Ситуация в Марокко: ноябрь 2018 г.

1 ноября Марокканская ассоциация по правам человека (МАПЧ) осудила «постоянную регрессию ситуации с правами человека» в Марокко, одновременно выразив сожаление в связи «со значительным ростом числа политических заключенных». В докладе за 2017 – 2018 гг. МАПЧ осудила власти за подавление социальных движений, и в частности, движения «Хирак» на севере страны, возникшего в регионе Риф в начале 2017 г. Его активисты были арестованы и приговорены к тюремному заключению сроком вплоть до 20 лет.

МАПЧ насчитала «более 1020 человек», осужденных за «их критическое мнение» или «за их активность в рядах протестных движений», включая движение «Хирак».

Как констатировал по этому поводу глава МАПЧ Ахмед аль-Хаидж, в связи с «социальным кризисом государство выбрало силовой подход».

Также 1 ноября глава МИД Марокко Насер Бурита фактически оправдал незаконную иммиграцию в Европу, предложив Старому свету не становиться «цитаделью» перед потоком нелегалов. Он также предложил Европе не оказывать давление на страны-транзитеры иммигрантов. Среди последних явно читалось Марокко. Дело в том, что выходцы ряда африканских стран могут прибывать в королевство без виз, что автоматически сделало Марокко одним из транзитных пунктов на пути африканцев в Европу.

Ситуация усугубилась в связи с тем, что после постепенного закрытия восточного маршрута миграции (Турция – Греция) и центрального (из Ливии и Туниса в Италию) резко увеличилось давление незаконных иммигрантов на Марокко. Кроме того, королевство также является значительным генератором иммиграции.

Некоторые эксперты утверждают, что Марокко использует проблему иммиграции для того, чтобы получать от Европы финансовую помощь, а также рассматривает ее как разменную карту при обсуждении проблемы сахарских провинций.

2 ноября близ Рабата началось строительство очередного вряд ли очень нужного марокканцам объекта – небоскреба «Башня Мухаммед VI» высотой 250 метров, который предполагается как самое высокое здание в Африке. Небоскреб будет возведен в Сале – городе-спутнике Рабата. Его строительство финансирует банк BMCE, хозяином которого является миллиардер Осман Бенджеллун. Подрядчиками являются бельгийская компания Besix (она участвовала в строительстве небоскреба Burj Khalifa в Дубае), китайская группа CRCCI и марокканская TGCC.

О проекте строительства «Башни Мухаммед VI» впервые было объявлено еще в 2016 г. Срок ее реализации  не объявлялся, однако известно, что она будет стоить, по предварительным данным, 367 млн евро.

В настоящее время в Марокко есть два высотных комплекса. Башня компании Maroc Telecom в Рабате высотой 139 метров включая антенный комплекс и две башни комплекса Twin Center в Касабланке высотой 115 метров.

6 ноября по случаю очередной годовщины «Зеленого марша» (невооруженного похода марокканцев в сахарские провинции в 1975 г.) король Марокко Мухаммед VI в телевизионном выступлении призвал Алжир к «прямому и открытому» диалогу. Одновременно он предложил создать «совместный политический механизм для диалога и консультаций» с тем, чтобы «преодолеть разногласия» между двумя соседями. Существующее состояние отношений между Марокко и Алжиром монарх назвал «неприемлемым».

7 ноября очередной горняк погиб в незаконном забое в Джераде – городе на севере Марокко, ставшим одним из эпицентров протестного движения.

Напомним: до закрытия в конце 90-х годов прошлого столетия основной шахты в Джераде на ней работали до 9 тысяч человек.

Очередная трагедия близ Джерады произошла 13 ноября. Там в  цинковой шахте в результате обвала погибли 3 человека, 3 получили ранения.

14 ноября в Касабланке в апелляционном суде началось рассмотрение дел лидера движения «Хирак» Насера Зефзафи и других активистов движения. В июне 2018 года 55 человек были осуждены судом первой инстанции. 11 из них в конце августа были помилованы монархом, равно как еще 177 человек, связанных с движением «Хирак» и осужденных другими судами.

Осведомленный парижский еженедельник «Жен Африк» 18 ноября утверждал, что их помилованию во многом способствовало обращение к монарху со стороны проживающей в Касабланке младшей дочери главы «Республики Риф» (1922 – 1926 гг.) Абделькрима – 80-летней Аишы аль-Хаттаби.

