Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества Италии и Пакистана

Как отмечают китайские специалисты в условиях обострения военно-политических отношений между Исламабадом и Вашингтоном именно Вооруженные силы Пакистана находятся в наиболее сложном положении поскольку военно-политическое руководство США оказывает давление на национальные оборонно-промышленные компании с целью приостановки поставки техники и сменно-запасных частей. Как известно, ВС Пакистана преимущественно эксплуатируют авиационную технику американского производства и в частности подразделения армейской авиации, а также правительственные службы используют транспортные вертолеты марки Bell Helicopters (в частности Bell 412ЕР) для перевозки личного состава/высокопоставленных сотрудников/командиров, при проведении поисково-спасательных и эвакуационных мероприятий в дневное и ночное время.

Следует отметить, что для замены устаревающих вертолетов американского производства, которые практически выработали свой ресурс военно-политическое руководство Пакистана еще в 2016 г. начало приобретать средние транспортные вертолеты AW-139 производства итальянской компании Leonardo-Finmeccanica, являющейся структурным подразделением более крупной авиастроительной компании Augusta Westland.

К настоящему моменту в Пакистане выполняют полеты 16 вертолетов данной модели, а именно 11 единиц эксплуатируют Вооруженные силы (часть используется для обеспечения полетов высшего военно-политического руководства). 5 винтокрылых машин эксплуатирует частная авиакомпания Golden Eagle Aviation — предоставляет услуги воздушных перевозок для национальных и иностранных корпораций для полетов на строящиеся объекты и т.д.

Основными особенностями военной модификации AW-139, которую получили ВС Пакистана является наличие «стеклянной кабины» , адаптированной для применения приборов ночного видения пилотами при совершении полетов в ночное время, а также в сложных метеоусловиях (снег, туман, дождь), характерных для горных районов Пакистана (особенно на границе с Афганистаном). Также итальянские конструкторы оснастили «военную» модификацию AW-139 системой тактической цифровой помехоустойчивой шифрованной связи.

Кроме того, предусмотрены места для установки дополнительных оптико-электронных устройств разведки и наблюдения типа SAFIRE, датчиков лазерного наведения и систем радиоэлектронной борьбы и подавления.  Вертолеты, которые ВС Пакистана используют для проведения спасательно-эвакуационных мероприятий оснащены внешней точкой крепления для размещения дополнительного топливного бака, системой дозаправки, системой борьбы с обледенением всего корпуса (для полетов в высокогорных условиях в зимний период), устройством для перерезания кабелей, одной/двумя лебедками с дополнительными фонарями направленного освещения, поисковым прожектором.

Максимальная вместительность винтокрылой машины данной модели составляет 12 (по другим данным 15) человек. Суммарная грузоподъемность вертолета составляет 2200 кг.

В отношении других тактико-технических характеристик AW-139 известно, что два турбовальных двигателя РТ6С-67С (пр-во компании Pratt&Whitney, Канада) с максимальной мощностью 1396 кВт обеспечивают вертолету максимальную скорость 306 км/ч, скороподъемность 10,9 м/сек, максимальную дальность полета без дозаправки 1250 км и практический потолок 6096 м.

Следует отметить, что в настоящее время итальянская компания выполняет контракт стоимостью 79 млн долл. США на поставку очередной партии вертолетов для официального Исламабада, но не раскрывает точное количество приобретенных винтокрылых машин, хотя средняя стоимость AW-139 на международном рынке составляет 10 млн долл.США.

Однако, необходимо учитывать стоимость сменно-запасных частей, оборудования для обслуживания и ремонта, а также оплату за подготовку пилотов. Кроме того, установка нового оборудования по требованию заказчика также влияет на стоимость авиационной техники – как правило, приводит к увеличению цены.

Обозреватели китайского специализированного издания «Мир авиации» отмечают, что итальянская компания достаточно педантично подошла к вопросу адаптирования AW-139 к условиям Пакистана. Достоверно известно, что итальянские специалисты собрали информацию об эксплуатации вертолетов поставленных ранее.

Под наблюдением специалистов компании Leonardo-Finmeccanica оказались вертолеты, дислоцированные на авиационной базе «Мултан», которые выполняли контрольные полеты при температурах окружающего воздуха до +49 градусов по Цельсию (на полигоне Karakoram Range), а также с необорудованных площадок на высотах до 4968 м.

Благодаря полученным данным, итальянские специалисты внесли изменения в топливную и смазочные системы, что позволяет пилотам безопасно выполнять висение в сложных метеоусловиях над горными склонами, что необходимо для высадки десанта или эвакуации раненных. Новейшие вертолеты AW-139 поступят на вооружение 88-ой эскадрильи боевого обеспечения (АвБ «Шахбаз», Джакобабад, провинция Синд, Южное командование ВВС) и в распоряжение летного училища для проведения занятий по повышению квалификации пилотов вертолетов типов Bell 412EP, King Air 350 ER, Grand Caravan EX, и Н125М.

По словам маршала авиации ВВС Пакистана Сохаила Амана: «Глубокий анализ технических и эксплуатационных данных, а также отчетов пилотов показывает, что вертолеты AW-139 являются лучшим образцом винтокрылой техники для спасательных и транспортных операций в горных условиях».

Кроме поставок авиационной техники, итальянские компании также сотрудничают с ВС Пакистана в вопросах артиллерийского вооружения для Сухопутных войск. Известно, что официальный Исламабад подписал контракт на поставку 115 самоходных гусеничных артиллерийских установок типа М109L (калибр 155 мм), выпуск которых налажен компанией «Ото Бреда» (специализируется на производстве корабельной артиллерии). Итальянские специалисты разработали собственное орудие с длиной ствола 39 калибров, которое обеспечивает возможность ведения огня на дальность до 30 км с использованием стандартных боеприпасов ВС стран-членов НАТО.

Специалисты компании «Ото Бреда» модифицировали дульный тормоз-компенсатор, который более эффективно гасит энергию отдачи.  Следует отметить, что итальянские оружейники выиграли в тендере на поставку самоходных орудий у южноафриканской компании Denel Land Systems (предложили САУ Т5-52) и сербской Югоимпорт-СДПР (представили гаубицу «НОРА В-52»). К настоящему моменту пакистанские военные получили в свое распоряжение 65 ед. САУ М109L.

Одновременно с рассматриваемыми орудиями ВС Пакистана подписали контракт с итальянскими оружейниками на поставку 245 противотанковых орудий SP Mike-10 калибра 150 мм, которые очевидно предназначены для борьбы с основными боевыми танками вероятного противника. По данным индийских источников, ВС Пакистана уже получили партию из 120 орудий.

Очевидно, что официальный Исламабад продолжает политику распределения заказов на вооружение и военную технику, с тем, чтобы не оказаться в зависимости от поставок в случае ухудшения военно-политических отношений.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что предприятия ОПК КНР могут предложить пакистанским партнерам гусеничные САУ типа PLZ-52 (в НОАК приняты на вооружение под обозначением PLZ-05). В отношении вертолетной техники китайского производства известно, что в настоящее время винтокрылая машина Z-8G, которая, по своим характеристикам, сопоставима с AW-139, только в конце 2018 г. была передана на опытно-войсковую эксплуатацию в Тибетский военный подокруг НОАК, а значит необходимо время для подтверждения заявленных характеристик и проверки ресурсной прочности машины.

52.19MB | MySQL:103 | 0,444sec