К итогам визита президента Франции Э.Макрона в Египет

40 соглашений на 1,6 млрд евро подписаны в ходе официального визита президента Франции Эмманюэля Макрона в Египет. Об этом сообщила в понедельник министр по делам инвестиций и международного сотрудничества арабской республики Сахар Наср по итогам двустороннего инвестиционного экономического форума. «40 соглашений на общую сумму в 1,6 млрд евро, заключенных в ходе визита президента Франции, свидетельствуют о стратегическом характере наших отношений, которые сейчас получили ощутимое развитие», — отметила она. Так, восемь документов, касающихся экономики, образования, здравоохранения и культуры, были подписаны по итогам переговоров на высшем уровне. Еще 32 соглашения, а также меморандумы о взаимопонимании, декларации о намерениях и инвестиционные контракты в сфере энергетики, транспорта, здравоохранения, социальной защиты, предпринимательства, телекоммуникаций подписали на форуме, в котором приняли участие около 300 представителей властных структур и бизнеса Египта и Франции. Среди основных подписанных в Каире документов — протокол о стратегическом развитии в социально-экономической области между АРЕ и французским агентством по развитию на 2019-2023 годы, который определяет программу сотрудничества на общую сумму в один миллиард евро. Стороны подписали также соглашения о выделении Францией Египту кредита в размере 336 млн евро на строительство новой линии метро между Каирским международным аэропортом и столичным районом Гелиополис, большая часть которого (286 млн евро) будет предоставлена французским правительством. Кроме того, заем в 50 млн евро Париж предоставит на финансирование программы по поддержке в Египте предприятий, собственниками которых являются женщины. Еще один совместный проект связан с обеспечением безопасности на египетских железных дорогах. Соглашение в области образования предусматривает реорганизацию французского университета в Египте. Стороны договорились о сотрудничестве в сфере подготовки кадров в государственном управлении. Также подписаны декларация о намерениях по строительству совместного фармакологического предприятия и декларация об укреплении сотрудничества в сфере культуры, образования и франкофонии. Достигнута договоренность о строительстве совместного предприятия французской компании SEB и египетской Zahran по производству посуды из нержавеющей стали. Еще один проект в области охраны окружающей среды предусматривает реконструкцию зданий в историческом центре Каира, построенных еще в XIX — начале XX веков. Франция намерена также внести вклад в строительство «интеллектуальных городов» на территории Египта. Как отметила министр, Франция является одним из ключевых инвесторов в экономику Египта. «Общий объем инвестиций составляет 5 млрд долларов, а число французских компаний, работающих в Египте, достигает 160, — сказала она, отметив, что приоритетными сферами капиталовложений Парижа в арабской республике являются энергетика, промышленность, транспорт и инфраструктура, а также информационные технологии и финансовый сектор.

Отметим, что визит Э.Макрона в Каир был предсказуем. И не только по причине желания заключить взаимовыгодные контакты, но и для того, чтобы обсудить две важные темы, которые не нашли отражения в официальных пресс-релизах по итогам этого визита. Это прежде всего ливийское досье, где сейчас Париж пытается перехватить у Рима после провальной по результатам конференции в Палермо инициативу и организовать некую новую консолидированную силу в рамках достижения компромисса между главкомом ЛНА Х.Хафтаром и мисуратовскими кланами с участием нынешнего военного командующего вооруженными силами Триполи О.аль-Джули, который представляет влиятельный клан Триполитании Зидан, с целью все-таки выйти в этом году на проведение всеобщих выборов в Ливии. И сделать это без согласия Каира, который является одним из основных кураторов Хафтара, в принципе нереально. Мы об этом уже сообщали, и еще вернемся в рамках отдельного анализа. Пока только отметим, что в силу отсутствия в заключительном коммюнике упоминания ливийской темы свидетельствует о том, что пока окончательного единства сторон по этому вопросу достигнуть не удалось.

