Ситуация в Ливии: декабрь 2018 г.

5 декабря разоткровенничался командующий силами Армии США (по нашему – Сухопутные войска) в Африке генерал Роджер Клутьер. По его оценке, данной в интервью французскому информационному агентству АФП, американские военные «более чем когда» заняты проблемами африканского континента, от стабильности которого зависит международная безопасность, и «мы ищем новые возможности, чтобы еще больше участвовать в этом процессе».

Месяцем ранее Пентагон объявил, что США намерены сократить на 10% численность их войск в Африке в ближайшие годы и больше сконцентрироваться на ответах на угрозы, которые создаются Россией и Китаем.

По состоянию на начало декабря 2018 г. в 40 африканских странах находились примерно 7200 американских военнослужащих, главным образом, из Сил специальных операций. Речь шла, в частности, о Сомали, Нигере и Ливии.

По оценке генерала Клутьера, речь шла главным образом о превентивных задачах, и в частности, о поддержании надлежащей боеспособности армий африканских стран с тем, чтобы они сами могли решать стоявшие перед ними проблемы.

Помимо Армии США в решении этих задач принимали участие формирования Национальной гвардии. Как отметил генерал Клутьер, «африканские военные, получившие подготовку в США, становились руководителями в их странах».

За три месяца до этого заявления генерал Клутьер занимал пост начальника штаба Африканского командования Пентагона (Африком). О нем  стало впервые достаточно широко известно после того, как он отредактировал доклад относительно расследования об атаке джихадистов на совместный американо-нигерский патруль в октябре 2017 г., в результате которой погибли 4 американских солдат.

Также 5 декабря Министерство здравоохранения Ливии объявило, что впервые после длительного перерыва в стране под наблюдением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) стартует национальная кампания по вакцинации более чем 2,7 млн детей. Она проводится при содействии Детского фонда ООН Unicef, финансирование взяла на себя Германия.

Отсутствие возможности вакцинации детей ранее вынуждало их родителей вывозить младенцев из Ливии в другие страны.

6 декабря базирующаяся в Триполи Верховная национальная избирательная комиссия (ВНИК) объявила, что референдум относительно новой конституции Ливии может пройти в феврале 2019 г. Как сообщил на пресс-конференции глава ВНИК Имед ас-Сайех, «есть возможность организовать референдум по проекту конституции в конце февраля 2019 года». Первое необходимое условие для этого «было выполнено после того, как был принят закон» о референдуме избранным парламентом, который базируется на востоке страны в Тобруке, «пусть он неполный и частичный», отметил И.ас-Сайех. Он же предупредил, что касса ВНИК пуста, в то время как для проведения референдума необходимо около 30 млн долларов. По словам И.ас-Сайеха, организация референдума также зависит от условий безопасности.

В мае 2018 г. против штаб-квартиры ВНИК был совершен теракт, ответственность за который взяло на себя «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ). Тогда погибли 14 человек, в том числе 9 сотрудников ВНИК.

Одобрение проекта конституции через референдум должно открыть дорогу для проведения в Ливии парламентских и президентских выборов, которые, как предполагается, завершат переходный период в этой стране.

ВНИК пользуется репутацией дееспособной и независимой структуры. Она ранее организовала парламентские выборы в 2012 и 2014 годах.

10 декабря ливийская национальная нефтяная компания NOC объявила, что одно из милицейских формирований блокировало работу одного из самых крупных в стране нефтепромыслов «Аль-Харара», что на юго-западе страны в районе Убари (900 км к югу от Триполи). Добычу там ведет компания Akakus, в которой участвуют NOC, испанская Repsol, французская Total, австрийская OMV и норвежская Statoil. По состоянию на 18 декабря блокада продолжалась.

До этого на «Аль-Хараре» добывалось 310 тысяч баррелей нефти в день – треть от общего объема нефтедобычи в Ливии. Как сообщил для АФП представитель протестующих, блокада будет продолжаться до тех пор, пока сидящее в Триполи правительство национального согласия (ПНС) не удовлетворит социальных требований жителей юга Ливии. «Мы призываем ПНС гарантировать обеспечение бензином автозаправок, наличие ликвидности в банках, уделить внимание медицинскому обслуживанию, вновь открыть аэропорты и оказать помощь городам Убари и Себха», — сказал он.

