Ситуация в Судане и Южном Судане: ноябрь 2018 г.

2 ноября отзвуки событий в Судане имели место в лагере суданских беженцев в Бреджинге на востоке Чада, где в результате беспорядков погибли 6 суданских беженцев из региона Дарфур, свыше 10 получили ранения. Беспорядки стали следствием недовольства беженцев тем, как распределялась в этом лагере гуманитарная помощь.

Недовольство так называемых беженцев вспыхнуло после того, как сотрудники ООН и представители властей Чада попытались разобраться в действовавшей в течение 15 лет схеме распределения гуманитарной помощи. Очевидно, что они «наступили» на интересы» тех, кто распределял эту помощь внутри лагеря.

Согласно тем, кто проводил расследование среди 320 тысяч беженцев, 55% из них были «очень зависимы» от поступавшей помощи, 31% зависим от нее, а 14% были «автономны». По их мнению, из схемы распределения помощи необходимо было исключить третью категорию, которая по определению была самой влиятельной. Похоже, что представители этой категории и организовали беспорядки. Именно они, вооруженные холодным оружием и дубинками, атаковали служащих гуманитарных организаций, занимавшихся распределением помощи. Их атаку отражали сотрудники служб безопасности  Чада, которые арестовали участников беспорядков.

Стоит напомнить, что еще в 2017 году Судан, Чад и ООН подписали трехстороннее соглашение, предусматривавшее добровольное возвращение беженцев к местам их изначального проживания. По состоянию на ноябрь 2018 года, из Чада в Судан вернулись несколько сотен суданских беженцев. В обратном направлении проследовали несколько тысяч беженцев из Чада.

7 ноября США заявили о готовности начать процесс по удалению Судана из «черного списка» стран, поддерживающих терроризм. Эта готовность тут же была обусловлена продолжением в Судане демократических реформ.

«США приветствуют обязательства Судана в части достижения прогресса по ключевым темам, таким как сотрудничество в области борьбы с терроризмом, уважение прав человека, свобода вероисповедания и прессы, предоставление гуманитарного доступа», — заявил представитель Госдепа США Хачер Нойерт.

Днем ранее обозначенные выше сюжеты обсудили помощник госсекретаря США Джон Салливан и министр иностранных дел Судана Ахмед ад-Дирдири. В ходе переговоров они договорились развивать двустороннее сотрудничество, содействовать «кардинальным реформам с тем, чтобы укреплять стабильность Судана и углублять прогресс» по указанным вопросам.

Напомним, что США включили Судан в «черный список» стран, поддерживавших терроризм, в 1993 году. Мировой террорист «номер 1» Усама бен Ладен пользовался покровительством Судана в период с 1992 по 1996 гг.

В последнее время отношения между Суданом и США заметно потеплели. В октябре 2017 г. США отменили экономические санкции против Судана. Однако развитие экономического сотрудничества сдерживалось нахождением Судана в «черном списке» стран, поддерживающих терроризм.

8 ноября Хартум приветствовал решение США начать переговоры, призванные привести к удалению Судана из американского «черного списка» стран, поддерживающих терроризм.

 

Южносуданские власти 2 ноября освободили бывшего представителя повстанцев Джеймса Гатдета и полковника армии ЮАР в отставке Уильяма Джона Эндли — бывшего советника главаря повстанцев Риека Машара. Оба они были приговорены к смерти в феврале трибуналом Джубы по обвинению в измене и заговоре с целью свержения правительства. Это решение было расценено как жест доброй воли со стороны Джубы в условиях, когда реализуется последнее по времени мирное соглашение между южносуданскими властями и повстанцами.

Объявление об их освобождении сделал президент Южного Судана Сальва Киир в ходе торжественной церемонии в Джубе, посвященной подписанию в сентябре мирного соглашения. В ней участвовал и главарь повстанцев Р.Машар, впервые за более чем два года прибывший в столицу Южного Судана.

Немедленно в центральную тюрьму Джубы отправился глава МВД Южного Судана Майкл Чиенгджет с тем, чтобы освободить двух высокопоставленных узников. «Их освобождение осуществлено в рамках реализации мирного соглашения», — утверждал он.

В тот же день Эндли должны были выдворить из Южного Судана. Ожидалось, что Гатдет отправится в Хартум, где в то время находилась резиденция Р.Машара.

Гатдет в свое время покинул Южный Судан и укрылся в Кении, где он получил статус беженца. Тем не менее Найроби в нарушение международного права выдал его Джубе в ноябре 2016 г.