Вторая тема — экспорт оружия в АРЕ. Если быть точнее, то в рамках визита французского президента он и сопровождающие его лица в том числе пытались решить проблему достижения компромисса в рамках передачи устаревших самолетов «Мираж 5» от  ВВС АРЕ Пакистану. Египет уже несколько месяцев пытается аннулировать сделку с Парижем по модернизации  около тридцати «Мираж 5». В свою очередь, согласно ряду источников, Министерство обороны Пакистана уже представило Парижу официальное предложение о создании парка истребителей «Мираж-5», от которого египетские ВВС уже несколько месяцев пытаются избавиться. Речь идет о 30 самолетах фирмы Dassault (общее число  60) в парке ВВС АРЕ, которые  были уже модернизированы дочерней компанией Safran Sagem в соответствии с условиями контракта Horus от 2003 года. Эта оборонная компания планировала провести вторую модернизацию своих самолетов в 2013-2014 годах, но Каир тогда предпочел приобрести Rafale с аннулированием первоначальных условий контракта. Такой вариант поставил Dassault в крайне затруднительное положение. В качестве альтернативы возник пакистанский вариант, но сама передача уже модернизированных самолетов упирается в  требования Каира на получение дополнительных скидок в рамках поставок  Rafale. Но главная проблема — такой реэкспорт требует согласие Парижа. Контракт стоимостью в несколько десятков миллионов евро кажется довольно незначительным, однако для Исламабада его реализация является  стратегически важным пунктом его оборонной стратегии на сегодня. Военно-воздушные силы Пакистана предполагают использовать полученные «Миражи»  для  базирования и доставки  крылатых ракет Hatf-VIII или Ra’ad, которые являются основным компонентом ядерного сдерживания Пакистана. Часть таких самолетов, уже эксплуатируемые сейчас ВВС Пакистана с 1973 года, были уже модернизированы французами  в рамках программы ROSE (Retrofit Of Strike Element) компанией Sagem именно для размещения на них крылатых ракет. Каир очень заинтересован в пакистанском предложении, но для этого требуется согласие Парижа. Так что, в конечном счете, последнее слово остается за Францией, которой также  принципиально важно закрепиться на пакистанском оружейном рынке в условиях нынешнего замораживания ВТС между Пакистаном и США.

Но есть одно принципиальное «но». Такая сделка существенно усилит ядерный арсенал Пакистана против Индии, которая является главным региональным противником Пакистана и единственной целью в рамках его программы  регионального ядерного сдерживания. Эта ситуация усугубляется тем фактом, что нынешние  отношения Нью-Дели и Исламабада не отличаются излишней стабильностью. Более того, они имеют по всем прогнозам тенденцию к ухудшению, особенно накануне выборов в Индии в марте с.г.  Таким образом, давая «добро» Каиру на реэкспорт, Париж автоматически ставит под удар все свои перспективы ВТС с Индией. Это тяжелый выбор для Парижа, потому что за последние несколько лет Индия стала одним из ведущих партнеров французской оборонной промышленности. За несколько лет Париж полностью сместил фокус своих оборонных продаж в регионе. Французская оборонная промышленность на протяжении многих лет была основным поставщиком авиационной техники для Исламабада, включая «Мираж», военно-морскую технику, подводную лодку «Агоста», наземную технику, ракеты «Мистраль». Однако за последние пять лет баланс резко качнулся в сторону Индии, которая сегодня предлагает лучшие возможности для французской оборонной промышленности, в том числе и в рамках  потенциальных сделок в этой сфере. Dassault, продавшая Индии в 2016 году 36 самолетов Rafale, надеется удвоить этот заказ при условии улучшения политического и правового климата. Между тем, военно-морская группа Франции по экспорту (бывшая DCNS) планирует реализовать в Индии ряд контрактов по поставкам  ВМС Индии новых подводных лодок и надводных кораблей. Такой же сдвиг наблюдается и в рамках представления таких услуг, как тренинг французскими специалистами кадров национальной армии, который сейчас имеет тенденцию к сокращению в Пакистане, но пропорционально такой бизнес растет в Индии. При этом отказ Парижа удовлетворить заявку Каира ставит под большой вопрос реализации в полной мере сделки по поставкам истребителей Rafale Египту и одновременно осложняет экспансию французских оружейников на пакистанский рынок. В этом случае им «в затылок» дышат российские конкуренты: Каир также в качестве альтернативы французам или в качестве самостоятельной сделки рассматривает закупку МиГ-35 и штурмовиков Су-35.  При этом надо учитывать, что президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси стремится к сближению с Пакистаном. В декабре 2018 года начальник штаба Сухопутных войск ВС Пакистана Камар Джавед Баджва посетил Каир, где встретился с Мухаммедом Заки, министром обороны  Египта. Обе страны получают финансовую поддержку от своих союзников в Персидском заливе в лице с Саудовской Аравией и Объединенных Арабских Эмиратов, в том числе и в рамках  военных закупок.