Движение «Хирак» возникло на волне протестов, вспыхнувших на севере королевства после трагической смерти в октябре 2016 года уличного торговца рыбой.

В связи с  процессом в Касабланке правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» призвала марокканскую Фемиду учесть, что, по ее данным, активисты движения «Хирак» в заключении якобы подвергались пыткам.

16 ноября были осуждены 16 человек, связанных с протестными акциями, имевшими место в Джераде в 2017 — 2018 годах. Они получили сроки тюремного заключения от 2 месяцев до 5 лет. Осужденные обвинялись в «разрушении государственного имущества, побуждении к насилию, участии в неразрешенной манифестации». Протестные акции в Джераде начались после того, как в декабре 2017 года в заброшенной шахте погибли двое горняков.

9 ноября марокканские власти объявили об аресте двух сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Они подозревались в подготовке «террористических операций» в Марокко. Аресты двух молодых людей в возрасте 18 и 25 лет были осуществлены сотрудниками Центрального бюро криминальных расследований (BCIJ) в Инезгане и Аит Меллуле близ Агадира. Старший из них уже однажды был осужден в рамках закона по борьбе с терроризмом. Оба они «поддерживали связь с другими террористическими элементами, арестованными в июле 2018 года» по обвинению в «попытке обзавестись оружием для совершения терактов». Они также поддерживали контакты «со сторонниками ИГ вне Марокко с тем, чтобы использовать их знания в области создания взрывных устройств и отравляющих веществ».

Сейчас эксперты с тревогой ожидают, как Марокко справится с теми, кто в свое время отправился в ряды ИГ в Ираке и Сирии. В 2015 году число марокканцев, воевавших в составе ИГ, оценивалось в более чем 1600 человек.

13 ноября Ватикан объявил, что римский папа Франциск посетит Марокко 30 — 31 марта 2019 года, 34 года спустя после того, как в королевстве побывал Иоанн Павел II. В сообщении отмечалось, что понтифик совершит поездку «по приглашению короля Мухаммеда VI и архиепископов». Предполагается, что он посетит Рабат и Касабланку.

Покойный Хасан II был первым руководителем арабской страны, принявшим в августе 1985 года римского папу. В 1991 году он нанес ответный визит в Ватикан.

14 ноября стало известно, что семья известного марокканского оппозиционера Мехди бен Барки, бесследно пропавшего в Париже в 1965 году, обратилась к президенту Франции Эммануэлю Макрону и королю Марокко Мухаммеду VI с призывом помочь пролить свет на обстоятельства его похищения. Обращение было направлено перед визитом Э.Макрона в Марокко, где он должен был участвовать в торжественной церемонии пуска высокоскоростной железной дороги между Танжером и Касабланкой.

«Вы единственные, кто может сделать адекватные жесты и принять необходимые решения, которые могли бы вывести из тупика это дело», — написал в обращении сын оппозиционера Башир бен Барка.

Считается, что Мехди бен Барка был похищен сотрудниками марокканских спецслужб, действовавшими вместе с французскими полицейскими. Его тело бесследно исчезло.

15 ноября Э.Макрон прибыл в Марокко с тем, чтобы вместе с королем проехать на скоростном поезде от Танжера до Рабата. Пуск магистрали — первой высокоскоростной железной дороги в Африке — в коммерческую эксплуатацию предполагался в конце ноября.

Ожидается, что скоростной поезд будет преодолевать 350 км между Танжером и Касабланкой за 2 часа 10 минут. На 180-километровом участке между Танжером и Кенитрой он будет развивать скорость 320 км в час. До этого расстояние между Танжером и Касабланкой  преодолевалось обычными поездами за 4 часа 45 минут. Изначально проект «Аль-Бурак», стартовавший в 2007 году, был призван стать витриной модернизации страны. Первоначально предполагалось его запустить в 2015 году, однако ход работ замедлился, в частности, из-за сложностей с отведением земель. Стоимость проекта составила около 2 млрд евро. Стоимость строительства 1 км полотна составила 9 млн евро при европейском стандарте от 15 до 20 млн евро за километр.

51% от общей суммы стоимости проекта предоставила Франция в виде различных кредитов, 28% — правительство Марокко, 21% — различные арабские фонды.

В целом, как показали последние годы, марокканским властям благодаря комплексу мер, включая полицейские и судебные, удается сдерживать протестные выступления, не допуская выхода ситуации из под контроля.

52.2MB | MySQL:103 | 0,454sec