Эндли в рядах повстанцев занимался вопросами их интеграции в ряды национальной армии после подписания предыдущего мирного соглашения. Он был арестован в августе 2016 года в аэропорте Джубы, несколько недель  спустя после вспышки насилия, сорвавшей реализацию этого документа и вынудившей Р.Машара бежать из страны.

Напомним, что гражданская война в Южном Судане разразилась в декабре 2013г., два с половиной годя спустя после достижения этой страной независимости. Она сразу же приняла этнический характер, поскольку ее основными действующими сторонами стали народности динка в лице президента С.Киира и нуэр в лице тогда вице-президента Р.Машара. Война, в ходе которой совершались многочисленные преступления по этническому признаку, унесла жизни 380 тысяч человек, свыше 4 млн южносуданцев – около трети населения страны – стали вынуждено перемещенными лицами.

Очередное мирное соглашение между сторонами конфликта было подписано 12 сентября 2018 г. в Аддис-Абебе. Согласно этому документу, Р.Машар должен вновь получить пост вице-президента, однако многочисленные наблюдатели сомневаются в том, что он сможет работать вместе с С.Кииром.

5 ноября президент Южного Судана С.Киир был назначен посредником на мирных переговорах между Хартумом и повстанцами, действующими в Дарфуре, штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Об этом сообщил в тот день прессе советник по вопросам безопасности президента Южного Судана Тат Кеу. По его словам, глава государства согласился «обеспечить посредничество между суданскими властями и вооруженной оппозицией». Предполагалось, что переговоры между делегациями Хартума и повстанцев должны были начаться в Джубе через неделю.

Джуба и Хартум ранее неоднократно обменивались взаимными обвинениями в поддержке повстанцев, действующих как в Южном Судане, так и Судане. Проходившие ранее переговоры между Хартумом и повстанцами до сих пор не привели к каким-либо реальным результатам.

Хартум в немалой степени способствовал тому, что в сентябре 2018 г. было подписано очередное мирное соглашение между Джубой и повстанцами.

23 ноября в Джубе Южный Судан и ЮАР подписали рамочное соглашение, предусматривающее, что Претория инвестирует около 1 млрд долларов в реанимацию нефтедобывающей промышленности, оказавшейся в кризисе из-за гражданской войны. Более точные детали соглашения будут определены в ходе дальнейших переговоров между Центральным энергетическим фондом ЮАР и Южносуданской нефтяной корпорацией «Нил». Как пояснил министр нефти Южного Судана Эзекиэль Лол Гаткуот, указанные средства пойдут, в частности, на строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) с пропускной способностью 60 тысяч баррелей нефти в день, сети трубопроводов, развитие инфраструктуры нефтедобычи, подготовку кадров.

Южный Судан не располагает собственными НПЗ. До гражданской войны добывавшаяся на его территории нефть транспортировалась по нефтепроводу через территорию Судана.

В настоящее время в Южном Судане добывается около 155 тысяч баррелей нефти в день, что составляет менее половины от довоенного объема добычи.

29 ноября в Найроби был распространен доклад британской неправительственной организации Conflict Armament Research (CAR), согласно экспертам которой несмотря на действие эмбарго на поставки оружия в Южный Судан эта страна продолжает получать вооружения извне, причем поставки следуют транзитом через соседние страны.

По итогам 4-хлетнего расследования они установили, каким образом страны – соседи Южного Судана, и в частности, Уганда, обходят международное эмбарго, поставляя оружие различным сторонам конфликта. По данным CAR, через Уганду в Южный Судан все это время шло оружие из США и ряде европейских стран. По тем  же данным, у повстанцев было больше проблем с получением оружия, нежели у правительственной армии. Они вообще не получали оружие извне с середины 2015 г. В большинстве случаев им приходилось довольствоваться тем, что они отбивали у противника. В докладе также констатируется, что вопреки обвинениям и слухам, после мая 2014 года китайское оружие не поступало в Южный Судан, хотя до указанной даты такие поставки действительно производились. В то же время эксперты CAR обвинили Уганду в том, что она передавала Южному Судану вооружения, «вероятно», не ставя об этом в известность их производителей. Они же указали на то, что одно время повстанцы получали вооружения из Судана.

В целом, в докладе CAR отчетливо прозвучало, кто в течение 5 лет южносуданского конфликта он вольно или невольно подогревался поставками вооружений как в сам Южный Судан, так и в соседние с ним страны.

62.86MB | MySQL:102 | 0,562sec