То, что окончательного компромисса сторонам в рамках нынешних переговоров достигнуть не удалось, свидетельствует заключительное коммюнике.  Франция планирует обсудить с Египтом поставки новых вооружений в ближайшие несколько месяцев. Об этом заявил в понедельник президент Франции Э.Макрон, выступая на пресс-конференции по итогам переговоров с египетским коллегой Абделем Фаттахом ас-Сиси в Каире. По его словам, в рамках имеющегося контракта в Египет были уже доставлены 23 истребителя «Рафаль». «Мы продолжим работу в ближайшие месяцы», — сказал он в ответ на просьбу прокомментировать возможность заключения новых контрактов на поставку самолетов и боевых беспилотников. Президент Франции подчеркнул, что другие темы касательно поставок оружия на встрече в понедельник не затрагивались. Таким образом, по данным ряда экспертов, дальнейшая реализация контракта по поставка «Рафаль» продолжает на сегодня упираться в позицию Парижа в отношении реэкспорта «Миражей» в Пакистан.

Отвечая на другую часть вопроса журналиста, который также интересовался отношением Франции к применению властями Египта французской военной техники для подавления беспорядков, Макрон заявил, что «использование этих бронемашин должно быть только военным» и должно касаться защиты от внешних угроз. «Подобное использование бронемашин было зафиксировано только в 2013 году, и предыдущие власти провели обсуждения с Египтом на этот счет с целью получить разъяснения», — добавил он. Эти ограничения пока не распространяется на использование «Миражей» в рамках контртеррористической операции на Синае. В этой связи отметим, что согласно докладу командования  силового блока АРЕ А.Ф.ас-Сиси по итогам этой операции было констатирована «слабая практическая отдача использования этой техники против повстанцев, а также недостаточная эффективность от предоставляемых французскими партнерами разведывательных данных». В общем-то этот факт стал очевидным уже давно и стало одной из побудительных мотивов для египтян избавиться от устаревших истребителей «Мираж» в пользу российских Су и тех же «Рафаль». Еще одной альтернативой может стать поставки из ОАЭ штурмовиков «Танк», которые переделываются  из бывших самолетов сельскохозяйственной авиации. В общем-то они неплохо себя успели зарекомендовать в той же Ливии, где они пилотировались американскими экипажами из числа сотрудников ЧВК «Блэквотерс». Но в данном случае запрос Каира на поставки современных боевых самолетов во многом связан не с Синаем, а с попытками модернизировать свой авиапарк с учетом получения возможности наносить превентивные удары в значительной части Африки. А это особенно актуально с учетом формирования Каиром сейчас инструментов возможного силового воздействия на ситуацию в связи со строительством Эфиопии  плотины «Возрождение» на Голубом Ниле.

52.32MB | MySQL:103 | 0,626sec