По данным NOC, нефтепромысел захватила группа тех, кто был призван охранять его – сотрудники охранного предприятия, которым не платили зарплату с 2014 г.

Ранее в похожих случаях через два – три дня после захвата начинались переговоры, и работа нефтепромыслов возобновлялась. В данном случае блокада затянулась.

20 декабря командующий Ливийской национальной армией (ЛНА, подчиняется восточному правительству) фельдмаршал Халифа Хафтар потребовал от ООН провести расследование поставки оружия «из Турции» в порт Аль-Хомс (120 км к востоку от Триполи). До этого таможенная служба, подчиняющаяся Триполи, сообщила в коммюнике об аресте двух контейнеров с оружием. От местных властей стало известно, что в контейнерах находились оружие и боеприпасы. Они были доставлены из Турции несколькими днями ранее. По документам, в них должны были находиться строительные материалы.

По данным ЛНА, в контейнерах находились несколько тысяч единиц стрелкового оружия и свыше 4 млн патронов к ним.

ЛНА регулярно обвиняет Катар, Турцию и Судан в нарушении эмбарго на поставки оружия в Ливию. По ее данным, они поставляют оружие различным исламистским формированиям. Противоположный лагерь обвиняет ОАЭ и Египет в поставках оружия ЛНА.

22 декабря посетивший Триполи глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу пообещал провести расследование и принять «жесткие меры» в связи с задержанием в порту Аль-Хомса контейнеров с оружием, доставленных из Турции. Глава ПНС Фаиз Сарадж в свою очередь при встрече с турецким министром выразил ему «глубокую озабоченность» по этому поводу. М.Чавушоглу заверил ливийского премьера, что турецкое правительство «не имеет к этому никакого отношения, что этот захват никак не связан с политикой турецкого государства». В ходе встречи стороны договорились провести совместное расследование инцидента.

На пресс-конференции по итогам визита М.Чавушоглу обвинил некие арабские и западные страны, не назвав их конкретно, в направлении в Ливию «танков, ракет, дронов», дав понять, что они были поставлены ЛНА.

23 декабря в Триполи побывал премьер-министр Италии Джузеппе Конте. Он обсудил с руководством ПНС вопросы двустороннего сотрудничества и развития внутриполитического процесса в Ливии. Дж.Конте должен был также побывать на востоке Ливии, где планировалась его встреча с Х.Хафтаром.

24 декабря одна из структур, относящихся к МВД Ливии, объявила об обнаружении в районе Сирта – бывшего оплота ИГ – братской могилы с останками 34 эфиопов, убитых джихадистами в 2015 г. Про их казнь стало известно из видеозаписи, размещенной экстремистами в интернете. Об обнаружении могилы сообщило формирование «Сил защиты Сирта».

Сирт был освобожден от джихадистов в декабре 2016 г. силами ПНС и мисуратских бригад бывших повстанцев.

25 декабря группа вооруженных лиц атаковала здание МИД Ливии в Триполи. Атаке предшествовал мощный взрыв в районе здания, где была подорвана заминированная автомашина. Позднее выяснилось, что атаковавших было 4 человека, в том числе смертник, приведший в действие взрывное устройство на втором этаже здания. По «почерку» можно было предположить, что атаку совершили боевики ИГ.

По предварительным данным, в результате атаки погибли по меньшей мере 3 человека, в том числе дипломат, до 10 получили ранения. Здание МИД значилось среди наиболее охраняемых в ливийской столице.

Ранее боевики ИГ совершали нападения в Триполи на штаб-квартиру NOC (2 погибших) и здание ВНИК (14 погибших).

Уже 26 декабря ИГ взяло на себя ответственность за атаку на здание МИД Ливии. По данным ИГ, нападавших было 3 человека.

В целом, теракт в Триполи в очередной раз продемонстрировал, что ИГ никуда не делось из Ливии, несмотря на то, что его боевиков преследуют различные группы бывших повстанцев, и по ним наносят удары американцы. Судя по всему, их базы находятся на юге Ливии, который выпадает из под контроля ПНС и восточного правительства. Действиям ИГ также способствует двоевластие, существующее в Ливии.

62.83MB | MySQL:102 | 0,569sec