничеству с американскими разведывательными службами в целях прекращения экономического эмбарго, которое ранее Вашингтон наложил на Хартум. Роберт Эшли пообещал, что сотрудничество по вопросам безопасности между Соединенными Штатами и Суданом будет укреплено на основе более тесных рабочих отношений между Хартумом и Африканским командованием Соединенных Штатов (AFRICOM). В этом контексте одним из итогов этих переговоров стало решение о возобновлении с 12 октября работы ВАТ при посольствах США и Судана в Хартуме и Вашингтоне соответственно. Новым суданским военным атташе в Вашингтоне стал полковник Абу Дар Дафаллах. В этой связи суммируем, что для Вашингтона его интересы в области национальной безопасности и продвижения своего влияния в этой сфере на африканском континенте превышают по своей совокупности все остальные соображения, начиная от контактов Хартума с Москвой и Пекином и заканчивая исламистской сутью нынешнего режима в Судане. Что не отменяет того факта, что Вашингтон защищать этот режим не будет, как впрочем, и прилагать усилия для его свержения.

52.38MB | MySQL:103 | 0,616sec