Оценки китайских специалистов расширения пакистано-саудовского сотрудничества

Как сообщают китайские источники, с 30 ноября 2018 г. порт Гвадар официально включен в систему морских трансокеанских перевозок КНР и все терминалы данной морской гавани подключены к единой системе контроля, учета и управления. Самый главный элемент данного порта это грузовые терминалы, предназначенные для выгрузки нефти импортируемой из стран Ближнего Востока и Восточной Африки.

Как известно, процесс строительства порта Гвадар и примыкающей промышленной открытой экономической зоны площадью 2281 кв. км. привлек внимание военно-политического руководства такого мусульманского государства как Королевство Саудовская Аравия, которое является одним из основных военно-политических и экономических партнеров Пакистана. Китайские наблюдатели отмечают, что после вступления в должность премьер-министра Имран Хан свой первый официальный визит нанес именно в Эр-Рияд для проведения переговоров по вопросам инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества.

Известно, что новый руководитель Пакистана присутствовал на открытии Конференции по перспективным инвестиционным инициативам в Эр-Рияде. Следует отметить, что в упомянутом мероприятии принимали участие 3800 представителей различных коммерческих организаций из 90 стран, что позволило неофициально присвоить мероприятию статус «Давос в пустыне».

В рамках переговоров между Имран Ханом и наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом была достигнута договоренность от том, что официальный Эр-Рияд окажет значительную финансовую поддержку Исламабаду. Известно, что было выделено 3 млрд долл. США для поддержания деятельности банковской системы Пакистана (к настоящему моменту получено уже два транша по 1 млрд долл. США каждый) и еще 3 млрд долл. США было предоставлено в качестве компенсации стоимости нефти, которую приобретает  пакистанские компании.

Подобная финансовая поддержка оказалась вполне своевременной в условиях ухудшения отношений между Исламабадом и Вашингтоном, поскольку президент США Дональд Трамп оказал серьезное давление на Международный валютный фонд, который отказал Пакистану в выделении кредита в размере 12 млрд долл. США. Следует отметить, что валютные резервы Исламабада сократились до 8,1 млрд долл. США, а дефицит бюджета составляет 18 млрд долл. США.

По данным китайских и пакистанских источников, премьер-министр Имран Хан именно в рамках упомянутой выше Конференции по перспективным инвестиционным инициативам в Эр-Рияде предложил саудовским партнерам принять участие в разработке месторождений меди и золота в Пакистане, а также в реализации проекта «Китайско-пакистанского экономического коридора». Общая стоимость последнего уже достигла 63 млрд долл. США поскольку подразумевает строительство нескольких электростанций (гидро, тепловых, ветряных и солнечных) разной мощности, железной и автомобильных дорог, а также нескольких промышленных открытых экономических зон, что в совокупности должно обеспечить от 70 до 120 тысяч рабочих мест для граждан Пакистана.

Особое внимание саудовских предпринимателей привлекает возможность участия именно в процессе реализации проекта КПЭК и, в частности, строительства целого ряда объектов топливно-энергетической инфраструктуры в районе глубоководного порта Гвадар, оператором которого является китайская компания China Overseas Port Holding Company. Как известно, китайские инвесторы полностью оплатили весь комплекс строительных работ, а также поставку необходимого портального оборудования.

По данным китайских и пакистанских источников, 11 января 2019 г. в Пакистан прибыла делегация из Королевства Саудовская Аравия в составе министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Халида аль-Фалиха, губернатора провинции Табрук – наследного принца Фахда бен Султана, а также представителей нескольких крупнейших саудовских корпораций и компаний.

Достоверно известно, что саудовский министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов в сопровождении главного исполнительного директора корпорации Saudi Aramco посетил порт Гвадар, где его встретили члены правительства Пакистана, а именно: государственный министр Харун Шариф, министр нефти Гулам Сарвар Хан, министр портов и морских перевозок Али Зайди, а также министр информации провинции Белуджистан Захур Булед. Кроме того на встрече присутствовал помощник посла КСА в Пакистане Хабибулла Бухари.

