Новые данные ФРГ по экспорту вооружений в Саудовскую Аравию и Турцию за 2018 г.

В четверг Министерство экономики ФРГ в ответ на парламентских запрос немецких левых представило информацию, в соответствии с которой в минувшем году экспорт вооружений из Германии в Турцию и Саудовскую Аравию заметно вырос. Так, даже с учетом принятого в ноябре 2018 г. решения о полном запрете поставок оружия в КСА, суммарная стоимость экспорта за год составила порядка 160 млн евро. Таким образом, за 10 месяцев объем поставок стал на 50 млн евро выше по сравнению с 12 месяцами 2017 г. В случае с Турцией рост выглядит еще более заметным. По данным немецкого Минфина, в 2017 г. стоимость поставок составила 60 млн евро, в то время как до октября 2018 г. Анкара получила вооружений на сумму около 200 млн евро, что означает рост более чем в три раза.

Комментируя запрос, представитель немецкой  Левой партии С.Дагделен отметила: «Поскольку федеральное правительство бездействует, немецкая военная промышленность может продолжать извлекать существенную прибыль из криминальной войны в Йемене и агрессивной внешней политики Эрдогана… Ввиду гуманитарной катастрофы в Йемене, вызванной диктатурой Саудовской Аравии и новой кампании против курдов в северной Сирии, объявленной Турцией, правительство Германии должно сделать все возможное, чтобы обезопасить себя, предотвратить дальнейший экспорт оружия в Эр-Рияд и Анкару». Для немецких СМИ первое замечание, как кажется, оказалось более значимым, поскольку в большинстве из них, таких изданий как ZDF или Welt обратили внимание именно на то, что резкий рост произошел в год, ознаменованный убийством саудовского журналиста Дж.Хашогги. А вот в том, что касается представленного парламентского запроса, акцентом является, скорее, политика Турции. Сама С.Дагделен, являющаяся немецким депутатом курдского происхождения, рожденной в семье иммигрантов из Турции, судя по ее заявлениям, активно противостоит турецким властям уже давно. Мало того, именно действия Р.Т.Эрдогана по отношению к населению страны во многом сформировали ее политические взгляды и побудили к тому, чтобы вступить в ряды немецких левых.

Надо сказать, что тема поддержки сирийских курдов перед лицом опасности турецкого наступления пользуется в ФРГ определенной популярностью. Так, в начале января председатель Комитета по иностранным делам Бундестага Р.Кизеветтер (ХДС/ХСС) отметил, что необходимо под контролем ООН создать буферную зону для защиты сирийских курдов. Лоббировать эту идею в рядах ООН, по его мнению, должны совместно Берлин и Париж. В текущем году для этого должны сложиться наиболее благоприятные обстоятельства, поскольку Франция в марте получает председательство в Совете Безопасности. Германия избрана в него в порядке ротации в качестве непостоянного члена на 2019-2020 гг., а в апреле также временно возглавит СБ. Это, как полагает Р.Кизеветтер, может позволить Европе проводить единую политику в условиях заявления президента США Д.Трампа об уходе из Сирии. Важно отметить, что такая линия во многом отвечает запросам Израиля, который хотел бы рассчитывать на европейцев, хотя бы как на противовес растущему влиянию в САР враждебных региональных режимов и России, а также стремится обеспечить безопасное положение курдов, необходимых для реализации стратегических задач на Ближнем Востоке. Сирийские курды через своих представителей тоже хотели бы добиться участия Германии в судьбе своего народа. Так, в начале года представитель самоуправления северной и восточной Сирии в Германии И.Мурад поддержал идею Р.Кизеветтера. При этом именно вмешательство федерального правительства в ситуацию в САР он назвал наиболее перспективным, поскольку, по его словам, ФРГ является самым влиятельным из европейских игроков, а также обладает необходимым политическим весом на международной арене в целом.

Отдельно в контексте ответа министерства финансов ФРГ на парламентский запрос следует обозначить возможные последствия для самой страны и ее правительства. Так, канцлер А.Меркель пообещала до середины 2019 г. предоставить уточнение руководящих принципов экспорта немецких вооружений за рубеж, действующих с 2000 г. Пока существующие положения содержат некоторое количество лазеек. К примеру, там говориться, что продажи не должны одобряться в том случае, если есть достаточные основания для подозрений, что поступившее вооружение будет использовано для репрессий и систематических нарушений прав человека. Однако даже с немецкой стороны нет достоверной информации по спорному экспорту в КСА. С одной стороны, как отмечает ZDF со ссылкой на исследования, проведенные такими СМИ, как ARD и Stern, что даже в правительственных кругах в курсе, что морская блокада Йемена была введена при помощи немецких патрульных катеров. С другой стороны, комментируя ответ Минфина на парламентский запрос, тот же ZDF указывает, что доподлинно проследить, куда именно была отправлена та или иная партия немецкой военной техники, не представляется возможным,  поскольку все заседания по данному вопросу проходят в закрытом режиме. А гарантировать, что поступившая несколько лет назад техника, не будет использована в дальнейшем в противоречащих положениям немецкого законодательства целях на практике невозможно.

Из всего сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, пример экспорта вооружений Саудовской Аравии показывает, что в ФРГ назрела реформа в том, что касается одобрения поставок за рубеж, одним из основных акцентов которой должна стать большая прозрачность сделок с возможность общественного контроля над тем, куда именно отправляется продукция немецкой военной промышленности и для каких целей.  Вместе с тем с точки зрения сложившейся в стране практики вряд ли такие изменения в полной мере могут быть учтены. Во-вторых, Германия, равно как и Франция, озаботившаяся ситуацией в САР, столкнувшись с неожиданным заявлением Д.Трампа в конце прошлого года, пытается как на правительственном уровне, так и со стороны оппозиции выработать эффективные механизмы сохранения своего влияния в арабской республике. Одним из элементов данного курса может стать поддержка сирийских курдов, опасающихся нового турецкого наступления. Эта составляющая региональной активности Берлина способствует сближению его интересов с Иерусалимом, который по различным причинам заинтересован в поиске точек соприкосновения с европейскими государствами по различным пунктам ближневосточной повестки дня. Впрочем успех возможной совместной активности зависит от  многих факторов, включая совместную работу в ООН. Для Израиля это весьма недружественная международная площадка, да и ближневосточное государство далеко не всегда довольно позицией влиятельных европейских партнеров по резолюциям, затрагивающим ближневосточную проблематику. Берлин и Париж, в свою очередь, намерены активизировать свои усилия в ООН, добиваясь в числе прочего реформы организации, которая могла бы позволить Германии получить там кресло постоянного государства-члена.

52.21MB | MySQL:103 | 0,680sec