Саудовские и пакистанские высокопоставленные чиновники провели рабочие переговоры в рамках подготовки текста меморандума о взаимопонимании по проекту нефтеперерабатывающего завода, в строительстве которого заинтересована корпорация Saudi Aramco и официальный Исламабад. Достоверно известно, что стоимость строительства завода составит 10 млрд долл. США (по другим данным стоимость варьируется от 5 до 8 млрд долл. США), максимальная производительность должна составить 400 тысяч баррелей (минимальное значение определено на уровне 200 тыс.баррелей в сутки).  Следует отметить, что новый НПЗ будет входить в сеть новых перерабатывающих предприятий, которые SaudiAramco планирует построить в ближайшие несколько лет.

Известно, что председатель правления управляющей компании порта Гвадар Дустаин Хан Джамалдини провел ознакомительную экскурсию для саудовской делегации и подробно ответил на все вопросы о районе расположения будущего НПЗ, условиях электро- и водоснабжения, условиях проживания и безопасности сотрудников, подрядных организаций, которые будут возводить НПЗ и обеспечивать его пуско-наладку.

Следует отметить, что Пакистану необходимы новые НПЗ, которые позволят повысить эффективность переработки как импортной сырой нефти, так и того углеводородного сырья, которое планируется добывать на сухопутных и шельфовых месторождениях, обнаруженных сотрудниками геологоразведочных партий западных ресурсных компаний. По данным пакистанских источников, процесс подготовки текста меморандума продвигается согласно плана и документ будет подписан в рамках официального визита наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в Пакистан, который состоится в середине февраля 2019 г.

Кроме того, наследник престола может подписать еще два меморандума между пакистанскими властями и саудовской топливно-энергетической компанией ACWA Power (вторая по статусу), руководство которой намерено приобрести две электростанции в провинции Белуджистан – «Хавели Бахадаршах»  и «Балоки». Обе электростанции используют в качестве топлива сжиженный природный газ и их максимальная мощность должна составить 1200 МегаВатт каждая. Комиссия по приватизации должна рассмотреть возможность продажи двух указанных электростанций в течение 6-8 месяцев.

Саудовские инвесторы рассчитывают, что визит наследного принца Мухаммеда бен Сальмана позволит ускорить данный процесс, поскольку сложная энергетическая ситуация в Пакистане является основным проблемными моментом в процессе развития промышленности этого мусульманского государства и явно тормозит приток иностранных инвестиций. Основным условием пакистанской стороны является обеспечение доступных тарифов на электроэнергию для населения. Известно, что компания ACWA Power уделяет серьезное внимание использованию возобновляемых источников энергии и рассчитывает построить в Пакистане солнечные и ветряные электростанции суммарной мощностью 2000 МегаВатт.

По оценкам пакистанских и саудовских специалистов, стоимость двух электростанций составит около 5 млрд доллю. США, т.е. в совокупности в ближайшее время саудовские компании инвестируют около 15 млрд долл. США в топливно-энергетическую отрасль Пакистана, что позволит официальному Исламабаду привлечь еще 25 млрд долл. США инвестиций из Объединенных Арабских Эмиратов и КНР.

В дополнение к вышесказанному, отметим, что принц Фахд бен Султан в рамках военно-политических переговоров с премьер-министром Имран Ханом презентовал руководителю Пакистана позолоченный автомат Калашникова.  Китайские и пакистанские обозреватели и политологи отмечают, что в ходе переговоров Фахд бен Султан и Имран Хан обсудили перспективы двустороннего сотрудничества по обеспечению безопасности совместных стратегических интересов.

Кроме того, Фахд бен Султан провел официальные переговоры с президентом Пакистана Арифом Алви, министром обороны Первезом Хаттаком и начальником штаба Сухопутных войск ВС Пакистана генералом Камером Джаведом Баджва, с которым обсудил вопросы сотрудничества разведывательных службы двух стран в вопросах борьбы с террористической и исламистской угрозами.

62.83MB | MySQL:102 | 2,098sec